Деревянная вагонка и её классы

Вагонка ее виды. Свойства вагонки.

Что такое вагонка и ее происхождение

Вагонка — это современная обрезанная профилированная доска, с гребнями и пазами, используемая для защиты и отделки фасадов зданий и внутренней отделки помещений. Имеет правильную форму и разные типы соединительной конструкции. Вагонка универсальный материал, который используется для отделки стен и потолков жилых и подсобных помещений, бань, балконов мансардные комнаты. Вагонкой отделывают фасады зданий, чердаки.

Обширно использовать вагонку позволяет ее пазо-гребневая конструкция. Благодаря пазовому монтажу, деревянная вагонка способная достаточно хорошо расширятся впитывая влагу и усыхать отдавая влагу, не образует во время этих процессов щелей и выпуклых деформаций. Так же красивая текстура дерева, которая со временем не меняется, является еще одной причиной распространения вагонки в строительном Мире.

вагонкой отделывали пассажирские вагоны

Само называние материала говорит за себя. Вагонка стала массово использоваться в середине 19-го века, с целью внутренней отделки пассажирских вагонов и внешней отделки грузовых вагонов. В русско-язычном пространстве использование вагонки стало применятся в конце 19-го века, во время активного освоения Сибирских земель. Такому решению способствовали свойства легкого деревянного материала. Вагонка за счет расширения и замковой конструкции создает герметичный и дышащий микроклимат в пассажирском вагоне. А так же равномерно отдает накопленную влагу в прогретом помещении, увлажняя, таким образом, сухой воздух. В настоящее врем вагонка производится по всему Миру и имеет определенные стандарты и качество, соответствующее назначению и стране производителя. Всех достоинства этого натурального материала изложены ниже.

Виды и классы вагонки

Вагнока –это преимущественно деревянный материал, который разделяется на виды по разным классификациям: по степени обработки (по классу), по породе древесины используемой для производства, по типу пазового крепления, по размерам, по материалу ( не вся выгонка изготавливается только из дерева)

Виды вагонки по классу

По качеству древесного материала и степени обработки поверхности деревянную вагонку разделяют на:

  • Вагонка Экстра класса. Это вагонка изготовленная из бессучковой древесины, без каких либо трещин. Могут допускаться сучки для придания эстетичности, или намеренно встраивается в структуру профиля без вреда прочности материала. Такой сучек не должен иметь дефекты в виде трещин и сколов. В вагонке экстра класса допускается один сучек на один погонный метр. Профиль экстра вагонки не нуждается в дополнительном покрытии или обработке.
  • Вагонка класса А.Это вагонка менее качественной обработки в сравнении с материалом экстра класса. Однако не менее функциональная. Вагонку данного класса можно отличить по количеству сучков на погонный метр. Сучков должно быть не более 3 штук. Поверхность профиля и торцы могут быть с шероховатостями и мелкими микротрещинами. Материал изготовленный из хвойных пород древесины может иметь небольшую засмоленность до 10%.
  • Вагонка класса В. В материале этого класса допустимы выпадающие сучки и трещины на лицевой и торцевой поверхностях. Профиля могут быть изготовлены из любого слоя ствола дерева и с высоким уровнем засмолености. На поверхности такой вагонки можно обнаружить места поврежденные насекомыми. Может встречаться не ровная геометрия профилей.

Виды вагонки по древесине

Всю деревянную вагонку изготавливают из хвойных и лиственных пород древесины

  • Вагонка из хвойных пород дерева. Для производства вагонки используется в основном следующие породы: сосна, ель, лиственница, кедр. Каждая порода дерева имеет свои достоинства и недостатки. Подробней про свойствах лиственницы и про свойства сосны в строительстве. Вся вагонка из хвойных пород дерева характеризуется маслянистостью и смолистостью что, хорошо подходит для наружной отделки фасадов, мансардных этажей, чердаков, саун и бань. Смолистость такой вагонки препятствует и защищает строение от влажности. Характеризуется длительным сроком эксплуатации до нескольких десятилетий.
  • Вагонка их лиственных пород дерева. Основными лиственными породами дерева для производства вагонки являются липа, ольха и дуб. Так же каждая порода дерева имеет свои достоинства недостатки. Все лиственные породы вагонки объединяют общее свойство – это низкая теплопроводность, что хорошо для сбережения тепла в помещении, и то, что они не пропитаны природными смолами, а значит, боятся повышенной влажности и ее воздействия. По это причине вагонку из лиственных пород дерева рекомендуется использовать только для внутренней отделки помещений. Лиственная вагонка менее долговечна в сравнении с хвойной.

вагонка из ясеня

вагонка из тропического дерева

Виды вагонки по материалу

В настоящее время вагонку изготавливают из дерева и из пластика.

  • Вагонка из дерева. Обладает всеми свойствами породы дерева из которой она изготовлена. Общие технические характеристики деревянной вагонки изложены ниже в этой статье.
  • Вагонка из пластика. Это привычный всем, обычный «Пластик» которым отделывают санузлы, потолки ванных комнат, фасады жилых зданий, бытовых помещений. Основным положительным свойством пластика является сто процентная устойчивость к влажности и любому воздействию воды. Пластик сохраняет свои объемы, то есть не расширяется под воздействием влажности. Однако, как и дерево, пластик боится высоких температур, потому не рекомендуется пластик монтировать в помещениях, где может возникать воздействие высоких температур. Вторым минусом пластиковой вагонки является его сомнительная экологичность, которая может проявится при высоких температурах. Пластик гибкий и хорошо поддается очистке.

пластиковая вагонка на потолке

Виды вагонки по профилю

Отличия всех видов вагонки по профилю заключается в форме лицевой и тыльной сторон, размерах и конструкции замковых соединений. Каждый из видов активно используется в строительстве и ремонте в настоящее время.

По виду профиля различают следующие виды деревянной вагонки: Стандарт

  • Евровагонка
  • Штиль
  • Софлайн
  • Американка
  • Блок-хауз
  • Ланд-хауз

виды вагонки по профилю

Техническая характеристика вагонки

В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.

Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:

  • Госты по вагонке. Российский ГОСТ 8242-88 «Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия». Актуален для российского производителя.
  • Размеры.

Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм, ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.

Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.

  • Породы деревянной вагонки. Изготавливается из хвойных, лиственных и тропических пород красного дерева. Самой востребованной является вагонка из хвойных пород дерева. Самая дорогостоящая вагонка из тропических пород дерева. Для внутренней отделки помещений хорошо подходят лиственные породы дерева.
  • Теплоизоляция низкая. Вагонка способствует удержанию тепла в помещении, но на нее не стоит рассчитывать как на утепляющий материал. Дышащее дерево имеет теплоизоляционные свойства , но для эффективного удержания тепла толщина деревянного профиля, должна быть не менее 100 мм, сравнимо с толщиной бруса.
  • Замковые соединения.Замковые соединения всех видов вагонки, в разных ее вариациях представляют собой конструкцию шип-паз.
  • Долговечность. Вагонка качественной обработки и при соблюдении простых правил ухода, прослужит без потери привлекательности и свойств не менее 50 лет.
  • Прочность.Зависит от породы дерева. В целом деревянная вагонка достаточно прочна и устойчива к механическим повреждениям. В частности вагонка из лиственницы, с годами приобретает такую прочность твердость, что в нее с трудом можно забить гвоздь.
  • Вес вагонки. В среднем квадратный метр вагонки 6,5 -7 кг. Но для каждой породы дерева имеются свойственные ей весовые показатели. Вот некоторые из них: вес квадратного метра вагонки из ольхи – 6,4 кг, из сосны – 6.5 кг, из осины — 7 кг, из ясеня – 11 кг.
  • Горючесть. Деревянная вагонка – это горючий материал, который боится высоких температур. Подвержен достаточно быстрому возгоранию под воздействием высоких температур, поддерживает горение. Дополнительно, с целью уменьшения горючести поверхность вагонки обрабатывают специальными антигорючими маслами. Благодаря этому продолжительное время возникает эффект самозатухания.
  • Гигроскопичность. Деревянная вагонка, при продолжительном воздействии влажности достаточно хорошо ее впивает и равномерно отдает. Конечно у каждой породы древесины, своя степень гигроскопичности. Однако на ее внешнем виде это не отражается. Даже расширенная и впитавшая значительное количество воды вагонка не пучится и не меняет смонтированную структуру. Это связано со способом крепления шип-паз, структурой которого предусмотрен допуск для расширения древесины. Если вагонка смонтирована должным образом, то временная повышенная влажность ей не повредит.
  • Коэффициент расширения. Зависит от породы древесины, которая использовалась для производства вагонки. Для его определения следует смотреть коэффициенты каждой из интересующих пород древесины отдельно.
  • Сфера использования вагонки. Подходит и используется для внутренней отделки жилых и нежилых помещений: бытовок, бань, технических помещений, мансардных этажей. Для внешней отделки фасадов, фронтонов, террас. Служит как защитой от воздействий изменения погодных условий, так и для придания эстетичности внешнего вида помещению зданию.
  • Экологичность и приятный запах. Деревянная вагонка на сто процентов экологически чистый, природный материал. Вагонка из хвойных пород дерева, выделяет специальные масла и микроэлементы, которые оказывают благотворное воздействия на органы дыхания и самочувствие в целом. Ей можно смело отделывать детские комнаты, санаторные и оздоровительные помещения. Запах натурального дерева в любом помещении способствует хорошему состоянию и настроению.
  • Доступная стоимость. Стоимость вагонки варьируется от самой доступной для бюджетных отделок до дорогостоящих красных пород дерева и отборных изделий из лиственницы и дуба. Стоимость зависит от породы дерева и уровня обработки вагонки. В целом, этот отделочный материал доступен любому потребителю. Ведь даже самая дешевая вагонка будет хорошо выполнять свои функции и иметь красивый внешний вид.

Вагонка –это многофункциональный, экологичный и всем доступный материал внешней и внутренней отделки. Материал обладает привлекательным видом натурального дерева и является хорошей альтернативой большинству отделочных материалов.

8 советов по выбору деревянной вагонки

Для облицовки балконов, фасадов, обустройства комнат и саун часто используется такой декоративный, практичный и натуральный материал, как деревянная вагонка. Она представляет собой подобие доски, параметры и профиль которой могут значительно отличаться, как и цвет, во многом зависящий от породы дерева. Более того, деревянная вагонка делится на несколько сортов, но даже при наличии маркировки на упаковке выбрать подходящий материал нужно уметь. Итак, как правильно выбрать деревянную вагонку и на что важно обратить внимание?

№1. Какие основные преимущества деревянной вагонки?

Все основные свойства материла зависят от нюансов его изготовления. Деревянную вагонку производят из цельного массива дерева на предприятиях переработки леса. Вагонка – это обрезанная доска толщиной 7-20 мм со строганными поверхностями. Ширина такого материала составляет 90-150 мм, длина может колебаться в широких пределах. Когда-то тонкими длинными деревянными планками с выбранными четвертями обшивали железнодорожные вагоны, откуда и пошло это название.

Сырьем для вагонки может выступать любая порода дерева, а главным отличительным свойством материала считается наличие паза и гребня, благодаря которым ведется монтаж. Все это позволяет говорить о многочисленных преимуществах вагонки:

  • отличные термо— и звукоизоляционные свойства;
  • небольшой коэффициент температурного расширения;
  • за счет небольшого веса достигается простота транспортировки и монтажа, а также отсутствует необходимость укреплять фундамент;
  • за счет пазогребневого способа монтажа можно собирать обшивку без щелей;
  • внешний вид деревянной вагонки шикарный, позволяет привнести уют в интерьер или выделить здание при облицовке фасада;
  • прочность и долговечность;
  • экологичность, ведь дерево проходит минимум операций обработки.

Среди минусов можно назвать только хорошую способность поддерживать горение, но при соблюдении правил пожарной безопасности материалу и вашему здоровью ничего не угрожает. Стоит деревянная вагонка, естественно, дороже своего пластикового аналога, но и служить будет гораздо дольше, будучи устойчивой к физическим нагрузкам.

№2. Чем отличается обычная вагонка от евровагонки?

На строительном рынке можно найти как обычную деревянную вагонку, так и материал с приставкой «евро». Последний значительно превосходит обычную вагонку по ряду эксплуатационных показателей. Итак, основные отличия заключаются в следующем:

  • размер. Вагонка советского образца намного толще, а ее толщина может доходить до 25 мм, толщина евровагонки составляет 13, 16 или 19 мм. Ширина евровагонки максимально составляет 120 мм, обычной – до 150 мм;
  • замок. Выступ замка в евровагонке около 8-10 мм, что позволяет элементам надежно держаться, даже при сильных перепадах температуры и влажности. В обычной вагонке замок часто совсем крошечный, поэтому ламели при эксплуатации расходятся;
  • наличие вентиляционных отверстий на тыльной стороне евровагонки, которые при перепадах температуры предотвращают образование щелей. Подобных канавок нет на обычной вагонке;
  • влажность. Евровагонка принудительно высушивается до достижения влажности на уровне 10-15%, за счет чего обеспечивается отсутствие каких-либо деформаций во время транспортировки, монтажа и эксплуатации готового покрытия. Влажность обычной вагонки достигает 20-25%, что негативно сказывается и на процессе работы с ней, и на ее поведении во время эксплуатации;
  • внешний вид. Так как евровагонка изготавливается в соответствии к строгому европейскому стандарту и на европейском оборудовании, лицевая сторона у нее всегда гладкая. При наличии на ней сучков они тщательно обрабатываются. У производителей, как правило, присутствует несколько видов профилей. Элементы замка точно стыкуются друг с другом. Обычная вагонка редко может похвастаться столь идеальным внешним видом и четкостью выполнения замкового соединения, часто ее поверхность шероховатая и ворсистая;
  • евровагонка сортируется на классы. В зависимости от наличия пороков на самой древесине и приобретенных во время обработки дефектов, как правило, выделяют четыре класса.

Понятное дело, что при появлении на рынке вагонки класса «евро» многие строители стали использовать именно ее. Тем не менее, обычная вагонка также может применяться и применяется иногда для наружной обшивки, и в тех случаях, когда качество готовой поверхности и ее внешний вид не так важен, а на первый план выходит задача сэкономить.

№3. Какого размера вагонка нужна?

Первое, с чем необходимо определиться, так это длина вагонки. Исходить нужно из того, какую поверхность вы будете обшивать, и стремиться к образованию минимума отходов. Понятно, что для балкона подойдут более короткие ламели, а для обшивки фасада или стен в комнате необходима вагонка с достаточной длиной. Подобрать необходимый материал не составит труда, так как вагонка продается с шагом в 10 см, начиная от 30 см и до 6 м. При проведении расчетов также стоит учитывать, что часто даже самый качественный материал нуждается в торцевании краев.

Ширина выбирается в зависимости от дизайнерской задумки, но учитывать стоит тот факт, что более узкая вагонка будет более стабильной. Чем шире материал, тем он более склонный к деформациям. В последнее время нередко используют интересный способ – сочетание разной по ширине вагонки, за счет чего достигается оригинальный эффект.

Что же касается толщины вагонки, то тут в первую очередь учитывается условия дальнейшей эксплуатации материала. Если обшиваются стены внутри помещения, то вполне подойдет самая легкая и тонкая вагонка толщиной в 12,5 мм. Также использоваться в этих условиях может и материал толщиной до 16 мм. Если речь идет об облицовке фасадов, когда вагонка еще и прижимает толстый слой утеплителя, то лучше выбрать материал потолще – он будет более прочным, надежным и долговечным. Подойдет вагонка толщиной 18,5-22,5 мм.

При выборе вы можете заметить в магазине так называемую сращенную по длине деревянную вагонку. Такой материал состоит из нескольких частей, которые тщательно подбираются по рисунку и цвету, но при этом могут иметь разную длину. С помощью соединения типа микрошип, специального клеевого состава и высокого давления отдельные элементы превращают в цельную доску. По основным своим характеристикам такой материал не отличается от цельной вагонки, а по некоторым свойствам даже превосходит ее, ведь он получается максимально стабильным, а температура и влажность мало на него влияют. Технологические особенности производства не позволяют делать такую вагонку толщиной менее 15 мм. К тому же, некоторые опасаются использовать подобный материал в саунах и банях, так как боятся влияния химических веществ клея, которые под воздействием высоких температур могут начать выделяться.

№4. Какая древесина лучше?

Фактически для изготовления вагонки может использоваться любая древесина, но вот свойства вагонки будут во многом отличаться, как и ее цена. Не всегда более дешевая вагонка – хуже, так как выбирать материал следует, отталкиваясь от условий его эксплуатации. Что же касается цвета древесины, то его выбор – это сугубо субъективное мнение.

Всю вагонку, которая присутствует на современном рынке, можно поделить на два основных типа:

  • вагонка из хвойных пород древесины;
  • вагонка из лиственных пород древесины.

Древесина хвойных пород отличается большим содержанием смол и эфирных масел, за счет чего противостоит образованию грибка и выдерживает высокую влажность. Такой материал нашел широкую сферу применения, отлично подходит для внешней облицовки, но совершенно не подходит для саун и бань. Под воздействием высоких температур начинает выделяться смола, причем процесс этот может продолжаться долгое время. Мало того, что материал становится липковатым, так еще и может самовозгораться. Тем не менее, древесину ели и сосны в странах Северной Европы используют для обустройства саун, но материал проходит обессмоливание.

Чаще всего для изготовления вагонки используются такие хвойные породы:

  • сосна. Обладает симпатичным рисунком, высокой прочностью, стоит недорого, но время от времени ее необходимо покрывать лаком, чтобы материал не начал темнеть;
  • ель. Древесина обладает отличными теплоизоляционными свойствами и приятным оттенком;
  • лиственница. Очень устойчива к внешним воздействиям, не коробится даже при значительных колебаниях температур, обладает устойчивостью к вредителям;
  • кедр. Дорогая древесина с отличными эксплуатационными свойствами, цвет от желтоватого до кофейного.

Лиственные породы менее долговечны, но не выделяют смол и плохо нагреваются, что позволяет им использоваться в банях и саунах. Они требуют регулярной обработки, иначе под воздействием внешних факторов будут менять свой цвет и портиться. Наиболее популярные лиственные породы:

  • дуб. Самый долговечный и прочный, стойкий к гниению, плотный, с красивым рисунком древесины, но и стоит такой материал достаточно много;
  • липа. Древесина имеет прекрасные звукоизоляционные качества и тонкий приятный аромат, часто используется для отделки бань;
  • ясень. Такая древесина за счет высокой твердости вообще не трескается. Цвет – темно-желтый;
  • черная ольха обладает приятным светло-кофейным цветом, устойчива к воздействию влаги.

Отдельно стоит отметить, что для бани подходит только древесина с низкой плотностью, иначе материал будет сильно нагреваться, что может обернуться появлением ожогов.

№5. Какой профиль вагонки лучше?

Современные производители производят вагонку с разным профилем сечения. Кроме того, может отличаться размер и форма замка, характер лицевой и тыльной поверхности и некоторые другие параметры. Все это влияет не только на внешние характеристики вагонки, но и на сферу ее применения.

На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется вагонка с такими профилями:

  • традиционная евровагонка с угловатыми гранями. После сборки она образует видимые швы из-за увеличенного шипа;
  • вагонка софтлайн отличается немного скругленными углами, рекомендуется для использования в саунах и банях;
  • штиль. Такая вагонка формирует едва заметный шов, так как возле шипа нет полок-углублений. Углы могут быть как острыми, так и скругленными. В первом случае удается достичь эффекта массивной стены, поэтому некоторые производители позиционируют такую вагонку как имитацию бруса;
  • лаундхаус. У такой вагонки лицевая сторона имеет не гладкую поверхность – на ней создаются множественные узоры благодаря фигурному фрезированию. Узор может быть разной степени сложности, а такая вагонка становится настоящим украшением интерьера. Есть и более дешевый аналог – вагонка с эффектом резьбы. Рисунок на такой материал наносится благодаря горячему тиснению;
  • вагонка типа блокхаус и сайдинг имитируют бревно и сайдинг соответственно;
  • двусторонняя вагонка – достаточно интересное и пока не очень распространенное решение. Шип и паз находятся точно посередине, а обе стороны получают одинаковую обработку, поэтому при монтаже специалист может выбирать, какой цвет и рисунок лучше. Единственный минус – отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому такой материал мало подходит для бань.

№6. Какой сорт вагонки лучше выбрать?

Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала.

Сорт вагонки определяют уже после изготовления, так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов. Как правило, выделяют четыре класса вагонки:

  • экстра или премиум. Это идеальная вагонка без сучков и трещин, а непростроги, синева или шероховатость допускаются только с тыльной стороны;
  • класс А. Могут встречаться сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр), несквозные небольшие трещины, которые часто зашпаклевываются производителем, а другие незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне;
  • класс В. Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины;
  • класс С. Это, грубо говоря, вся остальная вагонка, с большим количеством дефектов, трещин, сучков, с синими пятнами и непрострогами на лицевой поверхности.

Что же касается сферы использования, то только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной.

№7. Можно ли отличить вагонку низкого качества?

Не всегда стоит слепо доверять указанному на упаковку классу – лучше осмотреть материал своими глазами. Обращать внимание, в первую очередь, следует на упаковку. Использовать стрейч-пленку нежелательно, так как такое хранение негативно сказывается на влажности вагонки. Конечно же, лучше же осмотреть товар перед покупкой, но если материал запакован в пленку, то рассмотреть его не получится, да и раскрывать упаковку вряд ли разрешат. Единственный выход – приобрести одну-две упаковки и проверить качество. Если, с вагонкой все нормально, то уже купленные изделия пригодятся, а если нет, то вы застрахуете себя от более крупных финансовых потерь.

Геометрия изделия не должна быть нарушена – ламель вагонки должна быть ровной. Даже небольшая дуга говорит о том, что хранили материал неправильно, и если подобную доску удастся смонтировать, то вряд ли она будет долго служить, и с большой вероятностью скоро выйдет из замка. Осмотреть нужно и замок. На нем не должно быть сучков и трещин, а лучше взять с собой кляймер и проверить надежность будущего соединения. В специализированных точках должен быть инструмент, который измеряет влажность вагонки, поэтому не стоит отказываться от возможности проверить реальный показатель. Он не должен превышать 15%.

№8. Каким производителям можно доверять?

Конечно же, немалую роль при выборе играет имя и репутация производителя. Крупные компании не будут рисковать своим именем и выпускать некачественную продукцию. Стоит отметить, что сегодня на рынке фигурирует масса отечественных компаний, которые производят вагонку отличного качества. Импортная продукция присутствует, но лишь в незначительном количестве, поэтому не будем разделять производителей на заграничных и отечественных, а приведем общий перечень лучших.

LUNAWOOD

Молодая финская компания, основанная в 2002 году. Сегодня она является мировым лидером по производству термодревесины, разрабатывает собственные инновационные методы, постоянно совершенствуется. Дерево, прошедшее обработку высокой температурой и паром, теряет питательные вещества, становится устойчивым к любым погодным условиям, деформациям и гниению. Компания использует, в основном, древесину сосны, а продукция достаточно широко представлена на отечественном рынке.

«Астар»

Отечественная компания, работающая с 2004 года. Для производства разных изделий из древесины использует европейское оборудование, что вместе с профессионализмом сотрудников позволяет выпускать продукцию, отвечающую европейским стандартам. В ассортименте компании евровагонка разных сортов и с разными параметрами – от класса экстра до класса С, длиной от 1,8 до 3,6 м.

«Карелия»

Предприятие основано в 2004 году, и в то время выполняло работы по строительству объектов из дерева. Поскольку найти на рынке качественный материал было не так просто, было решено создать собственное производство. Сегодня оно оснащено самым современным оборудованием, тут используется качественное сырье, ведется постоянный контроль над качеством. Вагонка выпускается из разных пород, с разным профилем и параметрами, поэтому найти подходящий материал не составит труда.

«Вятская сосна»

Полностью безотходное производство, основанное в 1999 году. Оснащено итальянским и немецким оборудованием, неоднократно получало престижные награды. Тут постоянно увеличивается ассортимент, а производство вагонки занимает ключевую роль. Изготавливается она из древесины сосны, а производитель предлагает вагонку с разным типом профиля и параметрами.

PromMax

Один из лидеров среди отечественных производителей пиломатериалов. Среди преимуществ компании огромный ассортимент, приемлемые цены, современное оборудование и возможность лично осмотреть продукцию на ее соответствие заявленному классу. Компания предлагает евровагонку из сосны и ели, а также из осины, которая отлично подойдет для обустройства бань и саун.

Классы вагонки, сорта и размеры

Вагонка – это деревянная доска, которая применяется при обшивке внешней или внутренней поверхности потолков или стен. С помощью этого универсального обшивочного стройматериала Вы сделаете балкон уютным и эстетичным пространством. Ведь, несмотря на появившиеся искусственные материалы для ремонта, дерево остается самым востребованным, благодаря внешнему виду, экологичности и долгому сроку службы.

Виды вагонки из древесины

Количество и расположение неровностей, сучков и шероховатостей влияет на класс вагонки по ГОСТу:

  • «Экстра» класс вагонки – дефекты отсутствуют, поверхность гладкая, ровная.
  • А-класс вагонки – возможно наличие сучков. Но иные дефекты, вроде трещин, отверстий, выбоин в деревянных полотнах этого класса недопустимы.
  • В-класс вагонки – трещины, сучки, небольшие углубления и отверстия есть, но работы по устранению –с помощью шпатлевки, – производятся на заводе.
  • C-класс вагонки – низший по качеству класс, в материале присутствуют отверстия и углубления, сучки, трещины.

Обшивочный материал «Экстра» класса редко выполняются из цельного массива. Это происходит из-за того, что цельный кусок дерево крайне сложно превратить в ровное полотно, поэтому и цена на подобный продукт была бы катастрофически высокой. Поэтому чаще производство таких панелей выполняется путем сращивания.

Евровагонка

Рынок строительных материалов понемногу заполняет новый тип облицовочной доски – евровагонка. Ее производят из части ствола, расположенной между сердцевиной и корой. Структура этого слоя дерева однородная и прочная.

Приставка «евро-» относится к сечению профиля деревянной панели. Главное отличие – шип доски, точнее, его размер. Длина шипа евровагонки – 8 мм, а обычного полотна – 4 мм. Изменения температуры или влажности окружающей среды могут вызвать колебания в ширине деревянной вагонки. Это приведет к появлению щелей, если смена ширины будет больше размера шипа. Тогда балкон из теплой и уютной комнаты превратится в продуваемое помещение. Евровагонка уменьшает риск такой ситуации, практически убирает его: сложно представить природные условия, в которых дерево, подвергаясь влиянию окружающей среды, увеличит размеры на 8 мм.

Сорта евровагонки:

  • Сорт А – только живые светлые сучки могут быть выражены на поверхности;
  • Сорт В – допустимо проявление неживых и темных сучки;
  • Сорт С – возможны небольшие сколы, при сборке их наличие маскируется.

Форма и размеры

ГОСТ 8242-88 – это документ, в котором изложена полная классификация по размерам и форме деревянных изделий. Основные шесть типов сечения обшивочной доски обладают следующими размерами:

  • Ширина – 80, 100, 110 и 120 мм,
  • Толщина – 13, 16 и 19 мм,
  • Длина подбирается, исходя из габаритов помещения, достигает 6 м.
  • Стандартная влажность – в пределах 10-15%.

Покупка

Классы вагонки изучены, время отправляться за покупкой. Но выбор облицовочного материала сегодня огромен: как не ошибиться и подобрать то, что нужно, подходящего качества и по адекватной цене?

Отправляясь за обшивочными досками, Вы должны определить цель использования, исходя из которой, выбирается порода и класс дерева. Например, по популярности лидируют доски из хвойных пород деревьев, но иногда выбор стоит сделать в пользу панелей из лиственных деревьев.

Советы при выборе

Первый совет относится к покупке обшивочных досок всех классов и пород: будьте осторожны, к сожалению, случаи обмана не так редки. Недобросовестные продавцы, предлагая покупателю вагонку высокого сорта, заменяют полотна внутри упаковки менее качественными. Попросите показать весь товар перед приобретением. Если продавец отказывается выполнить поставленное условие, лучше обезопасить себя и найти другое место покупки.

Совет по выбору дерева

Хвойные породы, как уже говорилось, самые востребованные: смола, содержащаяся в них, оказывает антигрибковое действие и помогает снизить уровень влажности. Поэтому из таких досок часто выполняют внешнюю отделку строений.

Для внутренней обшивки потолков и стен в жилой комнате, ванной или бане подойдут лиственные панели. Такие доски (осиновые, липовые или ольховые) способны переносить влажность и высокие температуры, при этом не нагреваясь.

Вагонки из лиственных пород не содержат смол, что избавит вас от волнений по поводу внешнего вида отделки при выполнении внутренних работ.

Совет по выбору класса

Фасады, балконы, стены бань и саун – это объекты, для которых обшивка деревянными панелями класса А станет подходящим решением и в плане функциональности, и в плане презентабельного вида.

Класс С подходит только для отделки хозяйственных сооружений: сараев, гаражей и так далее.

«Экстра» и В классы каждый использует в зависимости от объема средств, выделенных на покупку древесины.

Любой класс и порода облицовочной древесины прослужит долго и оправдает ожидания. Главное, выбирать доски, функции которых будут отвечать поставленным задачам.

Например, панели А-класса из лиственных пород при обшивке стен бани или сауны, усилят лечебный эффект от пребывания в подобном месте. А благодаря хвойным обшивочным доскам «Экстра» Вы сможете не беспокоиться о надежности и прочности обшивки – фасад дома будет надежно защищен.

Самостоятельный монтаж вагонки

Деревянные панели – не только эстетичный, но и легкий в установке вариант отделки. Основное преимущество в монтаже – пазо-гребневый способ крепления. Для того чтобы самостоятельно обшить балкон, не требуется знаний и умений, только минимальный набор инструментов и инструкция по сборке. Вагонка – сухой материал, не требующий особых условий для работы: только невлажная погода для внешних работ и отопление для внутренних в холодное время года.

Наружная отделка

Область применения деревянных панелей широка из-за приятного внешнего вида и прочности материала. Внешняя обшивка строения требует укладки полотна горизонтально, снизу вверх. Дощечки облицовки необходимо укладывать друг на друга, стыки обрабатывать специальными средствами. Например, полиуретановая мастика используется чтобы избежать проблем с излишней влажностью, а также, чтобы обеспечить термо- и звукоизоляцию.

Внутренняя обшивка

Отделка помещения изнутри не требует особых установок по положению панелей: доски можно укладывать и вертикально, и горизонтально. В помещениях, где влажность выше обычного уровня, целесообразно вертикальное положение вагонок, чтобы в пазах не скапливалась вода.

Фактор, о котором важно помнить при внутренней отделке здания, – вентиляция. Необходимы специальные отверстия, чтобы обеспечить движение воздуха. Уберечь систему от излишней влаги, 20-40 см не закрываются панелями.

Уход за древесиной

Уход за деревянными облицовочными панелями несложен. Достаточно запомнить правила:

Во-первых, излишняя влажность приводит к снижению качества древесины, поэтому нельзя смачивать деревянную облицовку. Использование абразивных моющих средств и растворителей также недопустимо – это поверхность дерева разрушается. Загрязнения удаляются с полотна сухой или слегка влажной мягкой тканью. В тех случаях, когда требуется удалить едкие пятна, допускается слабый растворитель.

Во-вторых, для продления срока эксплуатации деревянной обшивки следует обработать материал специальными составами. Подобные меры рекомендуются, когда деревянной вагонкой обшит фасад дома или помещение с высоким уровнем влажности (сауны, бани, ванные).

Итоги

Как бы ни был широк выбор искусственных материалов для обшивки помещений – гипсокартона, пластика и других, – натуральное полотно остается на первом месте. Природные свойства дерева, благодаря современным технологиям обработки, сохраняются на десятилетия.

Деревянная вагонка – универсальна и востребована для отделки внешних и внутренних поверхностей помещения. Главное, правильно выбрать нужный вид и класс, помнить о правилах техники безопасности при проведении работ с деревом и не забывать о главных правилах ухода. Если эти задачи выполнены, балкон будет отделан прочным, эстетичным и долговечным материалом.

Выбор вагонки: изучаем виды, сорта, цены

Название этого отделочного материала было связано с железными дорогами.

Для обшивки внутреннего пространства пассажирских вагонов раньше использовали плоскую и длинную доску, на боковых гранях которой делались замковые соединения «шпунт-паз».

Сегодня вагонка утратила свою транспортную «составляющую» и стала чрезвычайно популярной в других сферах – строительстве и ремонте. Этим красивым и экологичным материалом обшивают разные виды плоских поверхностей, начиная от стен и заканчивая массивной мебелью.

Кроме внутренней интерьерной отделки, некоторые сорта вагонки применяют для наружной облицовки зданий.

Помимо высокой эстетики деревянная вагонка — исключительно технологичный материал, простой и удобный в работе. Он не нуждается в дорогостоящей подготовке поверхности. Под облицовку вагонкой не требуется штукатурка, шпаклевка и грунтовка. Достаточно ровно и прочно зафиксировать на стене обрешетку из деревянных брусков или стального профиля.

Материал для изготовления облицовочной доски — древесина хвойных (сосна, ель, лиственница, кедр, пихта) и лиственных (осина, липа, бук, дуб и ольха) пород.

Выбор вагонки в зависимости от вида древесины имеет свои особенности. Например, сосна, кедр и ель отлично подходят для внутренней отделки, поскольку имеют красивую текстуру поверхности по всей длине. При этом сосновой вагонкой нельзя облицовывать парильные отделения бань. Под действием высокой температуры она выделяет смолу, обладающую резким запахом.

Древесина бука или дуба очень красивая, но при этом довольно дорогая и трудоемкая в обработке.

Выбирая виды вагонки для наружной отделки, следует отдавать предпочтение хвойным породам. Высокое содержание смолы делает их стойкими к увлажнению и гниению. Из лиственных пород для этих целей подходит только ольха.

Основные характеристики вагонки

Кроме вида древесины, как важного классифицирующего признака, производители делят вагонку по таким критериям:

1. Степень влажности. Облицовочная доска естественной влажности и сухая (содержание воды от 10 до 15%) отличаются друг от друга по цене и свойствам.

Сухая вагонка на 25-30 % дороже, поскольку проходит энергозатратную процедуру удаления влаги. Она меньше коробится и трескается.

2. Геометрические размеры вагонки и форма профиля. Здесь различают стандартную вагонку, евровагонку, блокхаус и облицовочную доску «под брус».

Толщина стандартной (ГОСТовской) отделочной доски может составлять от 12 до 25 мм, ширина — до 150 мм, а максимальная длина 6 000 мм.

При этом гостовская вагонка толщиной 12 — 16 мм чаще всего применяется для внутренней отделки. Более толстая вагонка 16 — 25 мм оптимальна для наружной обшивки.

Наибольшим спросом сегодня пользуется евровагонка, у которой более широкий (8 мм) шпунт, защищающий стыки от образования щелей при усушке древесины. Кроме этого, на обратной стороне у нее есть желобки для вентиляции. Толщина евровагонки неизменная и составляет 12,5 мм при ширине от 60 до 160 мм. Ее длина находится в диапазоне от 1,8 до 6 метров.

Существуют две основные разновидности евровагонки — «Стандарт» и «Софт Лайн». У первой прямые фаски, а у второй они скругленные.

Блокхаус — вагонка, имитирующая оцилиндрованное бревно. Ее лицевая сторона имеет полукруглую форму. Блокхаус, как правило, используют для внешней отделки стен зданий.

Вагонка «под брус» пришла к нам из-за океана, потому ее второе название – «американка». Это строганная доска со шпунтом и пазом. Благодаря срезанным боковым граням ее профиль точно имитирует деревянный брус.

По сравнению с обычной и евровагонкой «американка» более широкая, массивная и прочная. Поэтому основное место ее применения — облицовка наружных стен. Толщина профиля у этого вида облицовочной доски начинается от 20 мм при ширине от 140 мм.

Представленные на рынке сорта вагонки производят в соответствии с требованиями одного из двух стандартов – российского ГОСТ 8242-88 и европейского DIN 68-126. Последний используется для евровагонки и делит ее на три базовых сорта или класса – A, B и C.

Некоторые отечественные производители предлагают облицовочную доску «Экстра», не предусмотренную евростандартом. У нее нет сучков и прочих дефектов, но цена такого материала почти в 2,5 раза выше стоимости сорта А.

Отличительные признаки сортов

Основные отличия между сортами вагонки — визуальные. Именно их подробно и четко регламентируют стандарты.

К сорту А относят древесину, у которой нет синевы, гнили и смоляных карманов. Сучки здесь допустимы, но только светлые, здоровые и сросшиеся, которые не выпадают после усушки.

Вагонка класса В может иметь смоляные карманы, а также здоровые и несросшиеся сучки.

В наиболее дешевом сорте С стандарт допускает синеву, выпадающие сучки и обзол на тыльной части профиля.

Ориентировочные цены

При покупке вагонки не нужны глубокие знания эксперта деревообработки. Однако, основные критерии выбора следует знать, чтобы купить качественный материал и при этом не переплатить.

Сухая облицовочная доска отличается от материала естественной влажности по весу. В этом нетрудно убедиться, подержав в руках две планки, одинаковые по размеру, но разные по цене.

Если сосновая евровагонка сушилась в камере, то за 1м2 (сорт А) продавцы просят от 200 до 450 руб. Цены на такой же материал, но естественной влажности находятся в диапазоне от 130 до 300 руб. за 1м2.

Стоит отметить, что цены могут существенно отличатся в зависимости от региона продажи, как правило, в центральной части цены значительно ниже.

Ориентировочная стоимость сухой сосновой евровагонки сорта В – 180-350 рублей за квадрат.

Сушеная облицовочная доска сорта С из ели и сосны продается на рынке по 140-250 руб/м2.

Сегодня цена за м2 вагонки из липы (сорт А) составляет от 500 до 800 руб. Тот же материал, но класса «Экстра» обойдется вам от 650 до 850 рублей.

Доску из лиственницы продают по таким ценам: сорт С – 330-600, В – 400-750, А – 530-900 и «Экстра» — 1150-1300 руб./м2.

Дубовая и кедровая вагонка относится к категории элитных отделочных материалов. За 1 м2 класса «экстра» производители просят от 1200 рублей.

Следует отметить, что у крупных производителей цена облицовочной доски не зависит от ее длины. Мелкие продавцы стараются заработать на этом и расценивают вагонку в зависимости от длины (чем длиннее доска – тем дороже). При этом разница в цене может достигать 10-15%.

Рекомендации по выбору

Решая, какую вагонку лучше выбрать, следует учитывать сортовые свойства древесины и условия ее эксплуатации. Как мы уже говорили, сосновой вагонкой нельзя пользоваться для облицовки парилки, но ее можно ставить в предбаннике и комнате отдыха. Она хорошо подходит для интерьерной отделки и облицовки наружных стен дома.

Еловая вагонка влагостойка и не боится грибка. Она быстро сохнет и не темнеет со временем. Поэтому ее можно покупать для отделки балкона и других поверхностей, подвергаемых периодическому замачиванию.

Ольховая, кедровая и липовая отделочные доски отличаются низкой теплопроводностью. Они устойчивы к высокой температуре и влажности. Этими материалами можно облицовывать стены парильного отделения бани, а также применять их для отделки полок. Даже при сильном нагреве воздуха липовая и ольховая древесина не обжигают кожу.

Ценным свойством ольховой вагонки является минимальный процент коробления, поэтому отделка из нее не теряет внешнего вида после долгой эксплуатации.

Выбирая вагонку, нужно обращать внимание не только на дефекты древесины, но и на геометрию доски. Если она сильно изогнута или скручена по длине, то сделать ровную облицовку будет очень сложно.

В этом случае замковые соединения и крепежные кляймеры вам не помогут. При попытке закрепить в одной плоскости деформированную доску внутренние напряжения могут оторвать шип или вызвать появление трещин на пазовом замке.

При выборе вагонки отбраковывайте доски со смоляными карманами и одиночными (выпадающими) сучками. Бороться с выходом смолы на поверхность древесины очень сложно, а выпадающий сучок может испортить внешний вид облицовки.

Деревянная вагонка и её классы

Вагонка — это обшивочная доска с пазами и выступами. Название это появилось тогда, когда вагоны обшивали специальной доской с двусторонней выборкой для устранения щелей.
В настоящее время наряду с деревянной вагонкой широко используется пластиковая.

Принимая решение о материале для внутренней или внешней отделки, важно, обратить внимание на такие параметры, как надежность, долговечность, прочность, натуральность, стойкость к воздействию окружающей среды, устойчивость в эксплуатации во влажных условиях, простота в уходе.

Пластиковая вагонка

Один из практичных материалов для обшивки. Основные достоинства пластиковой вагонки в том, что она более функциональна и универсальна в эксплуатации, не изменяет цвет, не деформируется при внешнем воздействии и не требует специального ухода — легко моется влажной тканью. Кроме того имеется широкая цветовая гамма.

При выборе пластиковой вагонки нужно обратить внимание на ее плотность, толщину, однородность лицевой поверхности и на отсутствие резких посторонних запахов, как и для всех материалов из пластика.

  • Пластиковая вагонка с учетом цвета (белая или цветная).
  • Вагонка ПВХ ламинированная под различные текстуры (в том числе и под дерево).
  • По типу соединения: бесшовная и шовная.

Преимущества пластиковой вагонки:

  • Устойчивость к перепадам температур, высокой влажности и солнечным лучам.
  • Не поддается гниению и появлению разных насекомых.
  • Срок эксплуатации – 25-30 лет.
  • Простота в монтаже.
  • Простота в уходе.
  • Разнообразие выбора цвета и текстуры.

Основные недостатки:
Не стойкость к механическим воздействиям, часто возникают повреждения. Низкая экологическая чистота изделия, поэтому часто являются потенциально вредными для здоровья людей.

Комплексная покупка пластиковой вагонки:
Для монтажа пластиковой вагонки необходимы комплектующие детали, они длиной 3 м, такого же цвета и материала:

  • Угол внутренний

  • Угол наружный

  • Стартовый профиль

  • Финишный профиль

  • Стыковочный элемент (Н-профиль)

  • Плинтус

  • F-образный

Деревянная вагонка

Один из натуральных экологически чистых и популярных материалов для обшивки. Эта доска визуально «выравнивает» обшиваемые поверхности, обеспечивает великолепную звукоизоляцию без применения специальных материалов и не требует дополнительных затрат.

По техническим характеристикам.

В настоящее время имеются два основных стандарта, которые регламентируют производство вагонки:

    «обычная вагонка»: толщина от 12 до 25 мм; ширина – до 150 мм; длина – до 6 м.

  • «Евровагонка»: толщина – 13,16 и 19 мм; ширина – 80,100,110 и 120 мм; длина от 50 см до 6 метров, увеличенный до 8 мм выступ.
    • для наружной обшивки зданий используется вагонка толщиной от 18,5 до 22,5 мм,
    • для внутренней отделки помещений толщиной от 12,5 до 14-16 мм.


    По сорту дерева вагонка делится на пять классов:

      Экстра – полностью исключаются любые сучки и дефекты, не должна содержать сердцевины, у нее отсутствуют сучки и дефекты древесины.

    А – не более одного сучка на каждые 1,5 м погонной длины по лицевой стороне, отсутствие сердцевины, на лицевой части или кромке, не более 2-х несквозных трещин и не более 2-х смоляных кармашков. В основном из сосны.

    В – на 1,5 метра длины могут быть не более 4-х невыпадающих сучков диаметром до 20 мм, из которых не более 2-х должны быть здоровыми, а также не более 2-х несквозных трещин и 2-х смоляных кармашков.

    В–С – допустимо небольшое количество черных и коричневых сучков диаметром до 20 миллиметров и возможны цветовые пятна площадью до 15 кв.см.

  • С – это самая дешевая продукция. На досках могут присутствовать большие темные сучки (до 25 мм) или отверстия от сучков. Для жилого помещения и отделки балконов не годится – разве что в гараж или на дачу
  • И влажность, и геометрия вагонки разных классов полностью соответствует стандартам. Разделение на классы происходит уже на этапе сортировки готовой доски.

    • В первую очередь различают вагонку, изготовленную из лиственных и хвойных пород дерева. Область применения вагонки из хвойных пород чрезвычайно широка. Для отделки саун и бань используется вагонка лиственных пород, поскольку высокая температура провоцирует выделение смолистых веществ, а повышенное содержание смол может явиться причиной самовозгорания материала.

    В соответствии с материалом изготовления, вагонку классифицируют на доски, изготовленные из лиственных пород и хвойных пород дерева.

    • К лиственным можно отнести ясень, дуб, ольху, осину, липу и многие другие.
    • К хвойным – сосну, ель, лиственницу, кедр и пр.

    Область применения вагонки из хвойных пород чрезвычайно широка. Единственные помещения, в которых отделка вагонкой хвойных пород не приветствуется – сауны и бани, где высокая температура провоцирует выделение смолистых веществ. Создается эффект “липкой доски”, а повышенное содержание смол может явиться причиной самовозгорания материала.

    Вагонка из сосны – самая доступная и достаточно прочная. Вагонка из скандинавской сосны обладает розоватым оттенком и практически лишена сучков. Плотность древесины выше, чем у сосны, растущей, к примеру, в средней полосе России. Непокрытая лаком или краской сосна со временем начинает темнеть.

    Вагонка из лиственницы. Не коробится, не трескается даже при значительных колебаниях температур, стойка к вредителям. Приемлемая, в сравнении с отделочным материалами других элитных пород, цена.

    Вагонка из канадского кедра. Древесина канадского кедра плотная, приятного коричнево-кофейного оттенка, имеет тонкую красивую текстуру источает приятный бальзамический аромат. Используется для отделки саун. Цена – высокая.

    Вагонка из сибирского кедра. Вагонка имеет светло – розовый, желтовато – красный цвет, долговечна, не выделяет смолу вплоть до 140 градусов, с характерным приятным ароматом. Цена – высокая.

    Вагонка из липы. Прекрасный звукоизолятор, имеет тонкий аромат, идеальный материал для отделки саун и бань.
    Стоимость липовой вагонки сильно зависит от ее длины.

    Вагонка из черной ольхи. Цвет – светло–кофейный, шоколадный с мраморными прожилками. Устойчива к влаге.

    Вагонка из ясеня. Цвет древесины буровато-желтый. Ясень достаточно тверд, обрабатывается тяжело, но зато под воздействием пара легко гнется. Древесина вообще не трескается.

    Вагонка из дуба. Высокая прочность и долговечность, стойкостью к гниению, уникальная фактура, большая плотность древесины. Цена – высокая.

    • Надежность,
    • Долговечность,
    • Прочность,
    • Натуральность,
    • Стойкость к воздействию окружающей среды,
    • Устойчивость в эксплуатации во влажных условиях.

    Недостатки:
    Повышенная пожароопасность помещения. При современных средствах защиты – это существенной роли не играет, но все же стоит принять этот факт во внимание.

    Комплексная покупка:
    Плинтуса, наличники, уголок, раскладка, штапик, брус.
    Гвозди, кляймеры (специальные крепёжные элементы), антисептик, морилка, лак.

    Классификация вагонки по сортам

    Вагонка – обшивочная доска, полученная при распиловке и обработке древесины. Многообразие вариантов затрудняет выбор, а значимость для конкретного вида работ зависит от чистоты основания и поверхности. Для быстрой классификации используют представление о сортности отделочного материала. Имеет значение порода дерева, т. к. сорта вагонки из сосны, ели, лиственницы могут допускать разное число дефектов.

    1. Что означает «сорт» вагонки
    2. ГОСТы
    3. Виды дефектов
    4. Классификация материала
    5. Экстра
    6. Премиум
    7. Класс А
    8. Класс В
    9. Класс С
    10. Краткая сравнительная характеристика
    11. Выбор материала для отделки
    12. Стены и потолки на даче
    13. Отделка коттеджа внутри и снаружи
    14. Ориентировочная стоимость

    Что означает «сорт» вагонки

    Сорт вагонки определяется количеством дефектов и породой древесины

    Сорт — это группа материалов с определенными признаками принадлежности (декоративными, качественными или полезными). Характеристики отличают серию от других экземпляров одного вида.

    При отнесении вагонки к определенному сорту учитывают факторы:

    • материал, из которого сделана продукция;
    • тип изделия и замка;
    • размеры;
    • наличие дефектов в рамках допусков.

    От материала (сырья) зависит вид обшивочной доски, внешний вид. Тип стыковки указывает на возможность сочетания с другими материалами, вероятность создания бесшовного покрытия. ГОСТы указывают допустимое число искривлений, сучков и других дефектов, наличие которых относит изделие к определенному сорту.

    ГОСТы

    Производители вагонки должны учитывать требования ГОСТ

    В России в народнохозяйственных отраслях принята государственная система стандартов (ГСС). Такое разделение увеличивает эффективность применения стройматериалов, повышает качество самой продукции.

    Различные стандарты отличаются сферами применения:

    • государственные (ГОСТ);
    • республиканские (РСТ);
    • отраслевые (ОСТ);
    • эталоны объединений и предприятий (СТП).

    В нормативах указывают четкие признаки классификации по сортам. Допускается разработка ТУ каждым предприятием, но показатели для различия по сортам устанавливаются на основе стандартных требований ГОСТов.

    Нормативы для определения класса вагонки по сортам изложены ГОСТ 8242 – 88. Также используют международные принципы стандартизации, приведенные в документах DIN EN 15.145 – 2006, DIN EN 14.519 – 2005, DIN EN 14.915 – 2006, DIN EN 68.126 – 1986-10.

    Виды дефектов

    Пороки и брак вагонки оценивают по количеству на 1 погонном метре ламели. По размерам оценивают зазоры при стыковке, трещины и перехлесты сверх нормы при соединении.

    Параметры сортировки дефектов:

    • диаметр сучка находят в виде среднего значения минимального и максимального размера сечения;
    • червоточины и наколы меряют по наибольшему диаметру, принимают в штуках на п/м полоски;
    • трещины различают по протяженности;
    • смоляные карманы считают в штуках на погонном метре, указывают ширину и длину;
    • пятна, синеву, потемнения, грибковые поражения, плесень измеряют по ширине, длине, высчитывают площадь, указывают в процентах по отношению к общей квадратуре.

    Дефекты боковых кромок измеряют расстоянием от края брака до кромки вагонки в миллиметрах. Покоробленность определяют линейкой по максимальному прогибу.

    Классификация материала

    Вагонку выпускают различной формы, размера, сечения.

    В зависимости от этого различают виды:

    • Стандарт. Базовая основа имеет сечение в форме скошенной под углом трапеции с пазами на обратной стороне. Соединяется по типу шип-паз.
    • Евровагонка. Отличается более широким шипом для надежного крепления. После установки на плоскости просматриваются продольные углубления.
    • Штиль. Тип вагонки имеет скругленные углы, в остальном у этого вида нет разницы со Стандартом.
    • Софтлайн. Считается премиальной категорией для отделки дома. Ребра полос скруглены плавно, поэтому поверхность получается почти идеально ровной.

    Американку применяют для создания эффекта «елочки» на фасаде. Ламели отличаются непараллельным расположением внешней и внутренней стороны, поэтому каждая доска обшивки устанавливается под небольшим наклоном.

    Экстра

    К сорту относят панели, на плоскости которых с двух боков не выявлено никаких дефектов.

    Такой вид произвести трудно, несмотря на высокую стоимость:

    • легче вырезать необходимые куски материала из стволов дуба или сосны, т. к. породы не склонны к образованию сучков и гниению;
    • ель и березу используют реже — нужные размеры по длине трудно выбрать на бревнах, которые изобилуют сучками, отсюда повышенная стоимость вагонки.

    Деревянная вагонка (70 фото): обзор всех типов и размеров профилей для внутренней отделки интерьера деревом

    Среди многообразия отделочных материалов, древесина всегда оставалась на первом месте. Натуральный природный материал, отличается художественным внешним видом, высокими эстетическими свойствами, безопасностью, отсутствием токсичных выделений, гипоаллергенностью.

    Ее используют для внутренней отделки помещений, жилых комнат, ванн, бань, развлекательных центров, кафе, баров и ресторанов.

    Содержание

    Особенности деревянной вагонки

    Вагонка представляет собой длинную узкую обрезную доску с креплением шип-паз на кромках материала.

    Применяют для внутренних и внешних отделочных работ.

    • Экологически чистый природный материал, не выделяет токсинов, аллергенных веществ,
    • Легкий в обработке и установке, не требует специнструментов и особых навыков при монтаже, крепится на обрешетку, которую легко изготовить и установить самостоятельно,
    • Высокие тепло- и звукоизоляционные свойства, при облицовке вагонкой не требуется устанавливать дополнительные слои изоляции,
    • Материал гигроскопичный, поглощает влагу с помещения, регулирует микроклимат, обладает высокой воздухопроницаемостью, помещения, обшитые натуральным материалом дышат,
    • Не требуется дополнительная подготовка поверхности под облицовку, обрешетка наносится на основание стены,
    • В комнате создается особая атмосфера, гармония тепла, света, запаха и цвета.

    Производство вагонки

    Изготавливают облицовочную доску из хвойных и лиственных пород, технические характеристики, такие как прочность, плотность, гигроскопичность, твердость, наличие дефектов, устойчивость к грибковым заболеваниям зависят от породы дерева, качества его обработки и хранения.

    Текстура деревянной вагонки формируется из радиальных годичных колец, которые создают индивидуальный неповторяющийся рисунок.

    В зависимости от сорта, присоединяются глазки от сучков разных размеров, небольшие трещины. Их выразительность и яркость увеличивают с помощью шлифовки поверхности доски.

    На изготовление доски идут качественные лесоматериалы, высушенные до определенной влажности. Древесину с повышенной влажностью досушивают естественным путем или в аэродинамических сушилках.

    Доска с высокой влажностью коробится после установки, изменяет свой первоначальный размер, что влияет на качество соединения элементов обшивки.

    • Путем строгания выравнивают поверхность, убирают неровности, волокнистость, шершавость.
    • Шпунтовка доски проводится с целью получения пазов и выступов для крепления. Фальцовочную доску собирают стыкованием вплотную элементов облицовки.
    • Проверяют качество материала, выявляют дефекты, делят на сорта.
    • Очищают доску от пыли, стружки, снимают фаски.
    • Присваивают сорт в зависимости от количества допустимых дефектов, при необходимости пакуют.
    • Влажность сухой вагонки составляет от 10 до 15%, естественной влажности до 25%.

    Виды отделочного материала

    Разнообразие доски формируется за счет внешнего вида, разного профиля, вида крепления, формы кромки, наличия фасок.

    • «Стандарт» основной наиболее распространенный тип профиля. В усеченном виде представляет трапецию со скошенными под углом 30 0 кромками, которые при соединении образуют между элементами углубление. С обратной стороны нарезаны компенсационные пазы для предотвращения деформации древесины при перепадах влажности. Кромочное соединение паз прорезают большей глубины, чем длина шипа. Этот метод помогает избежать коробления при колебаниях влажности в помещении.
    • «Штиль» отличается от базовой модели закругленными кромками. Плавность линий и отсутствие острых углов делает поверхность более привлекательной.
    • «Европрофиль» или soft line, переводится как мягкая линия, широкое углубление при пазовом соединении создает равномерную без выемок поверхность с подобранным повторяющимся рисунком.
    • Евровагонка отличается повышенными требованиями к качеству древесины, полученных изделий и влажности. Образует при соединении пазовое углубление, с тыльной стороны выбраны выемки, которые отводят конденсат с поверхности материала, что значительно повышает срок его службы и улучшает микроклимат в помещении.
    • «Блокхаус» уникальная конструкция доски, полукруглая в сечении, которая при обшивке стен имитирует натуральный брус. Применяется в основном для облицовки фасадов домов, бань, коттеджей.

    Американка — элементы обшивки при помощи трапециевидного профиля располагаются внахлест, а разница верхней и нижней кромки 8 мм.

    Размеры деревянной вагонки нормируются соответствующими стандартами, ТУ и евростандартом DIN 68126/86.

    Толщина доски колеблется от 12 мм до 40 мм. Ширина изделия – 70-200 мм, а длина в метрах погонных от 0,2 м до 6 м. размер шипа традиционного до 6 мм, углубленного 8-9 мм.

    В зависимости от наличия дефектов древесины выделяют четыре класса качества:

    • Экстра или класса премиум – идеально ровная поверхность, без видимых дефектов, шершавости, равномерно окрашенная.
    • Класс А незначительные дефекты, которые разрешено устранять с помощью шпаклевки, легкая шершавость поверхности, 2-3 сучка до 1 см в диаметре, без сколов и видимых трещин.
    • Класс В и С отличается качеством обработанной поверхности, большим количеством сучков и наличием видимых сколов и трещин.

    На изделиях из хвойных пород допускаются легкие смоляные выделения и потеки. При образовании кармашков со смолой их необходимо удалить с древесины и образовавшееся углубление зашпаклевать.

    Цвет отделочной доски

    Цвета деревянной вагонки зависят от вида древесины, из которой она изготовлена.

    Ель светло-желтого цвета со временем темнеет до коричневого. Нет выраженной сердцевины, большое количество сучков. После шлифования приобретает характерный блеск.

    • Сосна желтого цвета с розоватым оттенком, который со временем становится буро-красным. Выделяет капли смолы, которые портят эстетичный вид.
    • Лиственница относится к дорогим породам благодаря своей плотности и прочности. Цвет от красноватого до красно-коричневого.
    • Кедр лидер по наличию в составе эфирных масел, которые отпугивают насекомых и комаров. Цвет светло-желтый с ярко выраженными годичными кольцами.
    • Липа отличается нежным кремовым цветом с характерным блеском и неяркими годичными кольцами.
    • Дуб имеет характерную коричневатую окраску, которая со временем темнеет почти до черной. Одна из самых красивых текстур для изготовления отделочной вагонки.

    Какую деревянную вагонку лучше выбрать зависит от типа помещения, его освещенности, стиля оформления и индивидуальных предпочтений.

    Натуральный природный материал создаст уют, комфорт и придаст легкий налет старины.

    Читайте также:
    Как выбрать лучший малярный валик - обзор инструментов для покраски и тонкости их выбора
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: