Рабочие швы бетонирования – что нужно знать проектировщику

Архив рассылки “Непрошеные советы” для начинающих проектировщиков. Выпуск № 6.

Сегодня в Непрошеных советах я хочу начать разговор о рабочих швах бетонирования и стыковке арматуры.

Что такое рабочий шов бетонирования? Часто монолитную конструкцию не получается забетонировать в один прием, тогда ее делят швами на части, и бетонирование выполняется в несколько этапов.

Когда мы проектируем конструкцию, мы обязаны думать о том, как ее будут выполнять в натуре. Грамотный проектировщик не будет давать на откуп производителю работ принятие решения о местах расположения швов бетонирования и нахлестке арматуры в ответственных конструкциях. Я не раз была свидетелем, до чего такая самодеятельность доводила: и мощные ригели прерывали в месте опирания на колонну (не над колонной, а вообще – возле колонны, в месте образования всех возможных трещин); и наклонные швы бетонирования под 45 градусов городили (как бетон сполз, так и оставили); и в самой середине пролета плиты швы делали (в месте максимального изгибающего момента); и нахлестку арматуры пытались всю сделать в одном месте (не учитывая ограничение «не более 50% в сечении элемента); и стыковали арматуру в нижней зоне плиты в середине пролета, а в верхней – над опорами (в местах максимальных напряжений, это вообще недопустимо)… В общем, всякое повидала, а многое удалось предотвратить либо перепиской, либо примечаниями в чертежах, либо указаниями в журнале авторского надзора – зачастую производители работ умудряются все с ног на голову перевернуть даже там, где, казалось бы, ну все понятно.

Итак, что мы должны знать о рабочих швах бетонирования, чтобы в виде технических указаний донести до производителя работ на стройке?

1)Качественно (согласно нормам) выполненный шов бетонирования предполагает целостность монолитной конструкции, т.е. отсутствие в месте шва концентратора напряжений. Но при этом обязательно соблюдать условия, изложенные в п. 2.8-2.14 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», особенно:

Хочу отметить, что надеяться на то, что по собственной инициативе строители обработают шов качественно, нельзя. Поэтому советую перестраховаться четкими указаниями по поводу положения и формы швов бетонирования. Например так: «При необходимости устройства швов бетонирования в плите перекрытия Пм1, их следует располагать согласно выполненной на чертеже схеме. Швы должны быть перпендикулярны поверхности плиты, перед последующим бетонированием поверхность шва необходимо обработать согласно указаниям СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». Изменение положения швов бетонирования без согласования проектной организацией не допускается.» Так хоть технадзор проследит за соблюдением указаний.

Обратите внимание на последний абзац пункта 2.13. Он предполагал наличие грамотных строителей, изучающих СНиПы и знающих положения этого самого пункта. Жизнь показывает, что такое везение выпадает не каждой стройке, и хотя бы во всех ответственных изгибаемых элементах здания (плиты перекрытия, балки, лестничные марши, фундаментные балки и монолитные ростверки) положение шва бетонирования нужно оговаривать.

2)Выделю отдельным пунктом: шов должен быть перпендикулярным оси бетонируемого элемента. Это важное условие строители очень не любят, т.к. бетон сам никак не хочет ложиться вертикально в плитах и балках, и нужно что-то городить. А тут еще и арматура мешает. Поэтому пишите примечания – заботьтесь о своей конструкции, кто же еще о ней позаботится?

3)Как понять проектировщику, где должен быть шов бетонирования? Сейчас конструкции бывают так далеки от простых форм, а положение колонн и стен столь затейливо… Без расчета, как говорится, не разберешься. Идеальное положение шва бетонирования должно совпадать с положением нулевой поперечной силы в конструкции – т.е. шов надо делать там, где поперечная сила минимальна, а лучше – равна нулю.

Как обнаружить это место? По результатам расчета – в эпюре поперечных сил. Если считаете в ручную, то ищите место, где эпюра пересекает горизонталь. Именно там поперечная сила равна нулю, это оптимальное место для шва.

Если считаете с помощью программы, то анализируйте эпюры поперечных сил или их цветные схемы в результатах расчета. Так даже проще и наглядней.

4)Ну и напоследок опишу, как стандартно изображается шов на чертеже. Это обычная пунктирная линия с выноской «Рабочий шов бетонирования». Сложности не в том, чтобы нанести, а в том, чтобы разобраться, где его сделать. Если вы не уверены, что шов будет нужен, то можно написать следующее примечание: «Положение швов бетонирования в плите перекрытия необходимо согласовать с представителем авторского надзора».

О стыковке арматуры я напишу в следующем выпуске. Удачного проектирования!

Швы бетонирования: рабочие, компенсационные, усадочные. Технология работ

Во время объемного строительства, когда работы длятся несколько дней, возникают рабочие швы бетонирования. В этом понятии заключаются технологические особенности работы с бетоном. Швы в бетонных полах, в балках и стенах негативно сказываются на долговечности здания или конструкции, становятся причиной нарушения герметичности. Во избежание разрушения готового объекта важно правильное выполнение стыков.

Что это такое?

В строительстве стен и колонн допускается формирование только горизонтальных швов в бетоне

При возведении крупных объектов, конструкций, габаритных перекрытий, заливку бетона невозможно провести за один раз. Работа растягивается на несколько дней либо в течение рабочего дня делаются перерывы. Если заливка опалубка проводится в несколько приемов, смесь застывает по мере ее добавления и между слоями раствора появляются границы — холодные швы.

Стыки в бетоне считаются слабым местом возводимого объекта. Чтобы предупредить дальнейшее разрушение, эти границы подвергают специальной обработке. При заливке раствора нужно брать во внимание архитектурную специфику здания. Выделяют следующие виды стыков:


Формирование такого стыка поможет смеси высохнуть более равномерно.

Технология устройства

Холодный шов должен обеспечить плотное прилегание и сцепление слоев бетона. Препятствовать этому могут поверхностные загрязнения — мусор, снег или лед. Поэтому их удаляют.

Легкой поверхностной чистки недостаточно. Нужно разрушить цементную пленку, ухудшающую адгезию застывшего материала со свежим.

Для этого используют различные способы удаления поверхностного слоя на рабочих швах бетонирования:

Механическую обработку для обеспечения большего сцепления слоев проводят металлическими щетками с проволочной щетиной, фрезеровальной установкой, пескоструйным пистолетом, воздушным компрессором или струей воды.

При травлении кислотой действующим веществом выступают соляная, уксусная или ортофосфорная кислота. Они растворяют цементную пленку, открывают поры бетона. После обработки участок промывают водой.

Дополнительно по поверхности стыка наносят насечки или покрывают битумными, клеевыми или полимерными мастиками. Они повышают адгезию между схватившимся и следующим новым слоем бетона в несколько раз.

На место соединения укладывают усиливающую сетку из арматуры с мелкими ячейками. Эффективно применение оцинкованных шпонок с двумя рабочими сторонами.

Устройство холодного шва проводят по схеме:

  1. Выбор места стыка согласно СП 70.13330.2012, где четко указаны возможные границы для колонн, плоских и ребристых плит, балок. Для полов, отмосток и других покрытий участок определяют исходя из технологии и объема бетона.
  2. При бетонировании формируют ровный край с помощью опалубки. Смесь должна набрать прочность не менее 1,5 МПа. Ориентировочно это займет 1-3 дня.
  3. Подготавливают стык вышеуказанными способами. Комбинированная обработка дает лучший результат.
  4. Заливают участок бетоном, смесь уплотняют и выравнивают.

Если место шва заранее не было подготовлено, прорезают бетон вдоль стыка с помощью специальной машины с алмазным диском.

При устройстве температурных, изоляционных, усадочных и конструкционных швов особое внимание уделяют герметизации стыков. Применяют гидрошпонки, бентонитовые и гернитовые шнуры, набухающие профили. Они компенсируют подвижки бетонных массивов и одновременно препятствуют проникновению влаги.

Причины возникновения

Формирование бетонных стыков происходит под воздействием следующих факторов:


Стык может сформироваться, если смесь не была залита в опалубку за один прием.

Опалубку можно заполнить раствором постепенно. Новый слой наносят на уже затвердевший бетон, что снижает сцепление разных уровней. Такая конструкция отличается меньшей прочностью, чем монолиты без швов. Снижается устойчивость к влаге и морозу, ухудшается внешний вид сооружения. Это объясняется тем, что между границей и уровнями раствора преобразуется усадочное сжимающее напряжение. Во время засыхания смесь сжимается. В это время бетон подвержен негативному воздействию со стороны на растяжение и изгиб. Резкое ослабление сил растяжения провоцирует образование мелких трещин. Так шов становится менее прочным, чем остальная часть ЖБК.

