Демонтаж кирпичной дымовой трубы котельной
Демонтаж дымовых труб – это трудоемкий, но обязательный этап, который проходят многие котельные предприятий в ходе модернизации производства и закрытия отдельных цехов.
Зачем нужно разбирать старые трубы?
По габаритам дымоотвод котельной сопоставим с домом высотой в несколько этажей – это довольно большой объект, который занимает много места.
Это первая причина, по которой дымоходы котельных необходимо сносить – они не должны занимать полезную площадь, которую можно использовать для других задач.
Вторая причина – со временем неиспользуемые конструкции будут разрушаться, а это очень опасно. Обрушение может привести к трагедии, если в этот момент рядом окажутся люди; также большой ущерб будет нанесен всему имуществу, которое будет находиться поблизости.
Разрушение неиспользуемых дымоходов происходит из-за сезонных перепадов температур – это, в первую очередь, касается кирпичной кладки. Когда котельная работает, и дымоотвод постоянно используется, воздух внутри нее остается горячим – это позволяет компенсировать перепады внешней температуры. Если же котельная уже не функционирует, отапливать специально дымоход только ради того, чтобы она не разрушилась – слишком дорого и нецелесообразно. Поэтому неиспользуемые конструкции следует своевременно демонтировать, чтобы избежать лишних расходов и возможных аварий.
Снос дымоходов из металла обычно выполняется в двух случаях:
- Замена старой конструкции на новую;
- Полная ликвидация котельной.
Если металлическую конструкцию вовремя не снести, через какое-то время она может прогнить и обрушиться. Основная опасность заключается в том, что конструкции такого типа начинают гнить у основания, и этот момент часто остается незамеченным. В итоге объект с виду может казаться еще вполне надежным, а на самом деле он уже готов обрушиться – последствия таких аварий бывают тяжелыми.
Технологии демонтажа
- Взрыв – быстрый и эффективный метод. Но у него есть серьезное ограничение – вокруг не должно быть объектов, которые могли бы пострадать от направленного взрыва;
- Обвал – тоже требует наличия достаточного свободного пространства вокруг;
- Последовательная разборка – труба разрушается вручную, начиная сверху.
Метод сноса определяется индивидуальными характеристиками объекта – где находится дымоход, какие строения находятся рядом с ней, как выполнен фундамент, из какого она материала.
Дымоотвод может быть выполнен из следующих материалов:
- Кирпич;
- Металл;
- Железобетон.
Самыми распространенными являются кирпичные и металлические.
Демонтаж стальной дымовой трубы котельной
Эта работа обычно выполняется с привлечением промышленных альпинистов, т.к. действовать нужно на большой высоте.
Если нет возможности свалить всю конструкцию сразу, ее предварительно режут на фрагменты – разрушают швы, по которым собирался дымоотвод. Для этого используются следующие технологии и оборудование:
- Применение газорезки или плазморезки для разрезания металла.
- Разборка фланцевых стыков.
Когда объект демонтируется по частям, в процессе выполнения работ необходимо использовать грузоподъемную спецтехнику – обычно это краны.
Металлический дымоотвод – это не монолитная конструкция, он состоит из нескольких частей, соединенных крепежом. Демонтаж выполняется как раз по этим местам креплений. Швы разрушаются, отсоединяемые элементы стабилизируются стропами и затем спускаются вниз. В этой работе многие манипуляции выполняются исключительно вручную, и делать это приходится на большой высоте – для этого и привлекают промышленных альпинистов.
Если есть возможность снести металлическую конструкцию целиком, без разборки, это делается при помощи крана. Для этого к верхней части сооружения крепятся стропы, удерживающие его в вертикальном положении. Когда сооружение зафиксировано, возле основания его срезают – и в таком виде с помощью крана переносят на другое место. Территорию для перемещения нужно подготовить заранее, а также продумать траекторию переноса.
Иногда для устойчивости металлические дымоходы оснащают оттяжками – тросами, которые поддерживают сооружение у основания. Их тоже нужно отрезать, если дымоход валится целиком.
При выборе метода сноса важным фактором является цена. Снос целиком обычно обходится дешевле, при этом металлоконструкцию можно использовать на другом объекте, т.к. она остается почти неповрежденной. Но для такого демонтажа необходимо соблюдение некоторых условий – возможность подъезда спецтехники, наличие площадки.
Если дымоход из металла выше 22 метров, его можно разрушить гидроножницами, присоединенными к экскаватору. Основание демонтируется с помощью гидромолота.
Самонесущие и мачтовые дымоходы
Мачтовые (фермовые) трубы из металла представляют собой несущую башню, на грани которой устанавливаются дымоотводы.
Самонесущие конструкции называются ТССУ – трубы стальные самонесущие утепленные. Они изготавливаются из листовой стали методом сварки. ТССУ характеризуются относительно малым весом и простотой монтажа – это удобно как для возведения, так и для сноса.
Мачтовые и самонесущие конструкции обычно демонтируются последовательно. Все сборные элементы открепляются и снимаются по очереди. Фундамент таких сооружений представляет собой бетонное основание с болтами-анкерами – его тоже нужно будет демонтировать.
Для сноса мачтовых и самонесущих дымоходов применяются краны, обладающие стрелой с большим вылетом. Это необходимо для того, чтобы обеспечить разборку элементов на самом верху, на значительной высоте. Демонтаж таких конструкций весьма трудоемкий, по сравнению с обычными котельными, но это оправданно. Аккуратно срезанные металлоконструкции можно использовать снова, поэтому их не стоит резать на кусочки, которые отправятся в металлолом.
Демонтаж дымоотводов из кирпича
Котельные, которые работали на твердом топливе, обычно оснащались кирпичными дымоходами. Таких сооружений до сих пор остается много, и они нуждаются в демонтаже.
Одним из важных моментов при сносе любого объекта из кирпича является безопасность. Вне зависимости от выбранного метода, кирпичи могут падать с высоты, разлетаться в стороны. Для того, чтобы минимизировать риски и ущерб от этого, нужно установить забор – с этого начинается работа.
Если рядом нет функционирующих объектов, и остается лишь кочегарка – сооружение можно обвалить целиком. Предварительно ломают часть основания с помощью ручных инструментов – перфоратора, отбойного молотка или простого лома.
Для поэтапной разборки, а также для валки, применяется гидроклин или домкрат, позволяющий выполнить направленный разрыв материала. Применяется как для кирпичной кладки, так и для бетонных, железобетонных сооружений. Усилие гидроклина на разрыв должно составлять 250 тонн.
Ручная поэтапная разборка дымоотвода из кирпича – самый дешевый, хотя и самый медленный метод. Работа выполняется промышленными альпинистами с применением ручного инструмента. Использование спецтехники значительно ускоряет процесс, но при этом стоимость демонтажа может вырасти в разы.
Поэтапная разборка может выполняться двумя способами:
- Сооружение разбирается изнутри. Для этого требуется тщательно подготовка прилегающей территории – нужно поставить забор и соблюсти все меры безопасности. Минимальный радиус безопасной рабочей территории зависит от высоты сооружения – он может составлять 1/3 или ½ от этого значения.
- Разборка снаружи. Более простой вариант с точки зрения подготовки. Демонтажные площадки располагаются у внешних стен конструкции, а отделяемые блоки бросают прямо внутрь – то есть дымоотвод служит забором сам себе.
Продолжительность демонтажа
Для сноса конструкции высотой примерно 40 м требуется 10-20 рабочих дней. Многое зависит от внешних условий – в частности, погоды. Если подъездные дороги размоет, спецтехника не сможет приехать на место работ.
Также на продолжительность демонтажа влияет состояние трубы – если оно близко к аварийному, может потребоваться больше времени.
Дымоходы котельных из железобетона
Железобетонные трубы отличаются высокой прочностью – это касается как всей конструкции целиком, так и мест стыковки блоков. Такая прочность требует применения при демонтаже специальных инструментов, обладающих алмазными рабочими элементами – это могут быть дисковые пилы, буровые установки, особые канаты.
Для сноса сооружений из железобетона требуется плюсовая температура. Это обусловлено тем, что в процессе работы инструменты нужно охлаждать водой, а при отрицательной температуре она замерзнет.
Демонтаж взрывом
Быстрый и эффективный способ, но не всегда допустимый. Для использования этого метода сноса трубы требуется разрешение, а также тщательные предварительные расчеты, чтобы взрыв был выполнен безопасно. В частности, рассчитывается траектория падения и готовится площадка соответствующего размера. Радиусом работ считается расстояние, которое в 1,5 раза превышает высоту сооружения. В этом радиусе от трубы устанавливается забор, очерчивающий территорию демонтажных работ.
Сам взрыв выполняется быстро, но подготовка этого мероприятия может занять много времени, значительная часть которого уйдет на бюрократию и согласования.
Снос труб с использованием робототехники
Довольно редкая технология, которая применяется в исключительных случаях, если другие методы нереализуемы. Использование роботов обходится дорого, при этом нужна не только специфическая техника, но и люди, которые умеют ей управлять – а таких специалистов пока мало.
У этого метода большой потенциал, но в ближайшем будущем робототехника не получит массового распространения из-за высокой цены.
Подготовка к сносу
Обследование состояния сооружения и его оценка. На этом этапе определяется, является ли дымоотвод аварийным – от этого будет зависеть дальнейший ход работ. Изучаются следующие риски:
- Вероятность вибрационного разрушения ствола трубы из-за трещин и ветхости материала;
- Вероятность отклонения падения сооружения от расчетной траектории;
- Сейсмическое влияние падения такой тяжести на грунт (особенно важно, если применяется направленный взрыв);
- Проседание ствола дымоотвода.
Остатки демонтированных сооружений
После того, как сооружение снесено, остается много строительных отходов – они могут частично компенсировать затраты на демонтаж. Если труба была удалена не целиком, а разбиралась поэтапно, остатки сдаются в металлолом – к этой категории относятся элементы из стали, толщина стенок которых не превышает 10 мм.
В некоторых случаях удается сохранить части труб в нормальном состоянии, и их можно использовать для других целей – например, при строительстве дорог или устройстве емкостей для хранения некоторых видов ресурсов и продуктов. Такой металл называется деловым, он стоит дороже и сдавать его выгоднее – поэтому всегда есть смысл выполнять демонтажные работы как можно более аккуратно.
Если сносится труба из кирпича, ее остатки практически невозможно использовать в промышленных масштабах. Возможный вариант повторного применения лома кирпича – оформление частных домовладений.
В любом случае, остатки разрушенных сооружений нельзя оставлять в том виде, как есть – это с высокой вероятностью приведет к получению штрафов. Поэтому стоит своевременно решить этот вопрос и постараться извлечь из него выгоду – пункты приема металлолома есть в каждом городе.
Наша организация в обязательном порядке выполняет процедуры по комплексному страхованию в крупнейших страховых компаниях. Мы проводим страхование всех лиц, работающих на строительной площадке от случайной гибели, а также дополнительно защищаем объекты строительства, оборудование, автотехнику и другое имущество от случайного повреждения.
ООО “Строительство и Инвестиции” – Снос, демонтаж, реновация территорий.
© 2002-2020
Демонтаж дымовой трубы: способы демонтажа и типы дымовых труб
Прогрессивное развитие технологий привнесло не только интернет, компьютеры в наш дом, но создало условие для снижения загрязнения окружающей среды. Последний аспект, в свою очередь, инициирует модернизацию предприятий, где немаловажную роль играет демонтаж дымовых труб. Действительно, отработавшие свое конструкции или дымоходы закрывающихся цехов, требуют полной разборки.
Причины разбора дымовых труб
Оставить трубу (особенно кирпичную) просто так, средь белого неба, довольно опасно и накладно. Сезонные перепады температур крайне негативно воздействуют на кирпичную кладку, постепенно вызывая трещины, и, как следствие, разрушая ее. При эксплуатации, внутри дымоотвода регулярно находится горячий воздух, что исключает температурные перепады, однако прогревать неиспользуемое сооружение экономически нецелесообразно.
Старая дымовая труба
Как результат, намного проще произвести разово демонтаж трубы дымовой, чем трубы поддерживать в безопасном состоянии, затрачивая финансовые средства ежемесячно.
Что касается металлических труб, то их демонтаж требуется в тех случаях, когда происходит замена – демонтаж старой и тут же монтаж новой трубы. Либо, когда работа котельной прекращается навсегда. Естественно, в таком случае оставлять металлическую мачту опасно, тем более для котельных применяются трубы с минимальной толщиной стенки – со временем они могут прогнить у основания.
Краткий обзор существующих технологий
На сегодня, основные методики произвести демонтаж дымовой трубы, независимо от ее материала, можно разделить по следующим категориям:
- поэтапная разборка, когда конструкция демонтируется последовательно сверху вниз;
- обвал сооружения, используется на территории, свободной от прилегающих зданий;
- взрыв, подход аналогичен предыдущему, однако процесс требует меньших трудовых и временных затрат.
Естественно, что предваряет процедуру сноса дымоотвода, исследование его состояния, а также прилегающей местности. Важным критерием выбора конкретной технологии разборки конструкции выступает материал ее изготовления, поскольку дымоход может быть металлическим, кирпичным или железобетонным. Выбор конкретной методики определяют сопутствующие факторы, а также расчет стоимости демонтажа дымовых труб. Впрочем, наибольшее распространение получили первые металлические и кирпичные виды дымоотводов, разборку или снос которых и рассмотрим далее более подробно.
Демонтаж металлической трубы
Данная процедура практически не обходится без промышленного альпинизма. Исходя из конструкции дымохода, а также места его расположения, допускается валка целиком или поэтапная разборка сооружения следующими методами:
- применение газорезки;
- использование плазморезки;
- разъединение фланцевых стыков.
При разборке частями, как правило, используется грузоподъемное оборудование. Кроме того, в этом случае может потребоваться предварительное разъединение покрытий дымохода посредством отворотки. На практике, поэтапный демонтаж металлической дымовой трубы с помощью крана осуществляется достаточно часто.
Демонтаж металлической дымовой трубы
На каждой из частей дымохода создаются специальные крепежные отверстия, производится ее фиксация стропами с дальнейшим отсеканием при помощи резки или разъединением фланцев. Все операции выполняются на вершине сооружения, промышленными альпинистами. Альтернативно, подъемный кран нередко используется при демонтаже металлической трубы целиком. Закрепленную стропами наверху конструкцию отрезают у основания и переносят краном на заранее подготовленную площадку.
Видео – грамотный и простой демонтаж металлической дымовой трубы:
Некоторые металлические дымоотводы крепятся у снования специальными тросами – оттяжками, поддерживающими баланс сооружения. В этом случае, после закрепления верхней части дымохода, требуется дополнительно обрезать поддерживающие канаты.
Еще один критерий, как произвести демонтаж металлических дымовых труб, – цена работ. Часто, именно стальную конструкцию, выгодно снять целиком, с возможностью ее установки под дымоотвод на новом месте. Это менее трудоемкая операция, позволяющая сэкономить средства на приобретении нового дымохода.
Невысокие металлические трубы возможно демонтировать при помощи гидроножниц. Подобное оборудование эффективно при высоте сооружения до 22 м. В этом случае металлический дымоход демонтируется экскаватором с навесными гидроножницами, а его фундамент – гидромолотом.
Труба дымовая порезанная в лом
Мачтовые и самонесущие трубы
Металлические дымовые трубы могут быть мачтовыми, еще их называют фермовые. Такие трубы состоят из несущей башни и газоотводов, которые навешиваются на грани башни.
Мачтовые дымовые трубы
Существуют также самонесущие дымовые трубы ТССУ. По сравнению с другими дымовыми трубами ТССУ имеют наименьшую массу и наиболее высокий уровень монтажной готовности, что позволяет демонтировать трубы также легко, как и монтировать.
Самонесущие дымовые трубы
Демонтаж мачтовых труб и ТССУ описывать нет смысла, т.к. это последовательный ручной разбор и поэтапное отсоединение элементов сборки, которые крепятся болтами и гайками – см. рисунок ниже.
Конструкция мачты элемент под номером 11 – это Болт, гайка, шайба
Также, если требуется полный демонтаж конструкции, необходимо будет избавиться от опоры, на которой которой стоят мачты – это бетонная плита с анкерными болтами.
Конечно, демонтаж мачтовых дымовых труб и ТССУ не обойдется без кранов с большим вылетом стрелы, т.к. разбор начинается с верхних элементов, и такие трубы разобрать сложнее, нежели обычные котельные трубы, т.к. мачты и газоотводы будут пригодны для дальнейшей работы и крошить их в металлолом смысла нет.
Демонтаж кирпичных дымовых труб
Еще одна, достаточно распространенная ситуация, поскольку подобные сооружения были характерны для котельных, работавших на твердом топливе, угле в частности. Разборка кирпичных конструкций, как и валка, их целиком, требует соблюдения установленных мер безопасности. Прежде всего, необходимо возвести ограждение при демонтаже трубы котельной.
Опасный демонтаж дымовых труб
Если дымоотвод находится вдали от жилых сооружений, а прилегающим зданием остается только уже неработающая кочегарка, то возможен обвал конструкции целиком. Для этого разрушается часть основания трубы с использованием такого набора инструментом, как отбойный молоток, перфоратор или лом. Разрыв дымоотвода, как при валке целиком, так и разборке по частям осуществляется домкратом или гидроклином. Это позволяет выполнить направленный разрыв связующего материала при кирпичной кладке или бетона у ж/б конструкций. В частности, разрывное усилие гидроклина составляет 250 тонн.
Демонтаж кирпичной дымовой трубы
Ручной демонтаж котельной трубы из кирпича, других дымоходов аналогичного исполнения, часто осуществляется вручную, методами промышленного альпинизма. Преимущество подобного подхода – стоимость, хотя и достигаемой, в ущерб времени. На ручной демонтаж кирпичной дымовой трубы цена существенно ниже, нежели ее развал с помощью специальной техники. Существуют две разновидности разбора кирпичного дымоотвода:
- Снаружи. Разбираемые блоки сбрасываются внутрь конструкции, тогда как рабочие площадки оборудуются с ее внешней стороны.
- Внутри. Этот вариант предусматривает оборудование территории около сооружения: выставление ограждений и прочее. Радиус безопасной зоны, составляет от трети до половины высоты конструкции.
Среднее время демонтажа кирпичного дымоотвода высотой около 40 метров составляет от двух до трех рабочих недель. В случае аварийного состояния сносимого объекта, продолжительность работ может увеличиться.
Демонтаж опасная работа
Видео демонтаж дымовой трубы:
Железобетонные конструкции
Характерная особенность подобных сооружений – высокая прочность материала используемого при монтаже, особенно на стыках блоков. Как правило, его прочность намного превосходит аналогичный параметр бетона. Поэтому ручной демонтаж водонапорной башни из железобетона потребует применения алмазных инструментов:
- специальные канаты;
- дисковые пилы;
- установки для бурения.
Другая отличительная черта валки железобетонных конструкций – необходимость регулярного водяного охлаждения инструмента, что исключает выполнение работ при отрицательной температуре воздуха.
Проведение взрывных работ
Это альтернативный способ произвести демонтаж дымовой трубы котельной. Использование направленного взрыва для разрушения конструкции, предусматривает получения разрешения на проведение подобного рода работ. Дополнительные требования аналогичны, когда дымоход валится целиком:
- расчет траектории падения;
- подготовка площадки, соответственно высоте сооружения.
Нормативы, относительно последнего пункта, предусматриваю ограждение местности, на радиусе более 1,5 высот конструкции.
Непосредственно, демонтаж трубы взрывом – довольно быстротечное мероприятие, однако подготовительные работы и бумажная волокита, занимают существенное время. К негативным моментам относится высокая стоимость подобного рода работ.
Видео – неудачный демонтаж дымовой трубы взрывом в Польше:
Применение робототехники
Еще одна разновидность разборки кирпичных и железобетонных труб. Впрочем, подобная процедура не ограничивается использованием исключительно роботов, управление манипуляторами осуществляют люди, хотя и дистанционно. Данная методика в отечественной практике встречается крайне редко и выступает скорее экзотической технологией демонтажа дымоотводов.
Подготовительная стадия
Получив тендер на демонтаж дымовой трубы, специалисты должны понимать основные сложности, которые могут возникнуть в ходе работ. Предварять разборку сооружения, должно полное обследование его состояния, на базе которого и выбирается технология демонтажа трубы. Это позволит избежать внештатных ситуаций, среди которых:
- вибрационное разрушение ствола дымоотвода, как следствие эрозии и трещин в материале конструкции;
- отклонение направления падения дымохода от расчетных результатов, вследствие кривизны сооружения, например;
- сейсмические последствия, сопровождающие падение многотонного габаритного объекта;
- проседание ствола, избежать которого можно дополнительным укреплением основания трубы арматурой.
В частности, сейсмические риски вызываются мощной ударной волной, сопровождающей падение массивной кирпичной или железобетонной конструкции. Как результат, повреждения могут получить здания, находящиеся в относительно безопасной зоне. Пример сейсмических последствий: разрушения хрупких конструкций, стекол на окнах.
Внимательно необходимо относится и к выбору специальной техники. Например, демонтаж металлических труб, в большинстве случаев, производится с участием грузоподъемного оборудования. В этом случае необходимо обратить внимание на достаточные характеристики длины стрелы, а также ее грузоподъемности на максимальном вылете.
Оставшийся вторичный материал
Демонтируемые металлические трубы, непригодные к дальнейшей эксплуатации, могут, отчасти, компенсировать стоимость работ. Обычно это стальные конструкции с толщиной стенок до 10 мм, которые после разборки можно сдать в пункты приема металлолома. Но бывает так, что трубы после демонтажа имеют неплохое состояние – это деловой металл. Такие трубы можно использовать в других целях, например, положить под дорогу, для слива или изготовления не ответственной емкости.
Хорошая дымовая труба бу после демонтажа
Разрушение кирпичного дымохода, особенно методом валки, сопровождается присутствием на месте обвала, изобилия строительного материла – лома кирпича. Часть кирпича остается целой и пригодной для использования в обустройстве собственного участка.
Способы сноса демонтажа дымовых труб
Достаточно часто на промышленных предприятиях делают техническое перевооружение, в результате которого приходится решать вопрос с дымовыми трубами, который заключается в принятии единственно верного решения – снос или дальнейшая эксплуатация. В некоторых ситуациях проще и дешевле снести дымовую трубу, чем продолжать её обслуживание.
Если даже конструкция не эксплуатируется, то она все равно должна быть технически исправна или удалена, что регламентируется «Правилами безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб» и федеральным Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Поэтому для не эксплуатируемой дымовой трубы — демонтаж единственное верное решение.
Снос дымоходных труб промышленного назначения всегда представляет большую проблему:
- большая плотность застройки промышленных районов;
- наличие разветвленной сети коммуникаций, как воздушных, так и подземных;
- производство невозможно приостановить;
- аварийное состояние трубы, снос которой необходимо сделать;
- короткие сроки для сноса и прочие факторы.
Способы демонтажа
Демонтаж дымовых труб производится разными способами в зависимости от материала, из которого выполнена труба, её функциональности, свободного места вокруг, куда планируется обрушать конструкцию и других условий.
Снос дымоходных труб может производиться методами:
- Промышленного альпинизма;
- Направленного взрыва;
- Валки с использованием специальной техники;
- С использованием роботов – манипуляторов.
Промышленный альпинизм
Использование метода промышленного альпинизма заключается в том, что постройка разбирается вручную, при условии, что она кирпичная или железобетонная. Демонтаж дымовой трубы начинается сверху, постепенно двигаясь вниз. Этот метод исключает бумажную волокиту с получением разрешения на взрыв. Стоимость его намного ниже, чем при использовании специальной техники. Исключается риск повреждения рядом расположенных зданий и сооружений осколками кирпича или железобетона, как если бы это случилось при взрыве.
При использовании метода промышленного альпинизма исключается запыленность площадки, отсутствует шум, обязательный при использовании строительной техники или взрыва. Есть возможность работы в ограниченном пространстве.
Разборка кирпичной конструкции может производиться двумя способами – разборкой наружу и разборкой внутрь.
При первом способе рабочие подмости для промышленных альпинистов устраиваются внутри трубы. Сама труба, при помощи специальных ручных инструментов, разбирается порядово или блоками, которые сбрасываются вниз. В этом случае вокруг трубы должна быть обеспечена безопасная зона, равная 0,3-0,5 высоты дымоходной трубы. Преимуществ в таком методе мало и заключаются они в том, что требуется небольшая площадка для работы и в самом методе, не требующем сложной техники и приспособлений.
Сроки демонтажа конструкции высотой до 35-40 м могут составлять от 10 до 20 рабочих дней. Стоимость таких работ крайне высокая.
Демонтаж дымовых кирпичных труб способом разборки внутрь более длительный, соответственно, и цена его будет выше.
Отличие этого метода в том, что разбираемые фрагменты сбрасываются внутрь. Наружу, вокруг демонтируемой трубы, осколки кирпичей или бетона падать не должны.
Для этого способа необходимо устраивать вокруг рабочей площадки передвижную станцию, а снизу делать защитные экраны из сетки, предохраняющие людей и машины от случайного падения осколков.
Основным препятствием для ускоренного демонтажа дымоходной трубы с помощью промышленных альпинистов может стать аварийное состояние трубы, что влечет за собой потерю времени.
Валка трубы
Демонтаж металлической дымовой трубы может быть осуществлен при помощи специальной строительной техники. Железные трубы состоят из нескольких сегментов, которые сварены между собой или скреплены болтовыми соединениями. Метод заключается в последовательном отсоединении звеньев и валки их с помощью строительного крана или подъемника. При сварочном соединении используются газосварочное оборудование.
Если позволяет площадь, металлическая конструкция может быть свалена целиком. Для этого трубу режут у основания, одновременно выставляя временные крепления.
После этого с помощью оттяжек и строительной техники производят укладку на землю.
Направленный взрыв
Демонтаж дымовых труб котельной может быть произведен с помощью направленного взрыва. Однако предварительно для проведения такой операции следует получить разрешение в соответствующих органах. Кроме разрешения, необходимо произвести точный расчет траектории падения трубы, подготовить площадку необходимых размеров, соответствующих высоте дымоходной трубы.
Согласно нормам и правилам радиус падающей трубы должен в 1,5 превышать высоту демонтируемой конструкции.
Перед тем, как произвести подрыв дымоходной трубы необходимо принять все меры к эвакуации персонала предприятия и приостановить технологический процесс. Несмотря на быстроту всего процесса, подготовка к нему занимает достаточно много времени и стоит это удовольствие дороже, чем все остальные методы демонтажа дымовой трубы.
Роботы – манипуляторы
Демонтаж железобетонной дымовой трубы, так же как и кирпичной, может производиться с использованием роботов – манипуляторов, которые разбирают трубу сверху, постепенно доходя до самого низа.
При этом требуется установка мачтового вертикального подъемника, при помощи которого устанавливаются скользящие леса. На лесах находятся люди и само оборудование в виде роботов – манипуляторов. Управление роботами производится при помощи дистанционного управления.
Демонтаж железобетонных дымовых труб является самым трудоемким в силу того, что при монтаже использовался материал высокой прочности, превосходящий марки обычного бетона в несколько раз.
Самым недорогим методом демонтажа промышленных дымовых труб является валка, особенно, если она выполнена из кирпича.
Требования, предъявляемые к демонтажу дымоходных труб
Перед началом производства работ по демонтажу необходимо произвести внимательный осмотр и анализ состояния строения, в который входит определение процента износа как самой трубы, так и фундамента. Кроме этого необходимо сделать оценку надежности расположенных рядом строений.
Снос дымовой трубы может вызвать сейсмические нагрузки, особенно, если выбирается метод направленного взрыва или валка крупными фрагментами либо всей конструкции . Сейсмические нагрузки могут вызвать трещины в близлежащих постройках, выпадение стекол.
При сносе железобетонных конструкций или конструкций, находящихся в аварийном состоянии, возможны рикошеты осколков, поэтому следует предпринять меры для защиты близлежащих строений.
Перед демонтажом трубы производят осмотр местности на наличие коммуникаций, проверяют их состояние на прочность и надежность.
Главное условие при проведении работ по сносу дымовых труб – обеспечить безопасность людей и окружающих построек. Поэтому демонтаж дымовых труб необходимо поручать только профессионалам со всеми необходимыми документами и разрешениями.
Демонтаж дымовых труб
Технологии не стоят на месте, активно развиваются и вытесняют устаревшие. Промышленные строения изнашиваются, разрушаются, сносятся, а на их месте возводятся новые.
Так же и дымовые трубы – со временем перестают выполнять поставленные перед ними задачи в силу старения и разрушения, а порой и начинают угрожать окружающим их строениям и людям или же становятся невыгодными в содержании, простаивают и потребляют время и деньги. В таких случаях, зачастую, поднимается вопрос о демонтаже дымовой трубы, сносе или ликвидации дымовых труб.
Демонтаж дымовых труб в современном городе или действующей промышленной зоне требует особого подхода из-за плотной застройки, невозможности остановки производства, обилия воздушных и подземных коммуникаций, опасных производств, сжатых сроков, аварийного состояния дымовой трубы под снос или возможного частичного разрушения дымовой трубы, подлежащей демонтажу.
В зависимости от условий демонтажа дымовой трубы, материала трубы и ее состояния мы можем предложить Вам различные варианты, чтобы сделать это максимально безопасно, выгодно и быстро.
Порядовый демонтаж дымовой трубы | Демонтаж трубы в стесненных условиях |
Ознакомится с фотографиями проводимых нами работ по демонтажу дымовых труб Вы можете в разделе ФОТОГРАФИИ
Этапы демонтажа дымовой трубы:
1. Контакт с заказчиком, обмен первичной информацией по телефону и e-mail:
- – фотографии демонтируемой дымовой трубы с разных ракурсов
- – материал дымовой трубы
- – высота трубы
- – внутренний и внешний диаметр цоколя и оголовка
- – толщина кладки в цоколе и оголовке дымовой трубы подлежащей сносу
- – наличие и количество светофорных площадок
- – наличие и количество растяжек (вант), на какой высоте
- – наличие в радиусе полутора высот демонтируемой дымовой трубы подземных и воздушных коммуникаций
- – план застройки вокруг ликвидируемой трубы с отмеченными объектами, подлежащими сохранению и сносу
- – предполагаемое время проведения работ по демонтажу дымовой трубы
- – наличие дефектов трубы (крен, трещины, разрушение металлоконструкций и кладки)
- – паспорт на трубу и заключение экспертизы промышленной безопасности демонтируемой дымовой трубы
2. Выезд исполнителя к заказчику для проведения точного осмотра и замеров:
- – Производятся точные измерения ствола демонтируемой дымовой трубы, окружающей территории в радиусе полутора высот трубы, изучаются подземные и воздушные коммуникации, близлежащие здания.
- – Определяется сектор падения демонтируемой дымовой трубы или ее частей, площадь разлета осколков, место складирования отходов (кирпичного боя и металлоконструкций).
3. Анализ полученных точных данных.
4. Переговоры, согласование методов работ, цены, сроков.
5. Подписание договора о демонтаже дымовой трубы. Выставление счета на аванс. Оплата аванса.
6. Разметка территории, ограждение и защита объектов, находящихся в зоне проведения работ, но подлежащих сохранению в процессе демонтажа дымовой трубы.
7. Непосредственно демонтаж дымовой трубы одним из указанных методов.
8. Вывоз кирпичного боя и металлоконструкций.
9. Подписание актов. Выставление окончательного счета. Оплата окончательного счета.
Демонтаж трубы методом валки | Демонтаж трубы методом валки |
Демонтаж кирпичной трубы.
1. Подрыв дымовой трубы.
Принцип демонтажа дымовой трубы методом направленного взрыва:
![]() |
![]() |
Демонтаж трубы в стесненных условиях | Демонтаж трубы в плотной застройке |
2. Валка дымовой трубы.
Принцип демонтажа кирпичной дымовой трубы методом валки:
![]() |
![]() |
Осмотр демонтируемой трубы | Точные измерения демонтируемой трубы |
3. Валка дымовой трубы частями.
Принцип демонтажа дымовой трубы методом валки трубы частями, сегментами:
Демонтаж трубы в плотной застройке | Демонтаж трубы в стесненных условиях |
4. Порядовая разборка дымовой трубы наружу. Разборка блоками.
Принцип демонтажа трубы методом порядовой разборки наружу или блоками:
5. Порядовая разборка дымовой трубы внутрь.
Принцип демонтажа дымовой трубы методом порядовой разборки во внутрь.
Порядовый демонтаж дымовой трубы | Демонтаж дымовой трубы |
Демонтаж железобетонной дымовой трубы.
- Как и обычно, производится тщательный осмотр и замер демонтируемой железобетонной дымовой трубы и прилегающей территории.
- 1. В случае наличия большого сектора – производится валка трубы с использованием алмазного инструмента (аналогично Валке кирпичной трубы, см. выше).
- 2. В случае малого сектора – валка частями или блоками с использованием алмазного инструмента (аналогично Валке кирпичной трубы частями и блоками, см. выше)
- 3. В случае отсутствия места для валки блоками – резка трубы алмазным инструментом и последующее снятие сегментов краном.
Осмотр демонтируемой трубы | Осмотр демонтируемой трубы |
Демонтаж железной дымовой трубы.
- Как и обычно, производится тщательный осмотр и замер демонтируемой железной дымовой трубы и прилегающей территории.
- 1. Если позволяет место – валка трубы целиком с использование газосварочного оборудования (аналогично Валке кирпичной трубы, см. выше)
- 2. Если места мало – валка трубы частями или блоками с использованием газосварочного оборудования (аналогично Валке кирпичной трубы частями и блоками, см. выше)
- 3. В случае отсутствия места – резка трубы газосварочным оборудование на сегменты и последующее их снятие краном.
Группа компаний “Высотники-Профессионалы” обладает всеми необходимыми техническими и кадровыми ресурсами для профессионального и безопасного выполнения работ по демонтажу дымовых труб.
Проконсультироваться по демонтажу можно с 10-оо до 18-оо в будни по телефону в Москве: +7 (916) 666 98 13 или по электронной почте: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Ознакомится с фотографиями проводимых нами работ по демонтажу дымовых труб Вы можете в разделе ФОТОГРАФИИ
Как демонтировать старые дымоходы?
Дымоходы относятся к категории специализированных сложных устройств, поэтому демонтаж дымовой трубы должен осуществляться профессионалами с учетом всех факторов. Техника разборки дымохода зависит от материала изготовления самой трубы, ее габаритов, наличия слабых зон, места расположения конструкции.
Схема устройства дымохода: 1 – герметик; 2 – конус из нержавеющей стали; 3 – лёгкая покровная плита под обмуровку; 4 – кладка из лицевого кирпича; 5 – контурная теплоизоляция дымовой трубы; 6 – каналы вентиляции; 7 – шамотная труба; 8 – консольная плита; 9 – вентиляционное отверстие в шве кирпичной кладки; 10 – вентиляционное отверстие в шве кирпичной кладки.
Способы демонтажа дымовых труб
Технология демонтажа дымовых труб во многом зависит от материала дымохода, его габаритов, места установки. Сегодня используются такие методы, как:
Гидроножницы используются для дымоходов высотой не более 22 метров.
- Ручная разборка – это базовый вариант для кирпичных труб. Для этого применяют перфораторы, отбойные молотки, кувалды. При таком способе необходима грамотная организация процесса, так как все работы ведутся на высоте, а рабочие буквально сидят на дымоходе.
- Демонтаж с использованием алмазных инструментов применяется для железобетонных труб. Это такие устройства, как алмазные канаты, дисковые пилы, установки для алмазного бурения. Особенностью проведения валки является то, что выполнять работу можно только при плюсовых температурах, так как есть потребность в постоянном водяном охлаждении.
- Гидроклин применяется для разборки кирпичных и железобетонных труб, заключается он в осуществлении направленного разрыва материала при помощи бетонолома, то есть гидроклина. Это гидравлический ручной инструмент, который развивает разрывное усилие до 250 т. Применяется метод при валке крупными частями.
- Гидроножницы используются при демонтаже низких труб, имеющих высоту до 22 м. При этом необходимо присутствие экскаватора с навесными гидроножницами. Если приходится демонтировать фундамент трубы, то применяется гидромолот.
- Классическая валка представляет собой не только разрушение, но и сваливание конструкции на предварительно подготовленную площадку.
- Другие методы, включающие в себя использование вибрационных, подвесных площадок, роботизированного демонтажа, применяются для разрушения только промышленных труб больших размеров.
Основные требования к демонтажу
При выполнении демонтажа дымохода следует придерживаться рекомендаций специалистов, позволяющих справиться с этим процессом быстро:
- перед работами необходимо оценить состояние трубы, определить все ее слабые места;
- при валке рекомендуется оценить все риски, которые могут произойти, предпринять ряд мер по обеспечению безопасности;
- если используется демонтаж, при котором остатки ствола скидываются внутрь, то необходимо, после того как пройдена половина, при помощи растяжек обрушить конструкцию;
- при валке высоких труб следует предусмотреть меры по защите от падающих осколков конструкции;
- если предусматривается падение трубы, то придется рассчитать место для ее наклона и падения.
Процесс демонтажа дымовой трубы
Демонтаж дымохода из кирпича, металла, железобетона может осуществляться при различных условиях. Но при работах на крышах частного дома, завода, котельной и других строений применяется чаще всего метод промышленного альпинизма.
Это позволяет осуществлять работу в условиях довольно ограниченного пространства, обеспечить отсутствие пыли; уровень шума при таком варианте относительно низкий.
Расположение труб на крыше напрямую зависит от типа кровли.
Но зависит все от состояния ствола трубы, если он прогнивший, сильно поврежденный, имеет трещины и прочие дефекты, то промышленный альпинизм уже невозможен. Здесь уже используются совсем другие методы, а работы должны вестись аккуратно, с выполнением требований безопасности.
Рассмотрим отдельные способы демонтажа дымовых труб:
- Демонтаж при помощи метода промышленного альпинизма. Такой метод является одним из самых удобных, практичных и дешевых. Процесс заключается в порядном разборе кладки (для кирпичных труб), материал сбрасывается непосредственно внутрь ствола, в жилых домах – снаружи. То есть при таком способе разборка начинается с самого верха. Сроки демонтажа различные, зависят они от сложности работ, размера самой трубы. Для валки используются такие инструменты, как отбойные молотки, перфораторы, сухорезы. Применяется подобный способ и для железобетонных, кирпичных труб, которые находятся на промышленных предприятиях, котельных. Для жилых домов, где трубы имеют намного меньшие размеры, такой метод применяется редко.
- Валка металлической трубы возможна несколькими способами, например, частями либо целиком. Зависит выбор технологии от многих обстоятельств, конструкции самого дымохода. Есть несколько вариантов демонтажа частями:
Разборка дымохода начинается со снятия покрытий около дымовых труб с помощью отворотки.
- газорезка, то есть использование метода газо-кислородной резки;
- плазморезка (воздушно-плазменная резка с использованием специализированного оборудования);
- разъединение фланцевых соединений.
Для такой валки используется подъемный кран, при помощи которого труба зацепляется, после чего ее отрезают у основания и спускают вниз. При таком методе труба остается в целом состоянии, можно провести необходимые ремонтные работы, после чего смонтировать ее на требуемом месте заново.
Какие проблемы могут возникнуть при демонтаже трубы?
Перед выполнением демонтажа дымовой трубы необходимо провести ее обследование, чтобы при выполнении работ не возникло аварийных ситуаций. Только потом определяется технология сноса дымохода. Безопасность работников здесь должна быть на первом месте. Каковы же причины выхода из эксплуатации дымоходов и что здесь можно предпринять?
Разборка дымохода методом промышленного альпинизма позволяет демонтировать трубу без повреждения фасада здания.
- Ствол трубы при ее демонтаже может разрушиться от вибрации. Для того чтобы этого не произошло, необходимо провести предварительное обследование состояния дымовой трубы, определения ее слабых зон. Именно от этого будет зависеть решение, разбирать конструкцию крупными частями или выбрать другие, более безопасные методы. Разрушение от вибрации может наступить в том случае, когда на стенках трубы есть эрозия, большие и мелкие трещины, другие повреждения. Именно в таких местах конструкция и начинает разрушаться.
- Снос конструкции дымовой трубы вызвал отклонение ее от необходимого, заданного направления. При сносе подобных конструкций очень важно правильно определить направление их валки, чтобы избежать несчастных случаев, повреждений других строений и их отдельных элементов (например, крыши). Именно поэтому важно, чтобы все работы выполняли специалисты, которые правильно могут определить кривизну конструкции, ее начальный наклон, все влияющие на это факторы еще на начале проектирования сноса.
- Сейсмические риски при сносе. При валке габаритной дымовой трубы, особенно если ее размеры были значительными, необходимо помнить, что при падении ствола возникает довольно ощутимая ударная волна, то есть на соседних строениях могут лопнуть стекла. Поэтому рекомендуется провести ряд подготовительных работ, если рядом есть хрупкие конструкции, то обезопасить их в соответствии с требованиями техники безопасности.
- Проседание ствола при валке. При сносе дымовой трубы есть вероятность, что ее ствол начнет самопроизвольно ломаться и проседать, а это чревато разрушениями рядом стоящих конструкций, несчастными случаями. Чтобы этого не произошло, производят укрепление металлической арматурой.
Есть и другие риски, которые могут возникнуть при демонтаже дымовой трубы. Это разделение ствола в различных направлениях, выворачивание бетонных лент за арматуру и многие другие варианты. Поэтому рекомендуется не делать валку своими руками, а приглашать специалистов.
Дымовые трубы изготавливаются из различных материалов, это может быть традиционный кирпич, металл. В некоторых случаях ремонт таких труб становится нецелесообразным, тогда принимается решение о демонтаже конструкции. Сам процесс валки зависит от условий, места установки трубы, материалов ее изготовления. Рекомендуется не выполнять такие работы самостоятельно, а приглашать специалистов, которые спланируют процесс сноса, предотвратят возникновение многих проблем, особенно при валке больших конструкций из кирпича.
Демонтаж дымовой трубы: технологии сноса конструкции
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЗДАНИЙ
ДЕМОНТАЖ ДЫМОВЫХ ТРУБ И ПЕЧЕЙ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) – комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов организации капитального ремонта, Проектов производства ремонтно-строительных работ и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью ППР и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.
1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по демонтажу дымовых труб и печей.
Определен состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:
– строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
– заводские инструкции и технические условия (ТУ);
– нормы и расценки на строительно-монтажные и ремонтные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);
– производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
– местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТТК – описание решений по организации и технологии производства работ по демонтажу дымовых труб и печей, с целью обеспечения их высокого качества, а также:
– снижение себестоимости работ;
– сокращение продолжительности строительства;
– обеспечение безопасности выполняемых работ;
– организации ритмичной работы;
– рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
– унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по демонтажу дымовых труб и печей.
Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к местным условиям:
– рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
– проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;
– корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
– пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;
– оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.
1.7. Типовая технологическая карта разработана на демонтажные работы и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по демонтажу дымовых труб и печей, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.
Настоящая ТТК разработана на разборку и демонтаж кирпичных печных конструкций общим объёмом 10 м .
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по демонтажу дымовых труб и печей.
2.2. Работы по демонтажу дымовых труб и печей выполняются, в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:
час.
2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при демонтажу дымовых труб и печей, входят:
– установка инвентарных подмостей (с последующими перестановками);
– разборка кирпичной кладки печи (поярусно) с сортировкой и очисткой кирпича;
– складирование годного кирпича в штабель;
– окучивание, увлажнение и уборка мусора;
– снятие предтопочного листа;
– спуск кирпичного боя и строительного мусора по мусоропроводу.
2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: передвижной компрессор фирмы Atlas Copco XAS 97 Dd (подача сжатого воздуха 5,3 м /час, =0,7 МПа, m=940 кг); отбойный молоток МО-2К (масса m=10 кг, =0,5 МПа, частота ударов 1600 уд/мин); подъемник мачтовый ПМГ-1Б-76115 (грузоподъемностью Q=0,5 т, высота подъема Н=76 м, скорость подъема V=0,31 м/сек).
Рис.1. Подъемник мачтовый ПМГ-1Б-76115
Рис.2. Компрессор Atlas Copco XAS 97 Dd
Рис.3. Отбойный молоток МО-2К
2.5. Работы по демонтажу дымовых труб и печей следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 “СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция” до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.
3.2. Общие требования
3.2.1. Основной задачей работ по разборке строительных конструкций является удаление пришедших в негодность конструктивных элементов зданий или частей зданий и создание технологически необходимого фронта работ для укладки новых конструктивных элементов взамен износившихся в соответствии с принятым техническим решением. Если ремонту или замене подвергаются отдельные конструктивные элементы, то, как правило, непосредственно после разборки производится устройство их вновь.
3.2.2. При комплектовании звеньев либо выборе одиночных рабочих для ведения работы по разборке следует иметь в виду, что эти работы являются особо ответственными с точки зрения четко фиксированных сроков выполнения работ, предусматривающих предоставление необходимого фронта для последующих работ по замене и усилению конструкций. При этом необходимо учитывать особую важность выполнения методов ведения работ, обеспечивающих безопасные условия труда для работающих, при максимальном сохранении годных для дальнейшего употребления материалов, деталей и конструкций, смежных с разбираемыми. Это обусловливает особую ответственность при постоянном соблюдении во время ведения работ контроля за состоянием и устойчивостью конструкций, служащих в качестве опоры во время работы, и прочностью приспособлений, обеспечивающих безопасность труда, а также безопасность для людей, находящихся в зоне работы. Для этого требуется соответствующая квалификация и высокая оперативность бригадира, четкая и вместе с тем гибкая структура бригады и хорошо подобранный состав рабочих звена, особенно звеньевых, а во многих случаях – и умение части рабочих выполнять работы смежных профессий. Работы по разборке должны вестись под постоянным техническим надзором производителя работ.
3.2.3. Материалы и конструкции от разборки, не подлежащие возврату (либо требующие для этого обработки вне территории строительной площадки), должны быстро удаляться с территории строительной площадки. При этом обеспечивается возможность размещения подъемных механизмов и транспортных средств под погрузку с расчетом минимального пути переноса груза с места захвата до места его укладки в транспортные средства. Въезд автотранспорта на территорию площадки и его выезд должны устраиваться преимущественно по кольцевой схеме.
3.2.4 Часть материалов и элементов от разборки конструкций может быть повторно использована на объектах после соответствующей обработки. В случае если материалы и элементы могут быть использованы на том же объекте, где они получены в результате разборки, и их обработка не требует выполнения трудоемких операций и использования значительных производственных площадей, то обработка ведется непосредственно на строительной площадке. В противном случае осуществляется вывозка материалов и элементов на централизованную базу (участок) для доведения их до необходимого проектного состояния.
3.2.5. Разборку здания, начиная с крыши и других его верхних частей (щипцов деревянных зданий, барьеров), следует производить в определенной последовательности, спускаясь сверху вниз таким образом, чтобы удаление одной части не вызвало обрушения другой, а высота разбираемого здания уменьшалась ровно, без уступов. Разбирать конструкции зданий одновременно в нескольких ярусах по одной вертикали и в одной секции запрещается. Доступ людей в нижележащие помещения во время разборки не допускается.
3.2.6. Работы по разборке строительных конструкций начинаются только после передачи объекта ремонта Заказчиком Подрядчику для производства ремонтно-строительных работ.
3.3. Подготовительный период
3.3.1. Выполнение капитального ремонта жилого дома делится на два периода: подготовительный и основной.
3.3.2. До начала производства работ основного периода, необходимо разработать и выполнить основные работы и организационно-технические мероприятия.
3.3.3. Организационно-технические мероприятия, относящиеся к подготовительному периоду:
Как выполнить демонтаж дымовой трубы – способы и правила безопасности
Нередко при выполнении работ по реконструкции и реформированию промышленных и прочих объектов возникает потребность в демонтаже дымовых труб. Осуществляться он может различными способами, однако в производственных и промышленных условиях его выполнение обязательно должно производиться квалифицированными рабочими бригадами.
Основные способы демонтажа дымовых труб
Существует несколько технологических вариантов демонтажа дымоходных труб:
- Метод промышленного альпинизма. Данный способ является наиболее безопасным для расположенных вокруг строений и объектов, и наименее затратным в финансовом плане. Для его осуществления не требуется каких-либо специальных разрешений или документации. Промышленный альпинист, забираясь на необходимую высоту, попросту демонтирует трубу сверху вниз. В то же время минусом такого способа является его техническая сложность и трудоёмкость, в результате чего он отнимает довольно много времени.
- Демонтаж с применением строительной спецтехники – автокранов, автовышек, экскаваторов с гидравлическими молотами и ковшами и прочего оборудования. Основным преимуществом данного способа является быстрота осуществления работ, однако в плане безопасности он заметно уступает предыдущему варианту.
- Демонтаж посредством направленного взрыва. Это самый быстрый способ, однако требующий максимально точных технических расчётов, а также разрешений на проведение взрывных работ и соответствия ряду технических норм и правил.
- Демонтаж с использованием вращающейся оснастки. При данном способе на трубу вначале монтируется вертикальный мачтовый подъёмник, а затем с его помощью – специальные опалубочные конструкции (они предназначаются для размещения демонтажного оборудования и людей, контролирующих ход выполнения процесса). В качестве демонтажных приспособлений здесь используются специальные роботизированные механизмы, снабжённые специальной оснасткой и дистанционным управлением. Оснастка даёт возможность выполнять круговой демонтаж, одновременно снижая высоту при необходимости. Следует отметить, что для труб более 100 метров в высоту данный способ является единственным экономически приемлемым вариантом.
Требования к процессу
При осуществлении сноса дымоходных труб должен выполняться ряд важных технических условий, в частности:
- Перед тем, как демонтировать дымовую трубу, необходимо произвести внимательный осмотр разрушаемого сооружения, с оценкой износа самой трубной конструкции и её фундамента. Следует также осмотреть близлежащие строения и оценить степень безопасности для них.
- Необходимо принимать во внимание, что обрушение на землю крупных элементов сопровождается сильной ударной волной, тряской и колебаниями, что может вызвать растрескивание стёкол в соседних зданиях и даже повреждения самих строений. Поэтому следует максимально стараться уменьшить размеры сбрасываемых элементов, а также обеспечить их падение подальше от близлежащих жилых объектов.
- При близком расположении соседних зданий необходимо обеспечить для них дополнительную защиту от рикошетящих частиц и сносимых элементов, например высокой заборной конструкцией и т. п.
- В тех ситуациях, когда приходится сбрасывать сносимые сегменты конструкции внутрь самой трубы, после того, как она вся переполнится, оставшуюся часть сооружения вместе с заполняющими его элементами можно повалить целиком посредством оттяжек.
- Перед сваливанием на землю самой трубы либо её частей следует внимательно оценить наличие достаточного места, присутствие вблизи подземных и других коммуникаций и отсутствие опасности для них.
Следует знать, что снос дымоходных труб не всегда связан с их износом или аварийным состоянием. Нередко демонтаж дымовых труб металлических, либо демонтаж кирпичных труб бывают связаны со сменой профиля промышленного предприятия, его реконструкцией, а также прочими техническими причинами.
Нужно также отметить, что снос некоторых видов дымовых труб (например, демонтаж котельной трубы) имеет свои особенности, которые должны учитываться осуществляющими его специализированными бригадами.
Процедура демонтажа дымоходных трубных конструкций
Процесс сноса крупногабаритных дымоходных сооружений, и в частности демонтаж промышленных труб, представляют собой очень ответственную техническую процедуру с довольно высокой степенью риска, а потому предпочтительными всегда являются безопасные способы сноса.
По этой причине, при отсутствии технических сложностей и потребности в быстром демонтаже, чаще всего работы осуществляются методом промышленного альпинизма. Его преимуществами, наряду с безопасностью, являются дешевизна, низкий шумовой уровень, возможность проведения работ в условиях ограниченного пространства и минимальная запыленность рабочей территории.
При осуществлении работ в соответствии с данным методом кирпичная кладка трубы разбирается ряд за рядом, а демонтированные части и элементы, как правило, сбрасываются внутрь сносимой трубы. Иногда, если позволяют условия, сброс может осуществляться и кнаружи от разрушаемого сооружения.
При осуществлении демонтажных работ промышленные альпинисты используют специальное оборудование и инструменты: отбойные молотки, перфораторы и т. д. Длительность процесса разбора трубы во многом зависит от её габаритов, иногда достигая нескольких недель.
Важнейшим условием является строгое соблюдение правил и требований техники безопасности, чтобы свести к минимуму риски как для жизни самих рабочих, так и для строений, расположенных близко к рабочей территории. Поэтому при демонтаже старых труб, находящихся в аварийном состоянии, данный способ не применяется вследствие опасности для жизни промышленных альпинистов. Вместо него используется снос посредством специальной техники либо метод направленного взрыва. Во всех случаях демонтаж может проводиться только хорошо подготовленными квалифицированными специалистами в соответствии с заранее разработанным и тщательно продуманным планом.