Как укладывать резиновую крошку?

Технология укладки бесшовного покрытия из резиновой крошки

Бесшовное покрытие из резиновой крошки

Монтаж резинового покрытия производится на бетонную стяжку, асфальт, деревянный пол, подготовленную песчаную подушку с гравием. На твердое основание укладывают слой от 9 мм. В отсутствие твердой поверхности толщина резинового ковра составляет 25-35 мм, для обеспечения прочности в период эксплуатации. Снизить расходы на дорогостоящие компоненты бесшовки для монтажа позволит прочное основание.

Подготовка площадки для проведения работ

В СНиП не предусмотрено конкретных правил и норм для устройства основания бесшовного покрытия, вполне хватит устранить повреждения и по возможности выровнять его. Глубина неровностей основания допускается меньше будущего покрытия примерно на 1/3 часть. Перед укладкой основание отчищают, убирая мусор и другие посторонние предметы. При уборке лучше применять ветродуй, он максимально устранит мелкую пыль, что позволит качественней загрунтовать участок. Укладка на песчаную подушку или естественный грунт сопровождается применением рулонной резиной в качестве подложки, она повысит прочность резинового ковра. Основание из грунта поможет укрепить геотекстиль, который разделит слой резины от грунта и предотвратит его размыв водой. По периметру покрытия перед укладкой устанавливается бордюр (резиновый или бетонный). Бордюр из резины предпочтительнее, так как он больше подходит к правилам травмобезопасности. Хорошее сцепление с твердым основанием обеспечит грунтовка. Она готовится на месте, для ее создания мешают скипидар и клей 50% на 50%.

Производство резиновой смеси

Перечень материалов для бесшовного резинового ковра: Резиновая крошка из переработанных шин, клей на основе полиуретана, окрашивающий пигмент для резиновых гранул необходимого цвета. Смесь изготавливают с применением специального миксера (РКС-90, БМРК-250), их устройство позволяет тщательно размешать компоненты. Пропорции смеси рассчитывают исходя из размера шинной крошки, связующего и других материалов. Мелкая фракция требует больше клея и пигмента, но она объемнее и покроет большую часть площади. Подбирать рецептуру необходимо ориентируясь на клей. Приблизительный расход шинной крошки на 1 м2 слой толщиной 9-11 фракция 2-4 мм 7-8кг, клей в количестве 1,5-1,7 кг, красящий порошок 0,3-0,4 кг. Чтоб избежать разноцветья, пористости покрытия нужно следовать подобранной рецептуре в каждом замесе. После высыхания цвет светлеет на 2-3 тона. В миксер для резиновой крошки сначала засыпают резиновые гранулы, потом пигмент, затем мешают, далее добавляется клей, который наливают равномерно струёй, чтоб избежать образования комков. Во время приготовления смеси необходимо избегать попадания влаги, так как она намного ускорит затвердевание клея и приведет к трудоемкой укладке. Мешаются компоненты до однородной консистенции обычно 3-5 минут.

Укладка смеси из резиновой крошки

Бесшовное покрытие в несколько слоев, укладывают в целях экономии пигмента или для достижения максимальных эластичных свойств, когда толщина более 10 мм. Первый слой из крошки и клея равномерно раскладывается, ровняют длинными полутерками, укатывают специальными валиками. Второй финишный слой включает в состав краситель или ЕПДМ гранулы процедура укладки та же. Рабочий инструмент чистится и обрабатывается скипидаром в процессе монтажа. Укладка покрытия на основание без твердой поверхности – первый и второй слои разделяют заранее закрепленной сетью из стеклопластика, это предаст прочность ковру из резины. Технология допускает монтаж покрытия с рисунками и узорами. Для этого после высыхания уложенной смеси, ножом обрезают по шаблону рисунок в полотне . Край заклеивается малярной лентой, чтоб не испортить основной слой. Удаленную часть заполняют другим цветом. Разметка наносится краской с помощью валика или кисти по маякам. Для того чтобы снизить денежные потери при укладке бесшовки с применением ЕПДМ каучука и указанной толщиной покрытия 15 мм, подстилающий слой укладывают из крупной фракции 4-5 мм черной крошки его толщина будет 10 мм, а верхний слой EPDM гранулят толщиной 5 мм. Связано это с высокой ценой верхнего слоя, однако в силу своих свойств резина в таком покрытие не выгорает на солнце и сохраняет свои полезные качества долгое время. Скорость высыхания смонтированного покрытия колеблется от 15 до 30 часов и зависит от влажности, температуры воздуха. Не рекомендуется укладывать резину при низких температурах 10-12 градусов, так как смесь при такой температуре становится схожа по внешним свойствам с пластилином и очень тяжело укатывается, а так же раскладывается, что в конечном итоге может привести к порче дорогостоящего материала и повреждению всего покрытия. Когда необходимо проводить укладку покрытия по укладке при низких температурах необходимо установить отапливаемые тепиы . Работы по монтажу обязательно необходимо проводить в сухую погоду.

Монтаж резинового покрытия производится на бетонную стяжку, асфальт, деревянный пол, подготовленную песчаную подушку с гравием. На твердое основание укладывают слой от 9 мм. В отсутствие твердой поверхности толщина резинового ковра составляет 25-35 мм, для обеспечения прочности в период эксплуатации. Снизить расходы на дорогостоящие компоненты бесшовки для монтажа позволит прочное основание.

Статьи

В нашей стране в последнее время приобретает большую популярность покрытия из резиновой крошки. Укладка резиновой крошки производится в спортивных сооружений, на детских площадок, как на открытом воздухе, так и внутри помещений. Это, в первую очередь, обусловлено амортизирующими свойствами. Плюс ко всему, травмобезопасностью резиновых покрытий, высокими противоскользящими свойствами, упругостью, стойкостью к абразивному износу. А самым главным достоинством такого покрытия является его бесшовность.

Резиновая крошка

Для благоустройства приусадебного участка подойдет смесь цветной резиновой крошки со специальным полиуретановым клеем. Для такого настила основанием может служить и твердый бетон, и мягкий грунт. Если основание твердое, то толщина настила может не превышать 20 мм, а грунтовое требует более толстого и прочного покрытия – минимум 25 мм.
Обеспечить хорошую прочность покрытию можно, укладывая его в два слоя, где для нижнего слоя используется крупная черная крошка, а для верхнего – мелкая цветная.
Главные преимущества такого материала – это монолитная конструкция с высокими прочностными характеристиками и возможность устройства площадок и дорожек сложных форм. Но работать с наливным резиновым покрытием сложнее, чем укладывать рулонный материал и резиновую плитку. Необходимо владеть определенными навыками для его выравнивания, а также иметь специальное оборудование для удобства работы. Если всего этого нет, то для кладки дорожек своими руками лучше отдать предпочтение плитке или материалу в рулонах.


Придать дорожкам и площадкам из резинового покрытия завершенный и аккуратный вид, а также упростить работы по его укладке и закреплению помогут ограждающие бордюры. К такому покрытию могут подходить бордюры из любых материалов: бетона, кирпича, пластика и даже дерева. Но оптимальным вариантом будут бордюры из резиновой крошки. Высота установленного бордюра должна превышать поверхность дорожки на 20-40 мм.
Обеспечить водоотведение с покрытия позволят ливневые лотки, которые устанавливаются между дорожным покрытием и бордюром. При отсутствии ливневых лотков отвод дождевой воды можно осуществить, установив элементы бордюрного ограждения с разрывами. Само покрытие дорожек необходимо делать с уклонами.

Как сделать рукоять ножа

Как сделать рукоять для ножа

Хочу рассказать и немного показать как сделать рукоять на нож.

Итак, материалом для рукоять послужат:

– сувель клена яселенистого;

Будем считать что клинок у нас готовый, с насаженным больстером.

С начала ножовкой обыкновенной распиливаем деревянные бруски (кап и орех) под нужным нам углом.

И выравниваем распиленные поверхности на наждачной бумаге, но мне больше понравилась сеточка ( как на фото). Она не забивается.

После 45мин. медитации на сетке, получаем плотное прилегание плоскостей деревяшек:

С другой стороны есть неплотность, но это не страшно. Так как это след от ножовки и он с краю который все равно будет сточен во время придания рукояти формы

Так сказать сэкономили время и силы!

Далее прикладывая хвостовик клинка размечаем карандашом место где он будет проходить

И высверливаем отверстие при помощи сверла, диаметром как и сам хвостовик. Или чуть больше.

У меня вышло два отверстия, перегородки между ними убирались с помощью надфиля ( который сломалсь видимо от старости) и напильником.

И важно! при формировании отверстия, почаще вставлять хвостовик и проверять параллельность клинка и деревяхи. По ходу дела и будет видно с каких сторон подтачивать.

Потому что сверлил я дрелью, а тут сверло может немного увести в сторону.

Дальше подготавливаем необходимый набор для рукояти. Последовательность такова : клинок-больстер-пластик-сувель-пластик-латунь-пластик-орех.

И все это собираем, и смотрим глазом орла как точно мы выполнили работу.

Ну вот все готово к склеиванию! Идем на кухню где странным образом уже накрыт стол!

Среди всего хочу отметить черный тонер для принтеров, пару капель которого я добавляю в клей для придания ему черного цвета.

И не забыть замотать клинок молярным скотчем, что бы его не испачкать. Далее все детали рукояти протираем спиртом. Первым делом заливаем подготовленный клей в отверстие главной деревяхи и убираем в сторону – пусть постоит, что бы эпоксидка проникла во все потаенные места ответстия. Которых надеюсь нет. И начинаем промазывать клеем все составляющие. Намазали одно – надели на хвостовик и т.д.

По завершению всей процедуры, зажимаем заготовку в самодельном устройстве, при этом тщательно проверяя все ровности и параллельности.

Зажимать следует без “фанатизма”, что бы небыло напряжений в рукояти

И оставляем све это сушится на сутки или немного больше.

Ну вот и высохла наша заготовка. Эпоксидка, оставшаяся на деревяшке, стала твердой и не продавливается ногтем.

Сначала напильником выравниваю плоскости, чтобы легче было наносить контур рукояти.

При помощи шаблона, обводим контур обычным карандашом

И начинается длительный процесс обточки. Что бы не стачивать много см. дерева напильником, на помощь пришла нажовка. Вот так вот получилось после нее:

Дальше особо комментировать нечего – напильник, наждачка.Последовательность процесса:.

И в завершении процесса для консервации дерева и придания ей красоты, рукоять пропитывалась маслом Danish Oil 3 раза. И покрылась воском карнубы.

И высверливаем отверстие при помощи сверла, диаметром как и сам хвостовик. Или чуть больше.

Нож с рукоятью из латуни

Привет любителям поработать с металлом, сегодня мы рассмотрим оригинальный нож, который целиком и полностью изготовлен из металла. Накладки рукояти ножа сделаны из латуни, после полировки все это дело смотрится довольно интересно. Клинок автор вырезал из уже закаленной стали. Смотрится самоделка довольно интересно, лезвие автор наточил до состояния бритвы, самоделка легко бреет волосы на ногах автора. В изготовлении нож не сложен, но вам нужен будет станок для шлифовки, поскольку иными способами закаленную сталь не обработать. Если вас заинтересовал проект, предлагаю изучить его более детально!

Материалы и инструменты, которые использовал автор:

Список материалов:
– пластины из латуни;
– углеродистая сталь для клинка;
– латунные стрежни (для штифтов);
– эпоксидный клей.

Процесс изготовления ножа:

Шаг первый. Подготавливаем материалы для рукояти
Для начала подготовим материалы для накладок, нам понадобится листовая латунь подходящей толщины, а также не толстые доски, которые будут нужны только для обработки рукояти. Нарезаем заготовки, приклеиваем досочки к латунным заготовкам, в качестве клея можно использовать суперклей. Также нам нужно просверлить отверстия под штифты. В качестве штифтов автор использовал латунные стержни.













Проверяем закалку напильником, опытный мастер может определить, закалена сталь или нет, по звуку, если по ней постучать. Обычно закаленная сталь звенит. Шлифуем плоскость стали, чтобы было видно оксидную пленку в процессе отпуска, и отправляем клинок в духовку. Температура обычно устанавливается в районе 200 градусов Цельсия и уходит на это около часа. В итоге сталь должна покрыться оксидной пленкой соломенного цвета, более темные цвета могут говорить о более глубоком отпуске, но все зависит от марки стали.

Шаг третий. Собираем и формируем рукоять
На закаленной стальной пластине можно установить рукоять, для этого нужно просверлить отверстия в области рукояти под штифты. Это нужно сделать до закалки, если вы закаляете все тело ножа. Приклеиваем накладки к заготовке при помощи эпоксидного клея, надежно все стягиваем струбцинами. Оставляем клей сохнуть в соответствии с инструкцией.











Далее нам понадобится бормашина, с помощью нее сформируем желаемый профиль рукояти. Бормашина нужна мощная с хорошей твердосплавной фрезой, которая может обрабатывать сталь. В итоге автор довольно легко формирует профиль рукояти. После этого можно будет снять деревянные части и шлифуем рукоять на ленточном шлифовальном станке.

Шаг четвертый. Клинок
Приступаем к формированию клинка, рисуем желаемый профиль и вырезаем его болгаркой. В этом деле важно понимать, что сталь у нас уже закалена, так что ее перегрев приведет к отпуску и понадобится снова закалять клинок. Постоянно охлаждаем клинок при помощи воды.
Что касается спусков, то их автор сформировал на глаз при помощи болгарки, подойдет для таких целей толстый шлифовальный диск или лепестковая насадка.













Шаг шестой. Финал
В завершении нужно наточить лезвие до бритвенного состояния, для таких целей автор использовал полировальный круг и абразивную пасту. Также можно использовать специальные заточные камни, которые тоже помогают заточить нож до состояния лезвия.

Вот и все, теперь нож готов, покрываем его подходящим маслом, чтобы сталь не ржавела, а латунь не темнела. Нож настолько острый, что автор бреет им волосы на ноге. На этом сей проект завершен, удачи и творческих вдохновений, если решите повторить подобное. Не забывайте делиться с нами своими идеями и самоделками!


Процесс изготовления ножа:

Обрезаем штифты по размеру

В готовые отверстия двух половинок заготовки нужно вставить один из штифтов. На нем отмечается место отреза. На штифтах с обеих сторон рукоятки необходимо оставить припуск около 3 мм. Пилкой по металлу нарезают нужное количество штифтов.

Важно! Укоротить штифты можно всегда, поэтому лучше, если они окажутся длиннее.

Перед склеиванием необходимо удостовериться, что штифты свободно входят в отверстия.


Обработанную смолой часть соединяют с хвостовиком, вставляют штифты. Затем склеивающей основой покрывают вторую часть заготовки, которую также присоединяют к хвостовику. Конструкция собрана.

Читайте также:  Как правильно разобрать и почистить водонагреватель Аристон

Пластмасса

Пластмассовое изготовление рукояти, при сравнении с деревом, появилось относительно недавно, около 100 лет назад. В былые времена, производственная и химическая промышленности ещё не успели достичь таких высот, как сегодня. И раньше этот материал считался довольно редким. В основном пластмассу применяют для изготовления кухонных и складных ножей. Но существуют его разновидности:

  • простейший и «неказистый» с виду материал, но довольно функциональный и применяемый для кухонных ножей – пластик ABS;
  • лёгкие, рука не устаёт работать – нейлоновые термопластики, характеристики практически как у варианта выше;
  • не любящие температуру и малая механическая прочность, придаёт этому сырью неширокую популярность – эластичные термопластики;
  • довольно популярный благодаря своим качествам материал – микарта, он относится к группе электроизоляционных слоистых пластиков. Ударопрочный, легко поддающийся обработке диэлектрик нашёл себя в производстве рукоятей. Изготавливается на основе бумаги или нити, материал довольно увесистый и прочный.

Нож с пластмассовой ручкой.

Вариантов пластмассового сырья для рукоятей, немало. Многие специалисты уверенны, что сегодня пластиковые изделия могут достигать более высоких технических показателей, чем у природных. Да и доступность их, гораздо проще, чем дерево из Африки.

Наборная рукоять из кожи не скользит в руке, но к сожалению, быстро «набирает» воду и впитывает запахи. Принцип изготовления несложный, на хвостовик надеваются кусочки кожи, предпочтительно грубой и толстой.

Нож с кожаной ручкой.

Проклеиваются между собой и закрепляются на конце рукояти навершием. Затем обтачиваются на абразивном станке, и рукоять отлично сидит в руке. Но многие жидкости для неё губительны, особенно солёные, по этой причине популярность невелика.

Наборная рукоять из кожи не скользит в руке, но к сожалению, быстро «набирает» воду и впитывает запахи. Принцип изготовления несложный, на хвостовик надеваются кусочки кожи, предпочтительно грубой и толстой.

Тренчик

Специальная петля для крепления ножен на ремне. При изготовлении тренчика применяются различные материалы: веревка, шнур, полоска из кожи. Изготовление ножен своими руками позволяет выполнить тренчик из любого подручного материала.

Тренчик можно приклеить, пришить, прикрепить шурупом с внутренней стороны ножен, главное сделать петлю с запасом для любой ширины ремня. Длину необходимо подбирать индивидуально.


Специальная петля для крепления ножен на ремне. При изготовлении тренчика применяются различные материалы: веревка, шнур, полоска из кожи. Изготовление ножен своими руками позволяет выполнить тренчик из любого подручного материала.

Всадная

Всадная технология крепления предусматривает узкий хвостовик ножа. Рукоятка будет выполнена цельной. Такой механизм обеспечивает устойчивость к повреждениям. Конструкцию будет отличать легкий вес в сравнении с клепанной технологией. Это предопределяет при использовании в длительных и объемных работах. Если изготовитель выбрал всадную технологию, понадобится эпоксидная смола, опилки дерева для отличного сцепления. Работа производится по следующей схеме:

  • Выбранные виды древесины обрабатываются антисептиком;
  • Из бруска выполняется заготовка с подходящими пропорциями. Учитывается угол распила для того чтобы довести красивый срез;
  • Осуществляется разметка и высверливается отверстие подходящего диаметра;
  • Следует развести эпоксидку, соединить с опилками, залить в отверстие;
  • Одновременно следует вставить клинок, который предварительно был обмотан скотчем для защиты от грязи;
  • Полуготовое изделие вставить в тиски или пресс, прождать до полного высыхания (сутки-двое).

Можно выполнить такую рукоятку с выемками для пальцев. Для этого следует выполнить углубление под указательный палец. Потренироваться выполнять правильную форму можно на пластилине, только после него перейти на дерево. После этого следует использовать резак, рашпиль и наждачку для того чтобы заготовку отшлифовать. Пропитать изделие разогретым маслом олифы, просушить его на солнце. После этого снова обработать рукоять «нулевкой». Завершить изготовление покрытием из канифоли, скипидара и воска, растопленных на водяной бане, которыми следует отполировать рукоять.

Размечаем деревяшку

Размечаем паз на переднем торце по размеру хвостовика Сверлим сверлом по дереву диаметром 6 мм. Досверливаем дрелью, отметив необходимую глубину изолентой. Переворачиваем брусок и прорезаем паз дремелем с дисковой фрезой, толщиной 1 мм. Сверлим ряд отверстий в пазе сверлом диаметром 1 мм. Распиливаем паз обточенным ножовочным полотном. Оборачиваем клинок раритетной матерчатой изолентой.

  • Подготовленная древесина обрабатывается антисептиком и помещается в тиски, где ровно делится на две симметричные части;
  • Поверхность у хвостовика тщательно зачищается и полируется во избежание возникновения зазоров;
  • Производится разметка будущих креплений для соединения двух частей;
  • Необходимо подготовить прут из меди или латуни и высверлить отверстия в разметках в соответствии с диаметром прута;
  • Выполнить заклепки, их длина должна быть больше толщины готовой рукояти.

Делаем нож своими руками из стали с двуцветной ручкой

Здесь я покажу вам, как сделать нож своими руками из стали 1080, с двуцветной рукояткой.

Изготовление ножа своими руками

Шаг 1. Проверьте сталь

Перед началом работы, проверьте качество стали.

Шаг 2. Ковка

Посмотрите на фотографии ковки ножа. Следуйте им, они объяснят вам, лучше, чем я.

Шаг 3.Заготовка, часть 1

Здесь я использовал шлифовальный станок для обработки заготовки ножа.

На фотографиях показана работа с одной стороны, но вы должны отшлифовать с двух сторон.

Фото.1 – мне не нравится переход от ручки к лезвию.

Фото.2 – очищаю на шлифовальном станке.

Фото.3 – мой зажим.

Фото.4 – я использовал шлифовальный станок с зернистостью 36 для очистки ручки.

Фото.5 – зона лезвия готова

Фото.6 – работаю с ребром ножа и лезвием

Фото.7 – уже лучше

Фото.8 – скос все еще нуждается в доработке

Шаг 4. Шлифовка, часть 2

Сначала я обработал заготовку напильником, чтобы выровнять зоны, которые я шлифовал на станке. Затем я взял ленточную шлифовальную машинку с зернистостью 120.

Шаг 5. Изготовление ручки

Я взял кусок гетинакса, вырезал заготовку для ручки.

Я просверлил отверстия в металлической ручке ножа и в рукоятке из гетинакса (отверстия должны соответствовать отверстиям в металле).

Затем скрепил две части ручки вместе.

Шаг 6. Термическая обработка

Здесь я расскажу вам, как закалить нож.

Во-первых, трижды нагрейте заготовку при температуре, когда железо перестает притягиваться магнитом, охладите на воздухе.

Затем снова накалил нож и опустил для охлаждения в разогретое масло (арахисовое).

Фото.1 – охлажденный нож

Фото. 2-4 – нагревание

Фото. 5-6 – нагретое масло

Фото.7 – закаленное лезвие.

Шаг 7. Проверка

Чтобы проверить, как я закалил нож, я отшлифовал его наждачной бумагой с зернистостью 220, и опустил на минуту в хлорид железа.

После полировки пастой, я мог увидеть слабое окрашивание металла. Этот шаг можно и пропустить, если вы не хотите изменить цвет.

Шаг 8. Полировка

Я решил отполировать лезвие до зеркального блеска наждачной бумагой зернистостью от 220 до 1000 и маслом.

Фото.3-4 – шлифовка наждачной бумагой Р-1000

Фото.5-6 – отполирован до зеркального блеска.

Шаг 9. Травление

После шлифовки, мне нужно было протравить нож.

Очистите лезвие с мылом и водой. Высушите, протрите его ацетоном, и еще раз протрите. Не трогайте лезвие!

Затем нагрейте лимонный сок и протрите ватным тампоном, смоченным в лимонном соке. Протирайте в течение 15 минут. Промойте и натрите пастой для полировки. Для лучшего результата повторите (не полировку, а только травление).

Фото.1 – все, что нужно для травления. Пластиковый поддон, нож, горячий лимонный сок, ватный тампон в маленьком зажиме.

Фото.2 – после первого травления, оксиды не удалены.

Фото.3-4 — первое травление, оксиды удалены

Шаг 10. Рукоятка

Как сделать материал для рукоятки подробно показано здесь:

Приготовьте рукоятку, протрите ее ацетоном, просверлите несколько углублений на ней (избегайте краев). Снова очистите, нанесите эпоксидную смолу на половинки рукоятки и соедините их. Зажмите, пока смола не затвердеет.

Шаг 11. Формирование рукоятки

Ваша рукоятка готова. Теперь отшлифуйте ее до нужной формы на шлифовальном станке.

Шаг 12. Завершение работы

Я завершил отделку рукоятки с помощью наждачной бумаги Р-320, затем с помощью машинки для гравирования. Теперь рукоятка выглядит прекрасно, но можно сделать ее еще лучше.

Я нанес 6 слоев суперклея, давая клею высохнуть между слоями, а затем отшлифовал. В результате, я получил красивую, блестящую рукоятку (последняя фотография).


Фото.2 – очищаю на шлифовальном станке.

Виды и преимущества древесины

К выбору материала для будущей рукоятки следует подходить очень ответственно. От исходного сырья зависят следующие характеристики: прочность, эргономичность, баланс и устойчивость к загрязнению. Нож с деревянной рукояткой отлично подойдет начинающему охотнику.

Древесина получила широкое распространение в качестве основного материала для изготовления рукояток. Обычно применяют сорта с плотной структурой: дуб, ясень, орех, клен, яблоня, вишня. Экзотические породы древесины имеют более красивый вид, но могут быть сложными в обработке или плохо влиять на баланс ножа. Самодельный резной нож всегда украсит коллекцию любого охотника. Среди отечественных сортов древесины, подходящих для изготовления рукояток, можно выделить карельскую березу, бук, граб и орех. К экзотическим относят эбен, венге, омбойну и бубингу.

Карельская береза используется во многих странах мира наравне с редкими экзотическими экземплярами. Структура ее древесины напоминает мрамор. Твердость этого вида может достигать до 3,5 единиц по шкале твердости Бринелля, плотность — до 770 кг/м3. Внутри материал имеет уникальные утолщения — капы, которые и придают карельской березе мраморную текстуру. Цвет варьируется от светло-золотистого до темно-янтарного. Такая древесина трудно обрабатывается, поэтому требуются особые навыки при изготовлении рукоятки.

Граб — вид лиственных деревьев, относящихся к семейству Березовых. Древесина имеет наибольшую твердость (порядка 3,7 ед. по Бринеллю) и плотность около 800 кг/м3. Специалистами высоко ценится износостойкость этого дерева, поэтому оно применяется в ответственных узлах, к которым предъявляют повышенные требования к вязкости и ударной прочности.

Грецкий орех достаточно часто используется для изготовления пропеллеров для легких самолетов. Минимальная склонность к растрескиванию обуславливает применение древесины для изготовления рукояток. В высушенном состоянии такая ручка сохраняет форму, не подвержена гниению. По Бринеллю твердость составляет порядка 3,7 ед.

Для изготовления рукоятки черного цвета используют эбеновое дерево или эбен. Произрастает оно в тропических джунглях и имеет плотность 1300 кг/м3, поэтому древесина этого дерева тонет в воде. Маслянистая структура делает материал устойчивым к атмосферным воздействиям.

Стабильность структуры позволяет использовать эбен при низких температурах в условиях Крайнего Севера. Этот материал также служит сырьем для изготовления музыкальных инструментов, сувениров, фигурок и статуэток.

Дерево венге — редкая порода экваториальной древесины. Шоколадный цвет материала с прожилками придает фактуре готового изделия незабываемый вид. По твердости венге превосходит дуб и ясень. По шкале Бринелля твердость может достигать до 4,2 ед. Плотность составляет 890 кг/м3. Наличие маслянистых отложений в структуре древесины усложняет механическую обработку и шлифовку. В качестве финальной доводки рекомендуется вощение.

Красно-коричневый цвет имеет древесина дерева амбойны. Плотность материала достаточно невысокая — порядка 670 кг/м3. Легко переносит механическую обработку и полировку. На финальной стадии изготовления может потребоваться дополнительное заполнение пор вязкими составами.

Древесина дерева бубинга имеет явно выраженные годичные кольца, что делает ее структуру яркой и привлекательной. Имеет среднюю плотность порядка 900 кг/м3. Применяется в декоративных целях, так как легко подвергается механической обработке. При полировке можно достичь зеркального блеска. Высокая склеиваемость делает ее пригодной для изготовления музыкальных инструментов, декоративных панелей и для украшения внутреннего пространства автомобилей.


Также часто применяются пластик или оргстекло. Среди основных достоинств можно выделить высокое сопротивление ударам, малую массу, устойчивость к воздействию воды и влаги, морозостойкость и диэлектрические свойства. Клинок, изготовленный из пластика, будет холодным на ощупь.

Самые удобные формы рукояток

Карады,
много тестируем ножики на износ на канате. Есть немало хороших полевых обзоров. Интересно. Но о рукоятках, в частности о том, какие из форм вы находите самыми удобными (на фиксах и на складнях) – мало информации. Предлагаю в этой теме делиться опытом – какие формы рукояток на каких ножиках для вас оказались наиболее оптимальны.

бочонок, яйцо (ЯН), хулт, грохман. да много каких.

Была вот такая тема http://guns.allzip.org/topic/97/197519.html
Из того же что у меня есть, больше всего нравится рукоять на Орионе от DrWinter. Рукоять на Деловом так же очень нравится.



Еще можно отметить как удобную рукоять на ноже от Гико и от Анатолича. Остальные, включая всю серийку, имееют замечания, у Анатолича то же бы тыльник пригладить, ни как руки не доходят.


Из серийки, пожалуй все же бы отметил Нортен Хантер от Хаттори, для теплой погоды нормально.

Да, была тема оказывается. но уже и здесь пишем, так что удалять тему наверное не буду. Для меня оптимальны классический Анатолич и Дозьер на KS3

Лично мне очень пришёлся по руке Helle Fjelkniven.

А мне Дозьер показался все таки несколько обмылочным Все удержание за счет указательного пальца. И переднего упора чуть маловато и задний отсутствует.
Как пример хорошего переднего упора(ни считая ножей с явной гардой) могу отметить так же J.P.Holmes Drop Point Hunter, но заднего упор у него слабоват.


Helle Fjelkniven.
По фото рукоять очень понравилась, нехарактерная для финок.
Чего то даже и захотелось, а то ни одной финки.
Пробежался через гугл по ссылкам, а он маленький 10см клинок и 11см рукоять. И фото, по ссылкам, совсем не такие красивые Нет, не надо.

Пробежался через гугл по ссылкам, а он маленький 10см клинок и 11см рукоять.

Alex.P, да, рукоять у него маловата. Даже в моей не особо широкой ладони – впритирку. Но мне таки удобно. Если рука чуть шире – будет дискомфорт, однако. А вот дина клинка для меня весьма удобна.

мне обычная бочкообразная рукоять по нраву, финочку Ahti с такой рукоятью успешно юзаю. ну и на всяких там дешевых Морах/Хултах/Фискарзах тоже вполне удобной оказалась.

Читайте также:  Как очистить мультиварку от запахов и грязи

Отличная тема, Павел!
В ходе тестов и походного юза у меня сложились три требования к рукояти: возможность продолжительного силового реза прямым хватом (т.е.как на тестах, и его практический аналог – строгание от себя), возможность продолжительного силового реза обратным хватом (строгание от груди на себя) и возможность извлечения из ножен одной рукой. Вот, что у меня получилось на выходе лучшего на сегодняшний день:






А с ножнами это выглядит так:





На двух последних фотак видно, что подвес делаю съемный, чтобы подбирать удобный под разную одежду (зимой, чаще удобней – шейник).
На всех рукоятках видны выемки для зацепа при вынимании одной рукой. Кроме того, если у рукоятки есть выраженный выступ в средней части (фото 1, нижний ножик: вогнутость в средней части образует выступ – фиксатор для ножен в передней части рукояти и зацеп для извлечения из ножен ближе к задней) или рукоять имеет выраженую яйцеобразность в средней части (фото финки “с сучком”) эти выпуклости позволяют надежно фиксировать нож в кожаных ножнах – он не вываливается даже когда кожа рассыхается.
Вообще, полагаю подлинный камень приткновения в дизайне рукоятки – это обеспечить одновременно и выемки для вытаскивания одной рукой (темляки не приемлю – мешают и пачкаются) и плоскость с внутренней стороны для упора обратным хватом для строгания от груди. Почему “от груди на себя обратным хватом”? ИМХО, этот способ намного лучше позволяет контролировать строгание прочных пород дерева, чем “от себя”. От себя, сабельным хватом легко выполнять грубое строгание, типа затачивания кольев, а для тонкой и точной работы он, ИМХО, неудобен.

рукоять на морах клиппере и 2000-й

Попробуйте форму “рукояти от Константиныча” будете приятно удивлены именно на длительной работе.
С уважением

У меня требований несколько, но почти идеальна рукоять у клиппера, скругленная на конце для упора в ладонь и без выступа со стороны режущей части.

1) мало выступов и ничего не наминает
2) прямой/обратный определяется без проблем
3) удобный упор в ладонь

Наряду с клиппером, отмечу эргономичность рукояти 700-й серии у Frosts. Удобна для большинства хватов – и для шкурения и для силового реза, стругания.
(с)фрагмент фото камрада shitoryu

Проверено, удобно!

Козлов показался самым удобным.

Mechock
рукоять на морах клиппере и 2000-й

doef
Наряду с клиппером, отмечу эргономичность рукояти 700-й серии у Frosts.

Удобство рукояти – вещь сугубо индивидуальная. Конечно, общие принципы эргономики должны быть соблюдены. Но всё же тот факт, что далеко не каждый хорошо сделанный нож ложится в руку, говорит об обязательности индивидуального подхода к выбору, о практической бесполезности покупки ножа, при выборе его лишь по картинке. Ну, а лично для меня эталоном эргономики стала рукоять ZT0100.

Gansik_315
далеко не каждый хорошо сделанный нож ложится в руку, говорит об обязательности индивидуального подхода к выбору, о практической бесполезности покупки ножа, при выборе его лишь по картинке.

Был интересный случай с попыткой нарезки дома какого-то очень хитрого твёрдого сорта сыра (не пармезан, что-то ещё ядрёнее). Именно по возможности весьма силового реза на доске – не справились MORA-2000, CS Canadian Belt, Кизнярский “Норд” (с деревянной рукояткой) и старенький кухонный Victorinox. То есть – резать ими с таким усилием было предельно неудобно. Любопытнее всего, что с данной задачей лучше всех справился CRKT Desert Cruiser (даже не оригинал – китайский клон, но с весьма аутентичной рукояткой (просто живьём с оригиналом сравнивать в руках доводилось)). Не сталью (420-я, хоть и неплохо калёная), не спусками (среднее сведение, заточка на 30 градусов), не качеством заточки (неуверено брил), а взял он именно формой рукоятки.

Хотя, с другой стороны – в качестве EDC подобная рукоятка показалась не только “толстоватой” для ношения в кармане, но ещё и какой-то несколько “зажатой”. Была хороша только под обычный “поперечный” хват, под другие варианты хвата – уже не особо. Но вот под эту задачу – показалась наиболее удобной. Возможно даже, как раз благодаря этой самой “зажатости”.

Прямиком для этой темы рукояти Эрго Хантера от BUCK ,они еще и несимметричные с левой и правой стороны от клинка :

Или еще вариант комбинации современного Хай-Тек пластика и деревянных вставок с насечками.

Самая удобная рукоять из всех ножей, что я держал, была вот эта:

Это старый нож “Южного креста”, название модели, к сожалению, не знаю.

У Гико тоже удобные рукояти, но на мой вкус чуть менее удобные, чем у указанного ножа на фото. Орион от DrWinter не трогал, но на вид должен быть очень удобен.

Вообще, общие черты удобной рукояти вырисовываются такие:
1. Покатая спинка (чтобы основание ладони при долгой работе рукоять не наминала).
2. Развитый передний упор (чтобы при резе вперед или проколе не сильно напряженная рука не соскользнула на РК)
3. В меру развитый упор под мизинец (либо утолщение рукояти к тыльнику) обеспечивающий уверенный контроль при резе с потягом.

у крысы рукоять хороша.

еще соотношение изгиба рукояти и клинка очень неплохо влияет на рез у опинель-12. но все равно при работе не пропадает желание чтобы у него рукоятка была “пофинистей”.

Для меня вне конкуренции, по удобству рукоять “делового”, сдаланная Василием Козловым.

Наверное сильно от руки зависит но у меня вот этот в любимчиках

Как всем известно для разных хватов максимально удобными будут разные формы рукояти.Для примера можно взять кусок пластилина и сжать его тем или иным хватом,формы получатся довольно разные и совершено неприемлимые для других хватов.На подавляющем большинстве ножей делают универсальные рукояти,чтобы более менее было удобно для разных хватов.
Совсем недавно открыл самую удобную для себя рукоять.На ней всё в меру.И животик,и горбик,и упор,и место под мизинец.С виду невзрачная,но очень удобна для основных хватов.

Вот тема про эти ножи.

——————
Люби своих врагов, гнушайся врагами Божиими и сокрушай врагов Отечества(c)

Дык разные работы, разные клинки – разные руклятки. Ето для одной ладони только.

Из складней – benchmade 520

Ну к примеру вот такая.

кратоновая от бенча дроп-поинт (10505R) или боуи для фикседа. Ну со складнями сложнее.

Тема как бы эээ. многогранная и многорукая

GAU-8A
Тема как бы эээ. многогранная и многорукая

Это даааа ). Вот Милитари за рукоять хвалят некоторые, а мне она неудобна, ибо прямоугольник в сечении. Небыло б углов, идеальная ручка была бы.

Из имеющихся у меня в наличии ножей самя удобная рукоять у Kershaw spec Bump. Ему бы еще и клин нормальной формы.

. Я правда убрал узор, и заполировал G-10

У Якута. Для любой руки, и левой и правой. И резом в верх и резом в низ.
И для работы в рукавицах и для охотника с искалеченной рукой от циркулярки. Ей и двумя руками можно работать.

+1000. Дополню,что при правильно подогнанных ножнах из хвоста нож извлекается очень легко, выпрыгивает в руку, но одним манером, а так можно и двумя руками не раздернуть.

Мне нравится рукоять а-ля CS master hunter
Из фолдеров наверно самая удобная рукоять из всех ножей, которые в руках держал, у Boker AK-74/ Весьма ухватиста

Mora Clipper. Из складней – самая удобная рукоять у BM 520, и это не обсуждается

Dimedrolum
Из складней – самая удобная рукоять у BM 520, и это не обсуждается

Блажен, кто верует )). Самая удобная у RJ Martin Devastator )).

Hans Wurst
. Я правда убрал узор, и заполировал G-10

Из фолдеров наверно самая удобная рукоять из всех ножей, которые в руках держал, у Boker AK-74/ Весьма ухватиста

У мануального AK-74 действительно довольно ухватистая рукоятка.

Но самая удобная рукоять среди фолдеров однозначно у Ontario RAT Folder-1! Режешь и режешь, и рука не устаёт, и ничего нигде не трёт, и ничего не наминает.

Andrew L2
Но самая удобная рукоять среди фолдеров однозначно у Ontario RAT Folder-1!

Вот всегда так, сделают ручку удобную, значит надо сталь поставить самую дешевую. Сделают клин из S90V, значит ручка должна быть прямоугольником в сечении )).

Iofspy
Сделают клин из S90V, значит ручка должна быть прямоугольником в сечении

Мне нравится этот нож. Куплен во Франции, на Корсике. Там такая форма ножа продается туристам как нож для кровной мести – вендетты, у всех рукоятки подпилены к оси. Не знаю, как для вендетты, но вот овощи-фрукты он режет классно: узкая часть рукоятки лежит в согнутом указательном пальце, а мизинцем-безымянным управляется весь нож. Для картохи – самое то! Нержавейка, очень резучая. Долгое время в доме был вместо скальпеля: нитки вспороть, изоляцию с провода снять, даже бородавку срезал.

удобнее соговского щенка я в руках ничего не держал

Самая удобная и функциональная рукоятка , это рукоятка сделанная по руке, отвечающая всем необходимым требованиям юзера, исходя из его личных предпочтений и с учётом предназначения ножа. Всё остальное компромиссы. Это же касается и клинка. А получить и то и другое можно только на ноже по индпошиву без какой либо самодеятельности со стороны мастера.

Современный брендовый эсклюзивный дизаин от Кац, Блюм и Кальсонер. А сколько столетий продержалась классическая коническая изогнутая роговая рукоять навахи? И сколько за всю историю навахи ей резали и зарезали и сколько отрезали и намазали совремёнными рукоятями?
Самая удобная для держания всеми хватами рукоять навахи!

Из всего нескладного, что через руки прошло, наиболее удобная рукоять оказалась у Roselli R200.
Из складней. даже не знаю. ЕКА82 или старый Wenger Ranger.

Такая рукоятка легла в руку как влитая. При длительном работе не скользит не мнет и вообще не мешает

Такая рукоятка легла в руку как влитая. При длительном работе не скользит не мнет и вообще не мешает

На складнях удобнее АК-74 от Бокера не встречал.
На фиксах очень хороша на Баке 192, и на фиксах от serbera, drunken sailor-a, Ivan-a Batulin-a и мисталовы

А ежели вас интересует ручка удобная и универсальная во всех смыслах , то следует попытать Серёгу-Bonarta, он один ножик в свое время заказывал себе, с члено-ручкой

Одно дело достал-отрезал-спрятал, другое дело долго и упорно резать, резать и резать. Я когда в первый раз в руки Малыша или Крепыша, не помню точно, от РВС взял, мне очень сильно рукоять понравилась, но когда я этим ножом долго при долго резал, мне рукоять сильно разонравилась. Руку сильно намял. В другой раз пришлось долго резать самоделкой с деревянной бочкообразной рукоятью и ничего, ничего плохого сказать не могу. Долго и с комфортом резал и нигде ничего не намял.
Моя любимая, в виду моего хобби, передержала в руках много ножей, но она к ним равнодушна. Единственная рукоять которая вызвала в ней восторг – это USMC от Ka-Bar.
Вот и думай теперь, какая рукоять имеет самую удобную форму.

Ека швед 10 и ворон/кондор от кизляра – самые удобные для меня при длительной работе

Самыми удобными рукоятками из моих ножей являются Нож “Штрафбат” АИР, и ZT0100

да все просто
Helle Harding, все Hultafors особенно для грубых работ, Мора компаньоны и Аллроунд и 511 и 546

Большой ампутационный нож, пришёл в РИ и ея клоны из Германии после русско-турецкой перед русско-японской. Народу за все войны порезанно немеряно, и сегодня врачи прозекторы в больничных моргах и судебно-медицинских моргах пластают невинно померших на макароны по флотски без напряга.
Китайский кухонник для Евросоюза, куплен 10 лет назад за сумму эквивалентную 0.6 доллара. Выпускался в двух номинациях: с лезвием 1.5мм. и лезвием 2.5мм. толщиной. В руке сидит как влитой.
Сейчас попробую вставить фотки. С уважением.


Хелле Толлекнив – объемная и достаточно длинная “бочка”. Ничем не подталкивает пользователя к какому-либо из предпочтительных хватов. Удержания не фиксированы, не дискретны из-за выемок и плоскостей, а могут плавно перетекать друг в друга. Командует не конструктор, а владелец.

Действительно финка “а ля Лёнька Пантелеев” чудно сидит в руке при любой работе, хоть по мясу, хоть по хавчику. Проверено временем!

Вот мы и пришли к выводам, что: длинная ручка лучше короткой, ручка должна иметь изгиб повторяющий изгиб внутренней части лодони, под мизинцем нужно поуже, где указательный палец и сверху большой нужно то же не широко, Под средним и безымянным пальцами желательно “брюшко”. И фиксированных хватов продиктованных конструкцией, кроме кастета, не бывает. С уважением.

Дык разные работы, разные клинки – разные руклятки. Ето для одной ладони только.

Темляк для складного ножа (black-yellow) Victorinox, Швейцария

Небольшой темляк черно-желтой расцветки с брелоком на конце

Небольшой темляк черно-желтой расцветки с брелоком на конце

Как сделать ручку для ножа: пошаговая инструкция

У часто используемых ножей существует вероятность поломки ручки. Рассыхание, появление микротрещин в процессе эксплуатации, не рассчитанные нагрузки или случайный удар – всё не на пользу рукояти.

Это реалии жизненного цикла ножа. И плохого тут ничего нет.

Не спешите отправлять остроносого товарища в мусорное ведро, ведь он готов ещё послужить долгие лета, после реставрации. Демонтировать старую изношенную или повреждённую ручку и сотворить рукоятку ножа своими руками.

Изготавливать новый клинок или реставрировать старый, дело, требующее определённых навыков и специальных инструментов. Опишем способ изготовления рукояти из дерева. Инструмент и материалы потребуются не сверхъестественные:

Читайте также:  Контроль качества бетона на стройплощадке

Крепление лезвия в цельную деревянную рукоять

Заготовка для рукояти – деревянный брусок, торцевой спил с доски, так что по бокам выходят годовые кольца. размеры 115x40x35 мм.

Лезвие Helle Safari.

Сначала делается сквозное отверстие. Используется высокоскоростная фреза Dremel с фирменным станком и сверло по дереву 3 мм. Заготовка зажимается в тиски и выравнивается на глаз по сверлу – сверло и все боковые поверхности должны быть параллельны.

ОПАСНО – сверло при больших оборотах может пойти вразнос. При больших оборотах оно должно быть уже в дереве, иначе кончик начнет вибрировать и отклоняться от оси вращения под действием огромной центробежной силы возникающей при 50000 оборотах. Поэтому начинать сверлить надо с малых оборотов опустив сверло на поверхность еще до включения мотора и увеличивать скорость по мере углубления сверла в дерево.

Дримел за счет высоких оборотов не столько сверлит сколько прожигает
отверстие, что позволяет без труда делать отверстия даже в очень твердой
и вязкой древесине. Кроме того сверло практически не отклоняется в сторону.
Поэтому лучше использовать высокоскоростную ручную фрезу а не дрель.
Однако, прожигать надо аккуратно, иногда дым или не столько дым сколько,
что то типа дегтя получающийся в результате прожигания начинает распространяться
в древесине выходя наружу с боку заготовки, пачкая ее таким образом.
У меня такая беда произошла с моделью 31 с тиковой рукоятью.

Отверстия на всю длину сверла (где-то в половину длины заготовки) делаются с обоих сторон, точку сверления выбирать надо аккуратно, что бы отверстия максимально сходились в середине заготовки.
Теперь отверстия надо сделать сплошным. Для этого надо взять длинное сверло и дрель – ни в коем случае нельзя использовать высокоскоростную фрезу с длинным сверлом – ОПАСНО. Длинное сверло пойдет вразнос обязательно. Сверлить надо
потихоньку по несколько миллиметров с одной стороны, потом с другой, пока отверстия не соединятся и получится одно сквозное отверстие.

Теперь можно расширить полученное отверстие надфилями, просверлив пару глубоких отверстий по бокам основного, не обязательно сквозных. Это относительно трудоемкий процесс. Поэтому мы расширим отверстие сверлом шириной в хвостовик 8 мм. Но сделаем его не сквозным, а не дойдем порядка см до начала рукояти.

В начале рукояти проделаем плоское отверстие, это не так трудоемко, и можно проделать
сверлами и тонкой фрезой.

Плоское отверстие не будет давать лезвию прокручиваться, что и в случае сплошного круглого отверстия маловероятно, поскольку рукоять на хвостовик находит туго и его приходится заколачивать молотком. Бить молотком прямо по рукояти нельзя – расколется.

Надо использовать деревянную чушку, приставить ее к концу рукояти и бить молотком по ней.

Когда лезвие зашло в рукоять полностью, отверстие надо залить клеем – эпоксидкой например и будет держать крепко. Спереди рукояти отверстие плоское и если оно сделано достаточно узким, щелей между рукоятью и лезвием быть не должно. Сзади отверстие большое и его надо закрыть латунным “грибком”, который насаживается на хвостовик.
Хвостовик расклепывается – таким образом лезвие фиксируется в рукояти еще и механически.

Если вы предполагаете закрепить нож в ручке простым забиванием хвостовика в дерево, то хвостовик надо подготовить, придать ему форму. Прежде всего, он не должен быть клиновидным, т. к. клин расшатывается в древесине и выпадает во время работы. Лучше всего сделать хвостовик шестигранной формы, в форме миниатюрного кинжала, а отверстие в ручке просверлить на один мм меньше, чем самый большой размер сечения хвостовика. В этом случае вы получите очень прочное соединение, точную соосность ножа и рукоятки и будете избавлены от трещин на ручке, из какого бы дерева не была бы она сделана. Лучше всего показать это на примере.
Вы отковали хвостовик у ножа (или взяли откованную заготовку, нож без рукоятки). Теперь обточите его. Сделайте стороны параллельными и сточите фаски под 45°. Сточите выемки под кольцо нужной глубины, т. е. по толщине стенок кольца. Теперь нам необходимо кольцо для рукояти. Его можно сделать одним из этих способов:
А) отпилите кусочек трубки – медной, латунной или из нержавеющей стали;
Б) очень просто кольцо делается из серебряной монеты. Прошейте в ней отверстие и разгоните его до нужного размера;
В) также просто сделать кольцо из полоски меди или серебра – этот способ самый быстрый и точный, вы сразу делаете кольцо нужного размера.
Придайте кольцу форму овала и подгоните его по ножу. Можно сразу припаять донышко – это два полумесяца. Медь и латунь проще паять латунным составом, серебро – серебряным.


Кинжаловидный шестигранный хвостовик

Теперь вырезаете ручку нужной формы, к торцу прикладываете кольцо и ударом молотка намечаете и вытачиваете овал на ручке (рис 1).

Чтобы кольцо сидело плотно, ручка должна быть на 0,5 мм больше отверстия кольца. В ручке делается запил по толщине ножа. После этого наложите хвостовик на ручку и очертите по контуру (рис.2), по разметке засверлите отверстие диаметром на 1 мм меньше, чем хвостовик, но на 5 мм глубже.

Теперь кольцу придаете любую (и, конечно же, красивую) форму, которая вам нравится.
На внутренней стороне кольца делается фаска, чтобы при насадке кольца не было задиров на ручке. Прикладываете кольцо к ручке, чертите новую линию и обтачиваете ручку.
Кольцо набивается на ручку, но не совсем – линия совмещения подгоняется надфилем или скребком (рис3).


“Зубастый” хвостовик

Кольцо набивается окончательно, не должно быть никакого зазора между торцом кольца и ручкой.
Хвостовик ножа вставляется в отверстие, и нож забивается в ручку. Все это время очень важно контролировать положение ножа – смотрите сверху, чтобы оси ножа и ручки были совмещены, и нож не заваливался в сторону. Пока хвостовик забит наполовину, положение ножа можно исправить плоскогубцами.

Соосность рукоятки и лезвия после насадки должна быть идеальна

Если вы насадили простое кольцо, без донышка, то вам осталось закрыть отверстие в ручке. Первый способ: забейте и обточите вставки из того же дерева. Второй способ: заплавьте клеем нужного цвета или сургучом. Третий способ: забейте декоративные шпильки из серебра, меди или нержавеющей стали – это украсит ваш нож. По кольцу нанесите декоративные линии штихелем, бором или надфилем.
Можно сказать, работа закончена и результат на лицо – нож красив, в ручке держится очень прочно, а вы избавлены от раскалывания ручки при ее насаживании на хвостовик.

Это самый творческий этап в производстве ножа (из готового лезвия).
Деревянная заготовка уже отпилена от доски, в ней проделано плоское отверстие под хвостовик, вставлено и заклеено лезвие.

В данном случае я задокументировал вытачивание “Картофельного” ножа – Модели 41.

Лезвие UHB17Va 95мм Лаури зонной закалки и дерево Венге.

Специфика ручной высокоскоростной фрезы такова, что вытачивать надо полосами – иначе форму практически невозможно контролировать. Например в случае вытачивания напильниками, при довольно медленном съеме материала и относительно широкой и плоской формы напильника следить за формой проще. Здесь полосы выполняют роль координатной сетки, сначала шаг сетки большой потом мы его уменьшаем – как в числовом интегрировании, шаг за шагом приближаясь к требуемой форме, единственно что сетка не декартова и не евклидова.

Поначалу я обтачиваю углы – по одной полосе на угол. Движения при выборке дерева поглаживающие – то есть не постоянное давление а кратковременное, повторяющиеся. Сначала снимается немного.

Потом по готовой – ведущей полоске делается основная полоса, уже на полную
задуманную глубину. Для того, что бы полоса была ровной, надо отметить карандашом и линейкой ее границы – провести две линии у угла. В дальнейшем надо отмечать границы выбираемых полос карандашом.


Обтачивание углов заготовки нужно для последующей ориентации при дальнейшем
обтачивании.

После подготовительного обтачивания углов, я обтачиваю верх и низ рукояти.
Опять же выбираю материал полосами, ориентируясь по угловым полосам.
Сначала вытачиваю неперекрывающиеся полосы, при этом контролирую, что бы они находились по линии предполагаемой спинки рукояти. Это гораздо проще увидеть имея в качестве ориентира верхнюю линию проходящую по получившимся зубьцам. Если надо – какие-то из полос можно углубить. Боковые полосы позволяют сделать поперечные приемлемо ровными, приемлемо параллельными спинке.

Когда первичные полосы выстроены по предполагаемой линии спинки – можно уменьшить шаг сетки – срезать зубьцы. Однако, структуру полос следует оставить – число их лишь увеличиться вдвое. Полосы проще подправить под общую линию немного углубив. Позднее границы между ними надо будет сгладить но пока следует оставить для ориентации.

Аналогичная процедура и для брюшка рукояти.

После проверки производится еще одно двукратное уменьшение шага сетки – проводятся более мелкие полосы по зубьцам предыдущих полос. При этом полосы все же сохраняются, так проще будет поправить если обнаружится несоответствие задуманной форме.


После верхней и нижней обточки боковые полосы практически исчезли.
Их основная задача была – первичная координатная сетка, теперь надо восстановить угловые полосы, в первую очередь для ориентации, но на этом этапе, это уже первый шаг к округлению рукояти.


Теперь следует обточить бока. Принцип такой же как и для спинки и брюшка – глубокие непересекающиеся полосы, сохранение верхней линии для ориентации.


Сглаживание зубьцов вторичными полосами.

Теперь когда спинка и бока уже нужной формы надо округлить углы рукояти.
Сперва восстанавливаются угловые полосы – они частично были нарушены обточкой боков. Потом выбираются вторичные полосы – по границам первичных полос.

На этом этапе следует проверить форму ножа на глаз и попробовав рукой.
Если где-то необходима доработка – лучше ее сделать по полосам, пока они еще не сглажены. На этом этапе торопиться не следует. Наоборот надо себя заставлять, посмотреть еще, проверить еще. Лучше отложить нож на какое-то время – час, два. Переключиться на что то другое. Что бы вернуться к ножу
со свежим восприятием. Это самый важный этап, когда с одной стороны финальная форма уже есть, но полировка еще не началась – можно поправить рукоять без переполировки.

На следующий день:

После многократных проверок на глаз, на ощупь, раздумий, сомнений, творческих терзаний. и, наконец, финальной правки формы, полосы сглаживаются и получается рукоять готовая к обработке шкуркой. Не следует стараться сгладить рукоять идеально – это работа для наждачной бумаги. Ей то же можно сгладить небольшие неровности и поправить форму.

Нож уже готов к использованию, на этом этапе. Но для красоты его нужно еще
отшкурить и обработать олифой либо прополисом. После первичной обработке
на круге со шкуркой 220 рукоять выглядит так:

Уже гораздо лучше и природная красота не скрывается неровностям и
шероховатостями поверхности, но ручная обработка шкуркой сделает рукоять
гладкой и красивой.

Обработка шкуркой самый медитативный процесс. Берется полоска наждачной
бумаги шириной около сантиметра. Один из концов кладется на большой палец.
Потом этим большим пальцем начинаю шкурить по спинке рукояти по всей длине
сто раз. Потом рукоять поворачивается шкурка сдвигается и нетронутой шкуркой по
нетронутой полосе рукояти операция повторяется, пока вся рукоять не будет отшкурена Получается как минимум 800 раз надо провести большим пальцем по рукояти. То есть процесс медитативный, поэтому любые переделки вызывающие необходимость повтора этой операции мне и не нравятся.

Рукоять после ручной обработки 320 и 600 шкурками:

На следующий день:

Произошло то, о чем я предупреждал – на мой взгляд рукоять оказалась слишком
вытянутая и задняя часть слишком узкая. Пришлось обрезать и заново обрабатывать шкуркой заднюю часть:

Хорошо что это обнаружилось после 600 шкурки. То есть обработку шкурками 1000, 1500 и 2000 повторять не пришлось. В результате получилась рукоять готовая к обработке.

После шкурки если дерево не маслянистое само по себе его следует обработать – либо замочить на три дня в олифе (кипяченое льняное масло). Либо обработать прополисом.

Я все таки решил замочить рукоять в олифе. Посравнивал то что получилось с моделью 18 и решил что все же иссиня черная, антрацитовая рукоять лучше. Процесс замачивания выглядит следующим образом – рукоять опускается в банку с маслом (обрезанную пластиковую бутылку). По русски кипяченое льняное масло называется олифой, по английски так и называется: Boiled Linen Seed Oil.

Рукоять я вымачиваю 3-4 дня, торопиться некуда, зато масло пропитает все дерево до хвостовика и за неделю высохнет и полимеризуется – то есть превратиться в цельный кусок перепутанных скрученных молекул армированных древесиной. Пока это самый дешевый и надежный способ обработки древесины. Правда долгий и меняет цвет дерева, но часто в лучшую сторону как у Венге, например.

За три дня рукоять должна была насквозь пропитаться. Теперь она фактически готова. Остается подождать с неделю пока олифа высохнет – полимеризуется.


На протяжении этого времени надо полировать рукоять тряпочкой, тогда получиться ровная блестящая поверхность.

Заметно насколько сильно потемнела рукоять после промасливания. Венге приобретает абсолютно черный цвет – намного чернее чем эбони. Чернота рукояти как у хорошего каменного угля – антрацита. При этом видна структура полос. Мне этот цвет чрезвычайно нравится, это один из случаев когда пропитка заметно украшает древесину.

Древесина до отшкуривания:

После наждачного круга 220:

После 2000 шкурки:

После пропитки олифой:

Сглаживание зубьцов вторичными полосами.

Теперь когда спинка и бока уже нужной формы надо округлить углы рукояти.
Сперва восстанавливаются угловые полосы – они частично были нарушены обточкой боков. Потом выбираются вторичные полосы – по границам первичных полос.

Добавить комментарий