«Холодный» шов

Заливка слоями с созданием «холодного» шва рассчитана на длительную приостановку работ. Причин для этого множество, главное, что после 12 часов начинается схватывание бетона по всему объему. Из-за чего нельзя продолжать укладку без выполнения жестких требований.

Когда планируется длительная остановка в заливке фундамента, необходимо серьезно отнестись к поверхности. На ней появляются первые уплотнения, поэтому укладка нового материала нарушит равномерность застывания. Эта особенность заставляет потратить дополнительное время, часто оказывающееся непредсказуемой проблемой.

Новый бетон М250 укладывается с «холодным» швом только после полного застывания залитой части. По этой причине подготовка надежного фундамента часто затягивается на несколько месяцев. С такими проблемами обычно приходится сталкиваться бригадам в малоэтажном строительстве при недостатке денежных средств.

Заливка слоями не позволяет обрести максимальной прочности, но в отдельных случаях приходится обращаться именно к ней. Стоит рассмотреть оба способа, выбрав оптимальный вариант. Это позволит сохранить достаточную надежность, почти не нарушив требований технологии заливки.

Где можно бетонировать со швами?

При появлении холодных стыков следует расшить соединения между слоями бетона по всей площади конструкции. Для заделки сформированных каналов используют гидроизоляцию и заливку герметиком.


В определенном месте колонны такой структурный элемент может быть.
Швы во время бетонирования допускаются после точного расчета. Важно учесть безопасность возводимого объекта. Рабочие стыки можно делать в тех местах, от которых не зависит прочность конструкции. К таким элементам относят:

Лучшее расположение шва

Оптимальное устройство шва требует, чтобы его размещение совпало с расположением наименьшей поперечной силы в объекте. Эту область нельзя определить приблизительно. Ее вычисляют, определяется эпюра поперечных сил. При ручном расчете находится место, в котором эпюра пересекает горизонтальную плоскость. Это лучшее место для швов, так как здесь поперечные силы близки к нулю. Программные расчеты подразумевают использование наглядных схем для анализа.


С помощью пунктира такие элементы конструкции обозначаются на ее чертеже.

На чертежах строящихся объектов заранее вычисленные холодные швы указываются пунктирными линиями. Для пояснения используют сноску «рабочий шов бетонирования». Изменять место стыков, пренебрегая чертежами и просчитанными схемами, запрещено. Соблюдение требований, прописанных в СНиПе 3.03.01—87, гарантирует получение крепкого и долговечного объекта.

Посмотреть «СНиП 3.03.01-87» или

Рабочие швы бетонирования – что нужно знать проектировщику

Архив рассылки “Непрошеные советы” для начинающих проектировщиков. Выпуск № 6.

Сегодня в Непрошеных советах я хочу начать разговор о рабочих швах бетонирования и стыковке арматуры.

Что такое рабочий шов бетонирования? Часто монолитную конструкцию не получается забетонировать в один прием, тогда ее делят швами на части, и бетонирование выполняется в несколько этапов.

Когда мы проектируем конструкцию, мы обязаны думать о том, как ее будут выполнять в натуре. Грамотный проектировщик не будет давать на откуп производителю работ принятие решения о местах расположения швов бетонирования и нахлестке арматуры в ответственных конструкциях. Я не раз была свидетелем, до чего такая самодеятельность доводила: и мощные ригели прерывали в месте опирания на колонну (не над колонной, а вообще – возле колонны, в месте образования всех возможных трещин); и наклонные швы бетонирования под 45 градусов городили (как бетон сполз, так и оставили); и в самой середине пролета плиты швы делали (в месте максимального изгибающего момента); и нахлестку арматуры пытались всю сделать в одном месте (не учитывая ограничение «не более 50% в сечении элемента); и стыковали арматуру в нижней зоне плиты в середине пролета, а в верхней – над опорами (в местах максимальных напряжений, это вообще недопустимо)… В общем, всякое повидала, а многое удалось предотвратить либо перепиской, либо примечаниями в чертежах, либо указаниями в журнале авторского надзора – зачастую производители работ умудряются все с ног на голову перевернуть даже там, где, казалось бы, ну все понятно.

Недостатки швов

К негативным сторонам холодных стыков бетонного раствора относят:


При наличии такого стыка в конструкции фундамента потолок подвала может начать мокнуть.

При отсутствии необходимости оформлять рабочие швы нужно их избегать. Монолиты без стыков, плиты, стены, фундамент выдерживают большие нагрузки при усадке и в течение всего периода эксплуатации. Если проводится масштабная работа, прибегают к ступенчатой технике заливки бетона. Особенность в наложении нового слоя до того, как успеет схватиться предыдущий.

Расположение швов по СНиП

Стык, залитый бетоном, не должен быть местом скопления напряжения. Он должен быть расположен строго вертикально относительно оси всех элементов бетонирования. Они применяются:

  • в монолитных соединениях с крупногабаритными балками (шов располагается ниже поверхности плиты на расстоянии 20-30 мм);
  • для балок, шов которых расположен на уровне середины третьей части пролета;
  • в колоннах, где холодный шов расположен на нижней отметке прогонов, верха фундамента, капителей;
  • для плоских плит с расположением шва параллельно меньшей стороне монолита;
  • для архитектурных сооружений со швом, указанным в проектной документации.

    Бетонировать швы допустимо в горизонтальной и вертикальной плоскости.

    Инъектирование холодных швов смесью в случае некачественных стыков

    Технология несложная. Просверлить инъекционные шпуры диаметром 10-12 мм. Под углом 45° от лицевой стороны конструкции и равномерно расположить шпуры. Они бурятся таким образом, чтобы пересекали шов или трещину на середине ее глубины. Когда проводится инъектирование холодного шва, то лучше пробурить шпуры с той стороны, с которой более удобно. Их длина должна быть не более 45 см — это ⅔ от толщины конструкции. Расстояние от шпура до трещины — 20 см. Чтобы установить инъекторы, необходимо пневматическим оборудованием или промышленным пылесосом очистить каналы от грязи, пыли на всю их глубину. Далее подготовить состав, герметично закрывающий разлом.

    Читайте также:  Подключение духового шкафа с обычной вилкой к розетке РВШ 32-002

    Шов необходимо обработать шлифовальным оборудованием, чтобы очистить от мусора, который будет мешать хорошему сцеплению бетона. В этом случае лучше использовать пескоструй. Для этого надо установить его в штрабу с сечением 30х30 мм. Загерметизировать необходимо всю часть по длине разлома или шва шириной приблизительно 5 см. Затем нанести состав, который запечатает трещину. Раствор заливается толщиной в 2-3 см с перерывом в 1,5-2 часа. Тонкий слой цемента быстрее вступает во взаимодействие с застывшим камнем. Между разрывами не должно быть расстояния более одного метра.

    Если разлом более 2 метров, необходимо предусмотреть возможность разрыва инъекционного состава. Чтобы этого избежать, лучше использовать мелкоячеистую армированную сетку, она увеличивает прочность обрабатываемой конструкции.

    Обработка после бетонирования

    Чтобы при строительстве фундамента не произошло разрыва герметизированной поверхности, необходимо все работы по бетонированию проводить, исходя из технологических характеристик раствора цемента и рекомендациям СНиП.

    Следующий этап после обработки предусматривает эффективную гидроизоляцию, уплотнение и герметизацию холодных швов. Существует два метода выполнения основных видов рабочих швов:

    1. Закладка. При помощи реек, стеклянных отрезов и досок делают заливочные секции. Когда раствор затвердевает, вспомогательный материал удаляется. Образовавшиеся пустоты заполняются герметиком. Эта технология удобна при укладывании полов.
    2. Резка. В устройстве для деления должна быть шлифовальная насадка или алмазный круг. Пазы должны быть обозначенной глубины.

    Холодный шов при бетонировании: что это такое, устройство рабочих швов, СНиП

    Холодный шов при бетонировании выполняют довольно часто при наличии определенных условий и необходимости. Так, в ходе реализации монолитных работ с использованием бетонного раствора заливку производят горизонтально слоями одинаковой толщины. Обычно укладку бетона осуществляют непрерывно, перекрывая слои до схватывания.

    Когда же объемы работ слишком большие и бетонируют с перерывами, перекрытие уложенного раньше слоя следующим делают лишь после набора монолитом нужной прочности. В таком случае актуально выполнение холодных швов в зонах соприкосновения уложенных в разное время слоев. Этот шов еще называют рабочим и при условии соблюдения технологии его создания, а также при наличии прямой необходимости такой вариант позволяет сохранить прочность бетона и основные характеристики конструкции.

    Рабочий шов бетонирования чаще всего делают там, где сложно или невозможно осуществлять заливку непрерывно: обычно это большие площади, требующие временных и трудозатрат на монтаж опалубки и арматурного каркаса. Продолжительность укладки бетона всегда ограничивается временем начала схватывания смеси в уложенном ранее слое.

    Оптимальное время перекрытия слоев определяют в условиях строительной лаборатории, точный показатель зависит от погодных условий, специфики цемента, температуры и влажности окружающей среды. Если строительная смесь укладывается с перерывами, возобновлять работы можно лишь при наборе слоем прочности более 1.5 МПа с выполнением рабочих швов при бетонировании. Данная технология актуальна как в частном, так и в промышленном строительстве.

    По своей сути рабочий шов – это всегда ослабленное место, но если сделать все правильно и в соответствии с требованиями СНиП, то такое решение поможет избежать проблем с нарушением целостности конструкции и понижением прочности из-за неодновременной заливки.

    Благодаря устройству рабочего шва удается добиться максимальных характеристик бетона, снизить деформационные нагрузки, правильно уменьшить площади заливаемых участков. Технология заливки бетона не предполагает возможности заливки смеси слоями без проведения дополнительных мероприятий для обеспечения прочности и надежности.

    Причины возникновения

    Технология заливки монолита предполагает использование двух методов – непрерывной заливки раствора и укладки картами в виде отдельных блоков. Предпочтительный вариант – использование первого способа, обеспечивающего лучшие условия схватывания и твердения бетона.

    Основные причины заливки бетона с выполнением холодных швов:

    • Ограниченное время рабочих смен, наличие перерывов в работе техники, спецтранспорта.
    • Временные затраты на монтаж арматурных каркасов, лесов, сборку опалубки.
    • Ограничение нагрузок на поверхность, которая еще не набрала достаточную прочность.
    • Бетонирование закладных деталей, вводов коммуникаций.
    • Обеспечение направленных деформаций изделий и элементов при нагружении.
    • Создание первым этапом горизонтальной части конструкции, вторым – вертикальной.

    Причины спонтанного появления холодных швов:

    • Большие перерывы в работе после схватывания раствора.
    • Нехватка опалубки, технологического оборудования, лесов.
    • Недостаточный объем бетона для заливки в один цикл.
    • Недоукомплектованность бригады работников.
    • Малая мощность техники, недостаточная квалификация кадров.

    В случаях, когда избежать этого невозможно, швы бетонирования и места их расположения продумывают заранее. Желательно избегать возможности появления спонтанных швов, а заранее согласовывать их с проектировщиком, делать в соответствии с технологическими перерывами, соблюдать технологию. Запрещено выполнение таких стыков в конструкциях, где есть растягивающие усилия.

    В чертежах холодный шов бетонирования обозначается выноской с его названием и указанием точных размеров от осей конструкции, здания. Кроме технологических, часто в конструкции делают деформационные швы, основная задача которых – компенсировать усадочные и температурные перемещения монолита бетона.

    В получившийся зазор монтируют изоляционные полосы, специальные рейки либо шнуры. Эти стыки также обязательно выносятся на проектный чертеж с обозначением.

    Недостатки рабочих швов

    Избежать основных минусов обустройства холодных швов можно в случае учета их в проекте и правильного выполнения. Когда же устройство швов не предполагалось, но они получились спонтанно, могут появляться существенные проблемы.

    Основные минусы холодных швов:

    • В зоне стыка появляется ослабленный участок, что представляет опасность для ответственных и нагруженных конструкций, так как снижается несущая способность.
    • В микротрещины может попадать вода, провоцируя протечки и корродирование арматуры, самого бетона. Зимой вода замерзает и разрушает монолит.
    • Понижение водонепроницаемости, морозостойкости, механической прочности камня.
    • Значительное уменьшение срока эксплуатации конструкции/здания.
    • Наличие заметных дефектов на поверхности монолита.

    В зоне стыка на поверхности бетона появляется точка внутренних напряжений с преобладанием растягивающих усилий. Бетон прекрасно работает на сжатие, а вот другие виды нагрузок выдерживает не так легко. Область шва деформируется постепенно, повышая риски разрушения всего здания или конструкции.

    Ситуация становится еще более серьезной, если в холодные швы попадает вода. Она вымывает компоненты камня, ускоряет разрушение материала. Особенно это опасно в случаях, когда фундаментный монолит заглублен в почву, также есть риски для резервуаров, гидротехнических сооружений. Агрессивные вещества из грунта провоцируют химическую коррозию бетона.

    Расположение швов по СНиП

    Нормы и правила выполнения холодных швов бетонирования прописываются в соответствующих документах. Основное требование такое: независимо от условий, шов не должен стать зоной концентрации напряжения. Расположение стыка должно быть выполнено перпендикулярно оси колонн, балок, любой плиты, других бетонируемых элементов/конструкций.

    Когда и где можно делать холодные швы:

    • Для отдельных балок с выполнением шва в границах средней трети пролета.
    • Для монолитно объединенных с плитами балок крупных габаритов (стык делают на отметке 20-30 миллиметров ниже поверхности плиты).
    • Для колонн при условии, что стык находится на отметке низа капителей, прогонов, подкрановых балок либо верха фундамента.
    • Для массивов, сводов, арок, резервуаров, сложных конструкций, сооружений, где швы располагают в предусмотренных проектом зонах.
    • Для плоских плит, где шов можно обустроить в любом месте, но исключительно параллельно меньшей стороне плиты.

    Идеальный вариант – это когда холодный шов совпадает с положением минимальной (нулевой) поперечной силы в конструкции монолита. Такое место находят при выполнении специальных расчетов (в эпюре сил поперечного типа).

    На всех схемах и чертежах стык слоев бетона обозначают пунктиром. Чтобы более четко определить, делают выноску с названием «рабочий шов бетонирования». Схемы, указанные в чертежах, должны быть четко выполнены, изменять положение стыков запрещено. Все рекомендации и нормы указаны в СНиП 3.03.01-87.

    Технология устройства

    Холодный шов должен быть выполнен так, чтобы обеспечивать максимально плотное прилегание и качественное сцепление слоев бетона. В качестве препятствия могут выступать разные загрязнения, вода, которые обязательно удаляются. Но в данном случае недостаточно просто очистить поверхность – цементную пленку, которая ухудшает адгезию между слоями, разрушают.

    Методы разрушения цементной пленки между старым и новым слоями:

    1. Механический – с применением электрических/ручных инструментов: металлических щеток с проволокой, пескоструйных пистолетов, фрезеровальной установки, струй воды, воздушного компрессора и т.д.
    2. Химический – предполагает промывку кислотой: обычно используют уксусную, соляную, ортофосфорную кислоты, которые растворяют цементную пленку и открывают в структуре бетона поры. После проведения травления монолит промывают водой.

    Дополнительно на поверхности шва могут наносить насечки, покрывать клеевыми, битумными, полимерными мастиками, повышающими сцепление между уже схватившимся и последующим слоями в разы. На зону соединения укладывается арматурная упрочняющая сетка с мелкими ячейками, хорошо показало себя применение оцинкованных шпонок с 2 рабочими поверхностями.

    Этапы выполнения холодного шва:

    • Правильный выбор места стыка на основе СП 70.13330.2012 (тут четко указаны допустимые границы для плоских/ребристых плит, колонн, балок). Для отмосток, полов, иных покрытий зоны выбирают в соответствии с объемами бетона и использующейся технологией.
    • Создание ровного края в процессе бетонирования, ожидание момента набора смесью минимум 1.5 МПа (обычно время выжидания составляет 1-3 суток).
    • Подготовка стыка с использованием механического или химического метода очистки. Но мастера советуют комбинировать оба способа.
    • Заливка участка стыка бетоном, уплотнение и выравнивание смеси.
    • В случае отсутствия предварительной подготовки места шва бетон прорезают вдоль стыка специальной машиной с соответствующим алмазным диском.

    В случае обустройства изоляционных, температурных, конструкционных, усадочных швов герметизации стыков уделяют особое внимание. Для этого применяют гернитовые, бентонитовые шнуры, набухающие профили, способные компенсировать подвижки бетонных монолитов и исключить возможность попадания влаги.

    Надежность и целостность конструкции в процессе бетонирования с выполнением швов напрямую зависит от правильности выбора места расположения стыков, качества адгезии слоев. Часто для повышения сцепления предыдущий слой делают неровным, обрабатывают определенным образом затвердевший монолит.

    Рекомендации

    Холодный шов обустраивается с обязательными мероприятиями по гидроизоляции. Правильно выполненная защита позволит исключить возможность попадания в шов воды, улучшит свойства монолита. Для качественной гидроизоляции применяют инъектирование, специальные смеси, набухающие шнуры и гидрошпонки.

    Сначала твердый бетонный монолит шлифуют алмазными дисками, качественно очищают, потом закладывают вовнутрь шнур или заполняют мастикой. Основная задача в таком случае – качественная защита краев от попадания влаги.

    Хорошо себя показали гигроскопичные материалы – неопрен, каучук, пористая резина и любые вещества, способные тянуться. Современный рынок предлагает большой выбор герметиков, подходящих для реализации задачи.

    Методы выполнения гидроизоляции холодных швов:

    1. Инъектирование цементно-песчаного раствора, силикатными и силоксановыми смесями. Шов заполняют раствором через специальные пакеты под давлением. Компоненты оказываются в структуре бетона, создают непроницаемую для воды мембрану. Актуально для влажных поверхностей.
    2. Использование пенетрирующих смесей, которые проникают вовнутрь. Шов заполняют гидропробкой, затирают пастой гидроизолирующей. Таким образом обычно ремонтируют стены подвалов, трещины на фундаменте, но не используют метод для испытывающих динамические нагрузки конструкций.
    3. Прокладка шнура на основе бетонита и каучука, который впитает влагу и защитит стык.
    4. Использование инъекционного шланга – набухающие неопреновые вставки обеспечат максимальную герметизацию стыка.
    5. Гермитовый профиль – специальная прокладка из пористой резины, которая уплотняет и не дает проникать вовнутрь влаге.

    Несколько полезных советов для обустройства холодного шва:

    • Большую адгезию можно обеспечить, обработав затвердевший уже бетон клеевыми, битумными, грунтовочными составами.
    • В условиях высотного домостроения швы делают со специальным армированием – применяются 1 и больше сеток разного типа, двухсторонние шпонки, сделанные из оцинкованной стали.
    • При спонтанном появлении холодных стыков соединения между слоями желательно расшить по периметру и залить герметиком.

    Чтобы обеспечить прочность и долговечность конструкции или здания, необходимо соблюдать технологию заливки. И при больших объемах, наличии перерывов в работе обустройство холодных швов нужно внести в проект и выполнить правильно, что обеспечит наилучшие технические характеристики готового монолита.

    Как выполняются холодные швы при бетонировании

    Монолитное бетонирование может быть осуществлено двумя способами:

    • С перерывами. Это значит, что каждый последующий песчано-цементный слой укладывают после полного затвердевания предыдущего. В результате в месте соприкосновения уже уложенного, набравшего необходимую прочность бетона и только что обустроенного образуется холодный (то есть, рабочий или строительный) шов (ХШ).
    • Без перерывов (их продолжительность не должна превышать 2÷4,5 часа в технологическом процессе укладки бетонной смеси). Это значит, что каждый последующий песчано-цементный слой укладывают до начала затвердевания предыдущего. Этот процесс отличается отсутствием ХШ.

    Естественно, второй способ предпочтительней, так как, применяя его, можно добиться очень высокого качества всей сооружаемой конструкции в целом. Но, не всегда применение этого метода возможно в силу причин технологического, организационного или конструктивного характера.

    Если при возведении строения используют первый способ бетонирования, то необходимо провести правильное обустройство холодных швов: именно через них происходит проникновение влаги и все вытекающие из этого негативные последствия. Если работы по обустройству ХШ будут проведены правильно, то риск деформации всего сооружения в целом будет минимальным.

    Особенность холодных швов

    Особенность ХШ заключается в том, что между «старым» и «новым» бетонным слоем образуется некая плотная субстанция, которую именуют цементной пленкой. Ее источником является не только гидроксид кальция (имеется в виду его водный раствор, который выходит на поверхность бетона), вступающий в реакцию с углекислым газом; но и соли щелочных металлов, щебень, песок, вода, пластификаторы и многие другие составляющие цементных растворов. То есть, можно сказать, что в химическом отношении цементная пленка представляет собой смесь сульфатов, карбонатов, хлоридов и нитратов (некоторые из них растворяются в воде, а некоторые нет).

    Что же происходит при послойном бетонировании, которое осуществляют со значительными перерывами? Наблюдается «пирог, состоящий из трех слоев»: бетон, цементная пленка и опять бетон. Средняя составляющая этой конструкции является самым «слабым звеном» при возведении любого объекта. Если холодный шов не обработать должным образом, то нельзя будет рассматривать все здание как монолитную конструкцию. Оно будет представлять собой исключительно сборное сооружение, каждая часть которого самостоятельным образом воспринимает механические нагрузки. При полном же соблюдении строительных правил и норм по обустройству ХШ можно гарантировать высокие прочностные характеристики сооружаемой конструкции, и ее долгий эксплуатационный срок.

    На заметку! Если есть возможность обустройства бетонирования без образования ХШ, то ее стоит использовать. В этом случае конструкция сможет выдерживать еще большие нагрузки.

    Правильное расположение холодных швов

    Согласно строительным нормам и правилам места обустройства ХШ определяют еще на стадии проектирования и обозначают специальной линией на плане (отклонения от проекта недопустимы). В соответствии с п.2.13 СНиПа 3.03.01-87 (он введен в действие седьмого января 1988 года) при бетонировании:

    • Плоских плит холодные швы обустраивают параллельно меньшей стороне изделия.
    • Балок значительных размеров (они вместе с плитами представляют монолит) ХШ располагают в зоне, отступив на 2÷3 сантиметра от уровня нижней поверхности плиты.
    • Ребристых плит – в направлении, которое параллельно балкам второстепенного значения.
    • Других прогонов – на участке, который определен, как средняя часть трети пролета балки.
    • Колонн – на отметке верха фундамента, а также низа капителей и прогонов.

    • Что же касается сводов, арок, массивов и разнообразных бункеров, то обустройство в них ХШ производят в местах, которые определены непосредственно главным инженером проекта.

    На заметку! Строительные швы разрешено обустраивать исключительно в местах, которые не занимают главенствующее место в плане обеспечения прочности конструкции в целом. Это значит, что ХШ не обустраивают на участках, которые подвержены максимальной перерезывающей силе (она равна алгебраической сумме всех сил, приложенных к балке). Также строительный шов располагают перпендикулярно оси поверхности бетонируемого элемента. И еще один момент: не следует допускать образования угловых ХШ.

    Негативные последствия от образования холодных швов

    В результате образования цементной пленки между уложенным (уже затвердевшим) бетонным слоем и только что обустроенным наблюдается:

    • Образование микротрещин, через которые проникает вода. В результате этого может возникать коррозия армирующей составляющей бетона.
    • Меньшая адгезия между пластами бетона.
    • Невысокие показатели водонепроницаемости и морозостойкости монолитной конструкции.
    • Снижение прочностных характеристик бетона и, как следствие, его эксплуатационного срока.
    • Ухудшение внешнего вида плиты (стены или балки).
    • Высокий риск вымывания строительного материала из зоны ХШ. Это представляет огромную угрозу для всего сооружения в целом.
    • Существенная хрупкость бетона, который быстро разрушается при каких-либо воздействиях механического характера. Возникает это из-за того, что в области ХШ происходит преобразование напряжений, а, именно, сжатия на растяжение.
    Читайте также:  Ремонт крыльца: реставрация и покраска бетонных и деревянных конструкций

    Всего этого можно избежать, если принять своевременные меры по правильной (в соответствии со строительными нормами и правилами) обработке уже затвердевшего бетонного слоя.

    Последовательность работ при обустройстве холодных швов

    Методика работ следующая:

    • В соответствии с проектной документацией определяют местоположение будущего ХШ.
    • Производят заливку цементно-песчаной смеси до определенного уровня.
    • Осуществляют трамбовку бетонного слоя с помощью вибрационного устройства (глубина погружения составляет порядка 50÷100 мм) с последующим его выравниванием.

    Важно! В процессе трамбовки недопустимо опирать вибрационное устройство на какие-либо элементы опалубочной конструкции.

    • Через 1÷3 дня, когда бетон наберет необходимую прочность, с помощью либо водной струи (она может быть и воздушной), либо фрезы (электрической или пневматической), либо механической щетки, выполненной из металла, производят очистку его поверхности. Самое чистое и качественное покрытие получают в случае осуществления обработки под давлением. Использование металлической щетки значительно удешевляет технологию, но этот способ применим только в том случае, если бетон «свежий» (то есть, с момента его обустройства прошло дней 6÷7, не больше).

    Важно! Каждый последующий слой можно обустраивать только после того, как прочность предыдущего превысила 1,5 МПа (СНиП 3.03.01-87, пункт 2,13). Это касается и промышленного, и гражданского, и частного строительства. Причем в период, когда начинается затвердение бетона, его надо защищать от слишком быстрой потери влаги и атмосферных осадков. Впоследствии же поддерживать определенный режим (это касается не только определенной температуры, но и влажности).

    • Перед заливкой следующего песчано-цементного слоя уже подготовленную поверхность промывают водой и просушивают струей воздуха.
    • Производят мероприятия по увеличению адгезии бетонной поверхности. Это необходимо делать, чтобы ХШ смог выдержать в будущем значительные нагрузки. Существует много методов, чтобы усилить сцепление между бетоном, уже набравшим прочность, и только что обустроенным (более подробно о них будет рассказано ниже).
    • Сначала поверх шва укладывают тонкий песчано-цементный слой (около 20÷З0 мм), который быстрее вступит в «тесный контакт» с уже затвердевшим бетоном.
    • Через 2÷3 часа укладывают весь приготовленный объем бетонного раствора.

    Важно! Заливку бетона производят горизонтальными пластами (все они должны быть одной высоты) без каких-либо разрывов. Причем направление укладки цементно-песчаной смеси осуществляют во всех слоях в одну и ту же сторону. Расстояние между верхним слоем уложенного бетонного раствора и опалубкой должно составлять 5÷7 сантиметров.

    Способы увеличения адгезии бетонной поверхности

    • Обработка поверхности бетона грунтовкой глубокого проникновения или битумными и полимерными мастиками. Метод довольно действенный, хотя и дорогостоящий.
    • Нанесение с помощью болгарки, зубила, молотка или перфоратора по всей площади бетона глубоких насечек. Способ актуален в случае наличия давно затвердевших поверхностей, то есть, когда строительные работы возобновляют после длительного простоя.
    • Армирование строительного стыка стальной сеткой, имеющей довольно мелкие ячейки.

    На заметку! Практика показывает, что лучших результатов по увеличению адгезии бетонной поверхности удается достичь при использовании нескольких способов обработки одновременно.

    Гидроизоляция холодных швов

    От того, насколько качественно осуществлена герметизация холодных стыков, зависит надежность, прочность и долговечность всей монолитной конструкции. Основные способы гидроизоляции:

    • Самый доступный и простой – это обмазывание любым изолирующим материалом (например, полиуретановой смолой, акрилатным гелем или жидким гидроизоляционным составом глубокого проникновения).
    • Чаще всего применяют специальные гидрозащитные смеси, в состав которых входит цемент, песок и силикаты (или силоксаны). Проникая в поры бетона, состав образуют своеобразную мембрану, отличающуюся водонепроницаемостью.

    • Прокладка гидрошпонки, представляющей собой ленту из поливинилхлорида (иногда из резины). Ее закладывают непосредственно внутрь шва.

    Устройство холодных (рабочих) швов при бетонировании

    При проведении монолитных работ в подготовленную опалубку заливают бетон. Объемы могут быть настолько большими, что смесь укладывают круглосуточно. Но даже при оптимальном графике строительства возникает необходимость устройства холодного шва при бетонировании. Это обусловлено технологическими, организационными и конструктивными требованиями.

    Чтобы предотвратить появление усадочных и температурных деформаций, разбить объем работ на удобные участки, стыки организовывают в проектных местах и правильно их формируют.

    1. Причины возникновения
    2. Недостатки рабочих швов
    3. Технология устройства
    4. Рекомендации

    Причины возникновения

    Технология изготовления монолита предполагает две схемы:

    • непрерывную заливку бетона;
    • укладку картами — отдельными блоками.

    Оптимально производить работы первым способом, при котором достигаются лучшие условия твердения бетона. При такой укладке нижний слой должен оставаться пластичным, чтобы обеспечить наибольшее сцепление с верхним пластом. Тогда схватывание и набор прочности происходят равномерно.

    Часто изготовить монолит непрерывным способом невозможно из-за организационных, конструктивных и технологических причин:

    • ограниченное время рабочих смен;
    • перерывы в работе техники;
    • монтаж арматурных каркасов или лесов;
    • бетонирование вводов коммуникаций, закладных деталей;
    • ограничение нагрузок на не набравшую прочность поверхность;
    • обеспечение направленных деформаций элементов при нагружении;
    • изготовление сначала горизонтальной части конструкции, затем вертикальной.

    Спонтанные холодные швы при бетонировании возникают в результате неправильно организованных работ:

    • длительных перерывов после схватывания смеси;
    • недостаточного количества бетона для заливки единым циклом;
    • нехватки опалубки, лесов, технологического оборудования;
    • малой мощности строительной техники;
    • недостаточной подготовки кадров;
    • неукомплектованности рабочих бригад.

    Последствия неправильных стыков

    Поскольку избежать рабочих швов при бетонировании невозможно, места расположения организуют заранее. Они соответствуют технологическим перерывам и согласовываются с проектировщиком.

    Внимание! В сечениях конструкций, где действуют растягивающие усилия, стыки делать запрещено.

    В чертежах эту линию обозначают выноской «Рабочий шов бетонирования» с указанием точных размеров от осей здания.

    Помимо технологических в конструкциях предусматривают деформационные швы. Их функция — компенсация температурных и усадочных перемещений массива бетона. В зазор укладывают эластичные изоляционные полосы, шнуры или специальные рейки. Стыки также выносят на проектный чертеж и обозначают.

    Недостатки рабочих швов

    Если холодный шов образовался в результате человеческой халатности и непредусмотрительности, это приведет к ухудшению качества монолита:

    • в месте стыка возникает потенциально ослабленный участок, это опасно для ответственных нагруженных конструкций из-за снижения несущей способности;
    • уменьшаются морозостойкость, водонепроницаемость, механическая прочность материала;
    • в микротрещины проникает вода, возникают протечки, вызывающие коррозию бетона и арматуры;
    • на поверхности остается заметный дефект;
    • уменьшается долговечность конструкции.

    На месте стыка в бетонной конструкции образуется зона внутренних напряжений, среди которых преобладают растягивающие усилия. Бетон хорошо работает на сжатие, но неустойчив к другим видам нагрузок. Область шва постепенно разрушается, что представляет угрозу для всего здания.

    Ситуация усугубляется, если в месте холодного стыка присутствует вода. Вымывая компоненты связующего, она ускоряет деструкцию материала. Особенно опасно это для заглубленных фундаментов, гидротехнических сооружений, резервуаров. Наличие агрессивных веществ в почвенной влаге вызывает химическую коррозию бетона.

    Если не выполнить правильно швы бетонирования, попеременное замораживание и оттаивание попавшей в стык воды приведет к механическому повреждению материала. Это станет причиной технической непригодности конструкции или всего сооружения.

    Технология устройства

    Холодный шов должен обеспечить плотное прилегание и сцепление слоев бетона. Препятствовать этому могут поверхностные загрязнения — мусор, снег или лед. Поэтому их удаляют.

    Легкой поверхностной чистки недостаточно. Нужно разрушить цементную пленку, ухудшающую адгезию застывшего материала со свежим.

    Для этого используют различные способы удаления поверхностного слоя на рабочих швах бетонирования:

    • механический с помощью ручных или электрических инструментов;
    • химический с промывкой кислотой.

    Механическую обработку для обеспечения большего сцепления слоев проводят металлическими щетками с проволочной щетиной, фрезеровальной установкой, пескоструйным пистолетом, воздушным компрессором или струей воды.

    При травлении кислотой действующим веществом выступают соляная, уксусная или ортофосфорная кислота. Они растворяют цементную пленку, открывают поры бетона. После обработки участок промывают водой.

    Дополнительно по поверхности стыка наносят насечки или покрывают битумными, клеевыми или полимерными мастиками. Они повышают адгезию между схватившимся и следующим новым слоем бетона в несколько раз.

    На место соединения укладывают усиливающую сетку из арматуры с мелкими ячейками. Эффективно применение оцинкованных шпонок с двумя рабочими сторонами.

    Устройство холодного шва проводят по схеме:

    1. Выбор места стыка согласно СП 70.13330.2012, где четко указаны возможные границы для колонн, плоских и ребристых плит, балок. Для полов, отмосток и других покрытий участок определяют исходя из технологии и объема бетона.
    2. При бетонировании формируют ровный край с помощью опалубки. Смесь должна набрать прочность не менее 1,5 МПа. Ориентировочно это займет 1-3 дня.
    3. Подготавливают стык вышеуказанными способами. Комбинированная обработка дает лучший результат.
    4. Заливают участок бетоном, смесь уплотняют и выравнивают.

    Если место шва заранее не было подготовлено, прорезают бетон вдоль стыка с помощью специальной машины с алмазным диском.

    При устройстве температурных, изоляционных, усадочных и конструкционных швов особое внимание уделяют герметизации стыков. Применяют гидрошпонки, бентонитовые и гернитовые шнуры, набухающие профили. Они компенсируют подвижки бетонных массивов и одновременно препятствуют проникновению влаги.

    Рекомендации

    Эффективную гидроизоляцию холодных швов выполняют:

    Инъектированием цементно-песчаными растворами и смесями на основе силоксанов или силикатов. Рабочий шов заполняют смесью под давлением через специальные пакеры. Компоненты проникают в поры бетона, создают водонепроницаемую мембрану. Способ применяют на влажных поверхностях. Гидрофобизирующие добавки предотвращают всасывание влаги капиллярами.

    Пенетрирующими смесями проникающего действия. Шов бетонирования заполняют гидропробкой, сверху затирают пастообразным гидроизолирующим материалом. Такой способ эффективен для ремонта трещин на фундаментах, в стенах подвалов. Не рекомендуется использовать в деформационных швах конструкций, подвергающихся динамическим нагрузкам.

    Организованный в правильном месте и грамотно забетонированный шов не снижает технические характеристики бетона, не образует мостиков холода, не служит причиной протечек.

    1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ

    1.1. Настоящая технологическая карта предназначена для применения при бетонировании монолитной фундаментной плиты на строительстве зданий и сооружения, при составлении проектов организации строительства и проектов производства работ для возведения объектов производственного и гражданского назначения.

    1.2. В технологической карте предусмотрено вести работы по установке опалубки, арматуры и бетонированию фундаментной плиты при положительных температурах воздуха. При производстве работ в зимнее время рекомендуется использовать технологические карты на производство монолитных бетонных работ при отрицательных температурах, разработанные ОАО ПКТИпромстрой для различных средств термообработки бетона. В качестве примера рассматривается устройство монолитной фундаментной плиты размерами в плане 44×20 м и толщиной 1 м, представленной на рисунке 1.

    1.3. В технологической карте рассматриваются два варианта подачи бетонной смеси в конструкцию фундаментной плиты:

    – с применением автобетононасосов;

    – переносными бункерами емкостью 1 м 3 с помощью крана.

    1 – верхняя и нижняя арматура; 2 – плоские каркасы; 3 – пластмассовые фиксаторы

    Рисунок 1 – Конструкция монолитной железобетонной плиты

    1.4. Привязка технологической карты к конкретным объектам и условиям производства работ состоит в уточнении объемов работ, данных в потребности трудовых и материально-технических ресурсах, калькуляции и календарного плана производства работ, а также в уточнении схемы организации процесса соответственно фактическим условиям.

    1.5. Форма использования технологической карты предусматривает обращение ее в сфере информационных технологий с включением в базу данных по технологии и организации строительного производства автоматизированного рабочего места технолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика.

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

    2.1. Устройство монолитной железобетонной плиты следует осуществлять в соответствии с рабочими чертежами конструкции плиты с соблюдением правил производства и приемки работ согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

    2.2. До начала производства работ по устройству фундаментной плиты должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

    – устроены временные автодороги, подъезды и проезды;

    – возведены все необходимые временные здания и сооружения;

    – выполнены противопожарные мероприятия;

    – завезены на стройплощадку необходимые машины, механизмы, приспособления и оборудование, а также арматурная сталь и элементы опалубки;

    – разбиты, закреплены и приняты по акту оси сооружения и реперы (СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве»);

    – оформлены все необходимые акты на скрытые работы (щебеночное основание, бетонная подготовка, гидроизоляция);

    – подведены вода и электроэнергия;

    – проведены мероприятия, обеспечивающие безопасность производства работ;

    – подготовлено основание под фундаментную плиту.

    2.3. Картой предусмотрена установка опалубки системы фирмы «Мева», состоящая из щитов размерами 135×90 см. Опалубка имеет следующий набор элементов:

    – опалубочные замки «Мева»;

    – специальные гайки с резьбой.

    Щиты опалубки – рамной конструкции. Рамы изготовлены из закрытого стального коробчатого профиля с выгнутым гофром. Палуба щита выполнена из бакелитовой финской фанеры, закрепляемой к раме самонарезающимися винтами. Соединения щитов осуществляется опалубочными клиновыми замками, запатентованными фирмой.

    Опалубка устанавливается по всему периметру фундаментной плиты. Установка опалубки начинается с угловых точек. После позиционирования элементы опалубки сразу же подпираются снаружи подкосами, состоящими из консольных подпорок с функциональными распорками, согласно рисунку 2, на расстоянии 3,5 м друг от друга.

    1 – консольная подпорка с соединительным шарниром, крепящимся фланцевым болтом к функциональной распорке; 2 – функциональная распорка; 3 – щит опалубки

    Рисунок 2 – Устройство подкосов опалубки

    Элементы опалубки соединяются двумя замками, а на углах плиты тремя замками. Схема соединения щитов опалубки показана на рисунке 3.

    1 – клиновые замки системы «Мева»; 2 – опалубочные щиты; 3 – доборный элемент

    Рисунок 3 – Схема соединения щитов опалубки

    На земле крепление опалубки осуществляется двумя грунтовыми шпильками.

    При привязке опалубки к конкретным размерам фундаментной монолитной железобетонной плиты возможен вариант перестановки щитов опалубки с начальных блоков на последующие при наборе до необходимой для распалубливания прочности бетона.

    2.4. Перед монтажом арматуры должен быть произведен контроль за правильностью установки опалубки.

    Картой предусмотрен монтаж арматуры плоскими каркасами и отдельными стержнями. Замена предусмотренной проектом арматурной стали по классу, марке, сортаменту должна быть согласована с заказчиком и проектной организацией.

    Арматуру следует монтировать в последовательности, обеспечивающей правильное ее положение и закрепление. Для обеспечения проектного защитного слоя бетона необходимо устанавливать пластмассовые фиксаторы. Запрещается применение подкладок из обрезков арматуры, деревянных брусков и щебня. Смонтированная арматуры должна быть закреплена от смещения и защищена от повреждений. Для прохода по арматуре при бетонировании картой предусмотрена установка трапов.

    Стыковые соединения арматуры выполняются при помощи контактной стыковой и точечной сварки.

    Крестовые пересечения стержней арматуры, смонтированных поштучно, в местах их пересечения скрепляются вязальной проволокой. При диаметре стержней 25 мм их скрепление по длине выполняется дуговой сваркой.

    Транспортирование и хранение арматурной стали следует выполнять согласно ГОСТ 7566-94.

    Приемка смонтированной арматуры, а также сварных стыков соединений должна осуществляться до укладки бетона и оформляться актом освидетельствования скрытых работ.

    Установку арматуры производят по блокам. Подачу арматурных стержней и каркасов в зону производства работ осуществляют в двух вариантах: автомобильным краном КС-4572 – 1 вариант; краном КБ-404М – 2 вариант.

    Вначале производят работы на первом блоке. На заранее размеченное основание с интервалом 400 мм укладывают стержни в продольном направлении с одновременным фиксированием расстояния нижней арматуры от основания с помощью пластмассовых фиксаторов (защитный слой). Стыки продольных стержней по длине соединяются ручной дуговой сваркой электродами Э-50А по ГОСТ 9466-75*. Затем устанавливают плоские поддерживающие каркасы с шагом 400 мм, изготовленные из отдельных стержней на месте строительства. Пересечение продольных стержней с каркасами соединяют вязальной проволокой. После установки поддерживающих арматурных каркасов и крепления их к нижней арматуре укладывают верхние продольные стержни, сваривая соединения дуговой сваркой, с одновременной установкой пластмассовых фиксаторов для защитного слоя. После окончания работ на первом блоке производят установку арматуры на втором блоке в той же последовательности.

    Читайте также:  Проекты каркасных домов 6x6: особенности проектирования, чертежи, фото

    2.5. Бетонирование фундаментной плиты предусмотрено образующимися путем разрезки массива поперечными и продольными рабочими швами согласно рисунку 4 блоками, объем бетона которых назначают с учетом возможности непрерывного подвоза и укладки бетонной смеси в конструкцию.

    Рабочие швы образуют установкой плоских каркасов, на которые при помощи вязальной проволоки крепят металлическую сетку с ячейками размером не более 10×10 мм.

    Перед укладкой бетонной смеси должны быть проверены и приняты все конструкции и их элементы, закрываемые в процессе последующего производства работ, с составлением акта на скрытые работы. Непосредственно перед бетонированием опалубка должна быть очищена от мусора и грязи.

    Поверхности опалубки должны быть покрыты смазкой.

    1 – металлическая сетка; 2 – защитный слой бетона; 3 – места крепления сетки вязальной проволокой; 4 – верхняя арматура; 5 – плоский поддерживающий каркас; 6 – пластмассовые фиксаторы; 7 – нижняя арматура

    Рисунок 4 – Конструкция рабочего шва

    2.6. Технология бетонирования фундаментной плиты может осуществляться в двух вариантах: с применением

    автобетононасоса и с помощью крана КБ-404М с переносными поворотными бункерами вместимостью 1 м 2 .

    2.7. Бетонирование фундаментной плиты по 1-му варианту может производиться с применением автобетононасосов, технические характеристики которых представлены в таблицах 1, 2 и 3.

    Настоящей картой предусмотрено бетонирование фундаментной плиты с помощью автобетононасоса марки СБ-126Б.

    Таблица 1 – Основные технические характеристики автобетононасосов отечественного производства

    Что такое рабочий шов бетонирования и как проводятся работы по укреплению монолита

    При создании бетонных элементов раствор рекомендуется заливать таким образом, чтобы добиться полного объема установленной опалубки. Данную технологию можно применять не во всех условиях строительства, поэтому разработаны различные методы послойного бетонирования. Они позволяют укладывать смесь послойно, не ухудшая технических свойств конструкции. Перерывы в работе и нарушения алгоритма могут привести к снижению прочности монолита – под воздействием физических нагрузок это может привести к появлению трещин, расслоению. В статье мы рассмотрим, как правильно проводить бетонирование с использованием рабочих швов, какие инструменты и материалы потребуются.

    Нормы расхода бетона на 1 м3

    Пропорции приготовления раствора зависят от особенностей используемого материала, а также требований к возводимой конструкции. В таблице приведены основные соотношения для наиболее распространенных марок бетона на основе цемента М400 или плотности цемента М500 (он обладает усредненными характеристиками, применяется в строительства чаще всего).

    Следует помнить, что расчетное количество компонентов и воды добавляют не сразу, а постепенно, небольшими порциями. Это позволяет получить однородную пластичную смесь, не содержащую комков и сухих прослоек.

    Отмеривать цемент рекомендуется с точностью до 1 кг, остальные компоненты раствора – до 3 кг. Воду добавляют постепенно, ее объем может сильно варьироваться в зависимости от температуры, погодных условий и используемого оборудования.

    Условия для проведения работ

    Швы бетонирования обычно применяют на тех участках, где невозможна установка опалубки. Работу проводят с расчетом, чтобы границы нового и старого бетона не оказывали существенной нагрузки на общую конструкцию, не снижали ее прочность. Технологию применяют для заливки следующих элементов:

    • колонны;
    • балки, соединенные с плитами;
    • плоские плиты (шов может находиться на любом месте параллельно наименьшему сечению);
    • ребристые перекрытия;
    • отдельные балки;
    • массивные монолиты, своды, бункеры и другие сложные инженерные конструкции.

    При необходимости возведения горизонтальных швов на внешней стороне здания, их рассчитывают с учетом требований СНиП и проектной документации.

    При какой температуре бетонируют

    Оптимальная температура для усадки и кристаллизации цемента находится в диапазоне от 15 до 25 o C. Она должна быть стабильной в течение всего времени застывания, что важно для равномерного распределения и выхода жидкости из смеси. При резком похолодании или потеплении требуется использование специальных технологий работы с цементным раствором. Например, в жаркую погоду его требуется увлажнять, защищать от ветра и прямых солнечных лучей. Низкие температуры окружающей среды также пагубно влияют на бетон, важно не дать ему замерзнуть в течение первых 3 дней с момента заливки – за этот период он набирает до 70% прочности. При какой температуре можно класть кирпич и работать с цементом читайте тут.

    Методы зимнего

    Требования к проведению зимних цементных работ регулируются требованиями СНиП 3.03, такими условиям считается температура окружающей среды ниже 5 o C. Основные методы бетонирования в зимнее время:

    • термос;
    • подогрев паром, горячим воздухом или электрическими матами;
    • прогрев электродами, специальными кабелями.

    Именно метод термоса применяется на практике чаще всего. В нем используется тепло, выделяемое реакцией гидратации цемента в процессе застывания. Для его сохранения объект дополнительно укрывают теплыми элементами, создавая разницу температур. Подходит для массивных сооружений.

    Для зимнего бетонирования оборудование следует подготовить еще до проведения работ. Это позволит избежать нарушения технологии застывания в первые часы после заливки.

    Сетки для бетонирования

    Металлическую сетку применяют для укрепления и повышения прочности железобетонных конструкций. Методика позволяет усилить защиту от появлений трещин и других механических дефектов в процессе эксплуатации объекта. В зависимости от диаметра выделяют тяжелые (более 12 мм) и легкие (3-10 мм) арматуры. Сетка может располагаться в одном направлении или противоположные стороны с учетом нагрузки на конструкцию. В строительстве применяют проволоку класса В1-В2, А-1. Они отличаются сплавом стали, наличием деформаций на поверхности. Общий вес армированного покрытия рассчитывают исходя из площади заливки бетона, наличия заполнителей. Как делается сухая стяжка читайте здесь.

    Технологии и процесс бетонирования

    Существует множество способов бетонирования с применением рабочих швов, цельной заливкой. Выбор конкретной технологии выбирают от задач возводимого сооружения, состава бетона, наличия дополнительного оборудования и добавок в смесь. Перед началом заливки следует создать проект объекта, что позволяет учесть все необходимые тонкости.

    Опалубка

    Для бетонирования сооружений чаще применяют скользящую опалубку и цементную смесь марки не ниже 400. Толщина стен и балок при таком способе не должна быть меньше 150 мм, что позволяет избежать негативного воздействия силы трения. Опалубку заполняю смесь 2-3 слоями на высоту, равную половине конструкции. После этого следует подождать 3-6 часов в зависимости от качества цемента, а затем заполнить оставшийся объем подготовленным раствором. Также читайте про самовыравнивающуюся стяжку для пола.

    Процесс уплотнения смеси

    После первичного заполнения опалубки раствором бетонную смесь укладывают слоями толщиной 200-250 мм. Уплотнение рекомендуется проводить специальным стержневым вибратором с диаметром наконечника до 35 мм. В процессе работы его нужно опускать на глубину 50-100 мм в пределах одно слоя, не упираясь окончанием в арматуру. Скорость укладки не должна превышать сцепления уже залитого бетона с опалубкой, так как это снижает прочность будущей конструкции.

    Перерывы в бетонировании

    Интервалы при шовном методе бетонирования во время заливки каждого слоя не должны превышать 8 минут с использованием вибратора, 10 минут при ручном методе уплотнения. Оптимальная скорость подъема опалубке в теплых условиях составляет 200 мм в час. Если требуется перерыв в работе, следует поднять опалубку с помощью домкрата, снять ее и удалить цементную пленку. Контактные элементы при такой технологии нужно затирать бетонным раствором в пропорции 1:2.

    Подача смеси

    Для равномерной подачи бетона и пересыхания уже уложенных слоев в летнее время применяют кольцевой трубопровод с водой, опрыскивая еще влажную смесь. Работу по подаче раствора удобнее всего выполнять с помощью специального бетононасоса или пневматического нагнетателя. По окончании возведения объекта скользящую опалубку нужно снять, заделать каналы в бетоне, образованные во время движения защитных трубок.

    Для подачи бетона на опалубке крепят рогожу или брезент. Такая защита позволяет защитить уже высохший слой от контакта с водой.

    Сборные перекрытия

    Сооружения, состоящие из нескольких частей, бетонируют с помощью дополнительной «инвентарной» опалубки либо монтируют ее из сборных элементов. На производстве для этой цели применяют банный кран после того, как возведены стены на всю высоту здания. Плиты устанавливают на съемные кронштейны, стыкуя их с помощью штраб в стене. Такая технология позволяет добиться непрерывного бетонирования и прочности сооружения. Монолитные перекрытия допустимо устанавливать с использованием опускающейся подвесной опалубки, собранной на специальной платформе. Такой метод требует наличия бетононасоса. Сколько кубов в мешке цемента 50 кг описано в данной статье.

    Что такое рабочий или технологический (холодный) шов и его устройство

    Это стыковочная граница между цементными слоями при последовательной заливке бетона. Возникает из-за того, что одна поверхность успевает скрепиться, а вторая еще только начинает твердеть. Холодный шов – самое слабое место бетонного сооружения, именно в нем начинают образовываться трещины и расслоения в процессе эксплуатации. Одна из основных задач при работе со стыками – очистка поверхности от бетонного молочка, оно образует рыхлую структуру и ухудшает адгезию. Способы чистки:

    • механическое фрезерование;
    • использование напорной струи воды или воздуха;
    • гидропескоструйная продувка;
    • нанесение кислотного или щелочного соединения.

    После завершения бетонирования все швы должны подвергаться герметичному уплотнению и гидроизоляционной обработки. Наиболее популярные материалы для этой цели – гидрошпонка и набухающий шнур.

    Нагрузка бетонных конструкций после заливки и отпускная прочность

    Снятие опалубки планируют в зависимости от отпускной прочности бетонного сооружения. Это набранная прочность цементного раствора, установленная нормативами. Именно на нее ориентируются, поставляя бетонные элементы с завода на строительную площадку. Данный параметр зависит от состава, внешних условий, нагрузки и условий транспортировки. Он может варьироваться от 50 до 100%, наступает только через 28 суток с момента заливки. В таблице представлено процентное соотношение отпускной прочности и проектной для разных видов бетона.

    Вид бетонаОтпускная прочность (% от проектного значения)
    Тяжелый, с заполнителем класса С10 и выше50
    Тяжелый класса С7,5 и ниже70
    На пористом наполнителе80
    Бетон с автоклавным затвердением100

    Снятие опалубки по СНиП и распалубочная прочность

    Под распалубочной понимают минимальную набранную прочность бетона, при которой допустимо проведение демонтажа опалубки. Для сборных сооружений она должна быть безопасной для дальнейшей транспортировки. В таблице приведены требования к бетону для снятия опалубки в соответствии со СНиП 3.03.01.

    ПараметрРаспалубочная прочность на (28 день)
    Прочность теплоизоляционного бетона0,5 МПа
    Конструкционного1,5 МПа
    Армированного3,5 МПа
    Напряженного14,0 МПа
    Железобетонные конструкции70% от проектной прочности

    Методы бетонирования

    В сложных условиях строительства, где недопустимо применение классической технологии бетонирование, применяют специальные технологии заливки раствора. Они предусматривают наличие специального оборудования и приспособлений, позволяющих добиться достаточной прочности и требуемых технических характеристик бетонного объекта.

    Вакуумирование

    Технология вакуумирования бетона позволяет извлечь из уложенной цементной смеси до 25% воды, а также добиться необходимого уплотнения. Такой метод можно применять для смесей с подвижностью до 10 см. В зависимости от конструкции использование вакуумного щита применяют сверху или с боковых сторон, используя для этой цели специальную опалубку. Применяемое оборудование:

    • вакуумный щит размером 100х125 см с герметизирующим замком по контуру;
    • вакуум-мат, в состав которого входит фильтрующая и герметизирующая ткань;
    • сборно-разборная опалубка с горизонтально расположенными внутри вакуумными полостями.

    При монтаже данных приспособлений следует учитывать, что бетон внутри подвергается дополнительному уплотнению, использовать вибратор не требуется. Также читайте про то, сколько ведер в мешке цемента 50 кг.

    Величина действующего давления вакуума на бетон составляет 1-14 кН/м 2 , нагрузка применяется на всю площадь поверхности возводимого элемента.

    Торкетирование

    Это технология нанесения на поверхность конструкции либо опалубки 1-3 слоев цеметно-песчаной смеси или торкретбетона. Благодаря набираемой скорости частицы песка усиливают прочность конструкции, водонепроницаемость и морозостойкость. Работу проводят в два этапа – сначала наносят мелкозернистый раствор с толщиной равной цементному молоку. После этого применяют более крупный наполнитель, который завершает процесс образования защитного слоя. Также читайте про клей для теплого пола под плитку по этой ссылке.

    Подводное

    Данный вид бетонирования применяют для сооружения мостов, дамб и других объектов, расположенных под водой. Основные технологии работы:

    • укладка смеси бункерами;
    • бетонирование путем трамбования на глубине;
    • укатка малоцеметной жесткой смеси;
    • бетонирование трамбованием с островка.

    Основной принцип данных технологий – ограничение потока воды к бетонному сооружения, что позволяет добиться быстрого застывания цемента и минимального вымывания песка.

    Вертикально-перемещаемой трубы (ВПТ)

    Способ применяют только для строительства подводных несущих конструкций на глубине до 1,5 м. Для этой работы можно только цемент класса С20-25. Сначала забивают стальное ограждение, внутри которого монтируют рабочую площадку с траверсами. К ним подвешивают стальной бесшовный бетоновод диаметром 200-300 мм. Трубу опускают в самый низ сооружения, через воронку на поверхности заливают смесь, а затем медленно поднимают. Каждый блок нужно цементировать до уровня, превышающего проектную отметку на 2-4%. Плюс данного метода в том, что с бетоном контактирует только верхний слой, за счет чего достигается высокая прочность.

    Восходящего раствора (ВР)

    Метод восходящего раствора (ВР) также применяют для заливки подводных сооружений на глубинах до 50 м. Суть технологии заключается в установке нескольких дополнительных труб внутри стальной конструкции. Через основную трубу подают бетонную смесь со щебнем крупной фракции, поочередно устанавливая ее в каждую шахту. Раствор под действием поршневой силы поднимает наверх, а затем равномерно распределяется внутри каждого шпунтового ограждения.

    В зависимости от специфики подачи раствора под воду разделяют напорный и безнапорный метод восходящего раствора.

    Оборудование для бетонирования

    Для упрощения работы с бетоном на разных типах строительства разработано множество технологических приспособлений и оборудования. Их можно разделить на две основные категории – для подготовки раствора и для взаимодействия с уже готовой цементно-песчаной смесью.

    Для бетона

    В производственных масштабах цементный раствор изготавливают на стационарных, мобильных бетоносмесительных узлах и заводах. Для подготовки ручным методом применяют следующие приспособления:

    • туфелька – горизонтальная емкость, которую переворачивают в вертикальное положение после заливки туда смеси;
    • рюмочка (конус) – вертикальная полость с металлическими кольцами на дне;
    • лодочка – емкость в виде трапеции;
    • корыто;
    • совок.

    В зимний период желательно использовать утепленные ящики для подготовки раствора. Помимо этого, для подачи смеси применяют различное вспомогательное оборудование – шланги, трубы, бетоноводы и совковые лопаты.

    Для бетонных работ

    Для проведения работ с бетоном используют следующие устройства:

    • Бетононасосы и растворонасосы. Необходимы для транспортировки смеси к месту строительства. Устройства отличаются только по возможности использования различных фракций компонентов смеси. Их классифицируют по производительности, режиму и принципу работы, приводу. К этой же категории устройств относят и пневматические нагнетатели – прибор для подачи бетонной смеси на высоту.
    • Торкрет-установки. Требуются для создания бетонных конструкций путем распыления смеси. Она состоит из барабана, патрубка, сопла. Устройство может подавать цементный раствор со скоростью до 30 м/с.
    • Штукатурные станции. Предназначены для приготовления и непрерывной подачи мелкозернистой цементной смеси на вертикальную или горизонтальную поверхность.
    • Затирочные машины. Требуются для разглаживания уже уложенного бетона, устранения дефектов на поверхности, швов.

    Помимо этого, для работы с бетоном применяют различные вибраторы и виброплиты, позволяющие ускорить и улучшить процесс усадки. Все виды аппаратов можно разделить на бытовые и профессиональные. Они отличаются мощностью, размером и объемом рабочего раствора. Ознакомьтесь с описанием механизированной шпаклевки.

    Для работы с застывшим цементом используют бетонорезы, резчики швов. Их задача в создании ровных и аккуратных швов на бетонной поверхности, снятия лишних элементов конструкции.

    Видео

    Как аккуратно сделать холодный шов в бетонной стяжке в этом видео:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *