Мастер-класс по теме «Свет в музее»

Особенности экспозиционного (музейного) освещения

Перед проектировщиками установок освещения для музеев и галерей ставится целый комплекс задач. Во-первых, необходимо показать произведение искусства качественно: то есть, с одной стороны, полно и достоверно выявить параметры, составляющие основу его художественности — форму, цвет, фактуру, материал, а с другой, учитывая физиологические особенности человеческого зрения, постараться исключить возможные помехи: блики, слепящий эффект, резкие контрасты. Во-вторых, нужно при этом позаботиться о сохранности экспонатов, потому что свет действует на них губительно: бумага желтеет, органические вещества подвергаются риску распада, меняется химический состав красок.

Поскольку презентация картины или скульптуры требует достаточно сильной освещенности, в то время как сохранность экспонатов обеспечивается при ее низком уровне, музейное освещение — это всегда компромисс: правильное решение здесь следует искать между двумя полюсами. Стандартные методы освещения и действующие нормативы указывают лишь верное направление, но не дают готовых ответов. Ситуацию осложняет то, что в каждом отдельном случае наряду с нормами приходится учитывать и массу других факторов. Так, например, для создания оптимальных условий восприятия изобразительного искусства имеют значение цвет и фактура стен, архитектурные особенности помещения, расположение окон, суточные и метеорологические изменения освещенности экспозиционного пространства. Далее обязательно учитываются размеры арт-объекта и его расположение относительно окон и других экспонатов, но говоря уже о том, что невозможно достойно представить любое произведение искусства без проникновения в замысел автора. Идеальный микроклимат для каждого отдельного экспоната внутри экспозиции всегда создается усилиями целой группы профессионалов, куда входят осветители, специалисты по монтажу, искусствоведы. Идеальные условия для экспонирования произведений искусства – то полностью закрытое для доступа естественного света помещение.

Требования к хранению экспонатов

Идеальные условия для экспонирования произведений изобразительного искусства—при существующих нормах—это полностью закрытое для доступа естественного света помещение. И современные музеи придерживаются этой модели. Однако абсолютное большинство хранилищ шедевров мирового искусства—это исторически сложившиеся здания: дворцовые сооружения, особняки и даже вокзалы, где этот принцип последовательно выдерживать невозможно. Здесь в обязательном порядке рекомендуется закрывать или зашторивать окна — применение поглощающей ультрафиолетовые лучи пленки стопроцентного эффекта защиты не лает. Но так или иначе современная экспозиция строится на искусственном свете. Исходя из заданных условий к осветительной установке предъявляются жесткие требования, а именно: соответствие действующим нормам, качественная цветопередача, высокая адаптируемость к различным уровням естественного освещения, отсутствие вредных воздействий и удобство конструкции.

Нормы, устанавливаемые для освещения музеев

Сохранность экспонатов гарантируется нормами освещенности. В отличие от производственных, учебных и других помещений, где устанавливаются нижние допустимые показатели, для музеев определяются верхние границы норм, которые не должны превышаться ни при каких условиях. Для каждого типа экспонатов установлены свои уровни освещенности: так, например, для ткани, газетной бумаги и акварели она не должна превышать 50 лк, для масляной живописи – 150 лк, а для драгоценных металлов и камней — 500 лк. Кроме того, требуется исключить или свести к минимуму присутствие агрессивных ультрафиолетового и инфракрасного излучений: первое оказывает прямое разрушительное действие — в результате распадаются молекулярные связи, второе косвенно способствует старению материалов, ускоряя химические реакции посредством увеличения температуры. Причем опасность ультрафиолетового излучения усугубляется тем, что оно обладает так называемым кумулятивным эффектом—свойством накапливаться.

Современные отечественные нормы выработаны давно и во многом носят экспериментальный характер, потому что на момент их создания воздействие света на материалы не было достаточно изучено. Сейчас в мире наблюдается отчетливая тенденция к пересмотру норм экспозиционного освещения. Исследования, которые активно ведутся в Германии, дают основания согласиться с сотрудниками музеев и галерей, утверждающими, что, если художественным объектам после двух-трех лет экспонирования давать «отдыхать», они сохраняются лучше. Учеными установлено, что имеет значение не столько уровень освещенности, сколько количество облучения, определяемое в каждом случае индивидуально. Это объясняет и многочисленные примеры, когда акварели в обычных условиях висят на открытом дневном свету по сто и более лет и не теряют качества, словно опровергая все нормы. В действительности, чтобы оценить, какое освещение пригодно для экспоната, надо установить его норму облученности, которая зависит от химического состава красок и материалов.

Соблюдение норм очень строго отслеживается на всех уровнях во всех странах. При этом их воплощение в жизнь часто оказывается своего рода искусством возможного. Например, для акварели нормируется освещенность 50 лк, однако при таком свете в обычных условиях невозможно различить тонкие переливы красок и цветовые нюансы. Тем не менее выход из положения все-таки есть — общий темный фон. Глаз адаптируется к темноте и 50 лк становится достаточно. Как видно, все эти меры требуют известной изобретательности, поэтому музейное считается наиболее сложным из всех видов освещения.

Подбор источников

При подборе источников света для освещения картин в галерее или музее прежде всего руководствуются частными задачами. Обычно используются лампы накаливания — традиционные и галогенные. Их неоспоримое преимущество — сплошной спектр, который обеспечивает идеальную цветопередачу — она здесь равна единице. Очень хороши низковольтные галогенные лампы холодного пучка. Благодаря конструкции их отражателя инфракрасная область спектра в падающем свете практически не присутствует. Галогенные лампы этого типа могут устанавливаться в светильники для подсветки картин с регулируемым фокусом, который позволяет осуществлять настройку таким образом, что свет будет падать только на картину. Еще одно преимущество ламп накаливания — в их относительной компактности, что очень важно при освещении музейных залов, располагающихся в исторических зданиях, где на фоне дворцовых интерьеров с исконными светильниками современное оборудование выглядит инородным телом. Малогабаритные приборы на сегодняшний день можно создать только на основе лампы накаливания — она может иметь до 50 мм в диаметре, а требуемый для ее работы трансформатор невелик по размерам. Единственный недостаток этих ламп — высокое энергопотребление.

Хотя люминесцентные лампы в силу линейчатой структуры спектра никогда не позволят добиться стопроцентного воспроизведения цвета, тот индекс цветопередачи, который имеют новейшие разработки, вполне достаточен для того, чтобы успешно применять их в музеях и выставочных залах. Сейчас довольно широкое распространение получили лампы Т5 для диммируемых светильников с ЭПРА, что дает возможность отстраивать необходимый уровень интенсивности освещения. Эти источники рекомендуется применять в картинных галереях. Для освещения ювелирных изделий и объемных форм лучше использовать точечные лампы накаливания — люминесцентный свет не дает игры бликов и правильного тенеобразования.

Если говорить о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать для обеспечения сохранности экспонатов, то нейтрализовать действие ультрафиолета помогают фильтры, поглощающие эту область спектра, и специальные интерференционные покрытия. Отсутствие нагрева в стандартных случаях обеспечивается за счет расстояния между источником и экспонатом (не менее 1 м). Следует также помнить, что подбор источников света и оборудования для освещения галереи — это не просто технический момент, связанный с соблюдением действующих норм и правил. Свои требования выдвигает и само произведение искусства. При освещении живописи первостепенное значение приобретает цветовая температура. Определяют цветность источника для каждой картины специалисты-искусствоведы, знающие все особенности использованной при ее написании техники, качество материала и состав красок. Живопись разных школ, времен и даже отдельных мастеров существенно отличается по многим параметрам. Итальянские художники, жившие после Рафаэля, придерживались принципиально иной техники живописного письма и обработки холста, нежели их предшественники. Материалы эпохи Возрождения отличались от красок и грунта, применявшихся в XIX веке. Работы, например, Фра Анжелико требуют очень тонкой световой нюансировки, потому что его краски положены на золото, а написанные шестигранными мазками и металлическими лаками полотна Врубеля готовы засветиться сами.

Организация пространства

Исходя из специфики экспонатов и норм освещенности должна выстраиваться и вся экспозиция: нельзя выставлять в одном зале акварель (допустимая норма освещенности 50 лк) и ювелирные изделия (500 лк), нельзя рядом повесить Тициана с его жаркими красками и нежного, почти прозрачного Боттичелли. Кроме того, при расчете маршрута необходимо учитывать адаптационные уровни. Лучше идти от малых уровней освещенности к более высоким. И, конечно, нужно уберечь посетителей от слепящего искусственного действия светильников для освещения картин, всевозможных бликов, а также позаботиться о дизайне осветительных конструкций: искусно скрыть их, если это дворцовый интерьер, и сделать максимально легкими и незаметными и современном выставочном пространстве. Экспозиционное освещение в музеях и галереях требует не только высочайшего профессионализма, но и глубокого понимания предмета. Мастерство, современное осветительное оборудование, технологии и, конечно, любовь к искусству — из этого складывается успех проекта освещения для музеев и галерей.

По данной теме. Посетители Сикстинской капеллы в Ватикане могут увидеть знаменитые фрески Микеланджело в совершенно новом виде, благодаря новой системе светодиодного освещения от компании Osram. Эксклюзивный видеорепортаж английского журнала Lux Review:

Следующим шедевром Ренессанса, получившим светодиодное освещение (от компании iGuzzini) стала легендарная “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи – видео от Lux Review:

Освещение музеев и выставок

Музеи и выставки могут охватывать широкий спектр тем — от археологии до современного искусства, от литературы до современных технологий. Площадь некоторых залов составляет всего несколько квадратных метров, в то время как другие экспозиции могут занимать целые районы. Однако всех их объединяет миссия: собирать, сохранять и изучать и, даже более того, представить свою тему и рассказать о ней.

Дизайнеры музеев и выставочных залов придерживаются строгих стандартов качества в вопросах освещения. В результате понятие свет «музейного качества» стало эталоном в осветительной сфере.

Хорошее музейное освещение должно не только отвечать требованиям посетителей, но и быть комфортным для смотрителей и работников, помогать сохранению экспонатов, а также быть экономически эффективным и надежным. Освещение, отвечающее этим критериям, помогает сохранять культурное наследие человечества для будущих поколений.

Чтобы все экспонаты были представлены наилучшим образом, освещение не должно мешать просмотру. Для этого есть несколько правил:

Цвет, структура и коэффициент отражения потолка, стен и пола влияют на визуальное восприятие экспонатов и атмосферу в зале. Насколько ярко освещены должны быть стены и потолок, то есть насколько высока будет их отражательная способность, зависит только от желания дизайнера. Тут невозможно дать никаких общих рекомендаций.

Освещение плоских объектов

Чтобы отдельно осветить картину в зале используются узконаправленные лучи света, это усиливает драматический эффект. Регулирование контраста между темными и ярко освещенными участками играет главную роль в оформлении выставочного помещения. Интерьер и архитектура тоже влияют, но они здесь второстепенны. Сфокусированные лучи притягивают взгляд посетителей к объекту и концентрируют их внимание на произведении искусства. С помощью сменных линз для разных диаметров лучей, освещение можно приспособить для изображений разных размеров.

На некоторых выставках специально усиливают контраст между светлыми и темными зонами, в зависимости содержания картин. В этих случаях акцентирующее освещение добавляет особую магию к происходящему, так как настроение в этих картинах гармонирует с атмосферой на выставке. Хорошо настроенный свет красиво оформляет произведения искусства и придает им особое очарование, благодаря чему начинает казаться, что картины светятся сами по себе.

Использование разных уровней освещенности при акцентном освещении поможет создавать иерархию в восприятии и придаст выставке структуру. Равномерный заливающий свет обеспечивает нейтральный фон для экспонатов и представляет работы на стене более объективно. Он создает гармоничную атмосферу, в которой изображения и стены образуют единое целое. Этот вариант подойдет, если нужно создать более созерцательное, а не драматическое настроение для просмотра. Однородное освещение вертикальных поверхностей создает ощущение светлой и просторной залы.

Для некоторых выставок использовать только сфокусированное или, наоборот, только равномерное заливающее освещение — это слишком бескомпромиссный подход. Комбинирование обеих этих концепций освещения открывает дополнительные возможности. Равномерный заливающий свет с одной стороны создает базовое освещение в зале и обеспечивает хорошее восприятие экспонатов на стене. С другой стороны, сфокусированное освещение выделяет отдельные произведения искусства или подчеркивает детали в скульптурах, используя направленный свет для усиления освещения.

Светильники заливающего света с широкоугольным лучом подходят для освещения более крупных произведений искусства или нескольких объектов. Такой свет идеально подходит, например, для того, чтобы подчеркнуть группу картин, длинный стол или настенный стеллаж. Благодаря тому, что для такого освещения потребуется только один светильник вместо двух или трех, этот подход поможет сэкономить на дизайне выставочного помещения.

Освещение объемных объектов

Прямой свет от светильников с узконаправленными лучами создает резкие тени, которые выделяют формы объемных объектов. Положение источника света имеет решающее значение для размера и формы теней. Если свет падает на коротком расстоянии под острым углом, то это создаст длинные и большие тени. Как правило, угол падения света 30° оптимален для того, чтобы подчеркнуть лепнину скульптуры.

Выставочное освещение, основанное исключительно на направленном свете, обеспечивает резкий контраст света и тени. Локализованные лучи фокусируют свет и создают волшебную атмосферу, в которой отдельные детали могут таинственно выделяться из темноты.

Отблески нужны для привлечения внимания к конкретным деталям экспоната, выделяя таким образом части поверхности. Блеск может проявляться и перемещаться в зависимости от местоположения наблюдателя.

Кроме того, отблески усиливают восприятие объектов, так как подчеркивают их форму, края и текстуру. Такие проявления блеска зависят от сфокусированности света, тогда как интенсивность света имеет здесь второстепенное значение. Поэтому LED светильники с узконаправленным светом идеальны как инструменты для яркого акцентирующего освещения.

Читайте также:  Ремонт пластиковых дверей балкона: балконная не закрывается, что делать и как отремонтировать, поменять ручку

Управление освещением в музее

Поскольку экспозиция может часто меняться, то важно иметь возможность легко управлять освещением и автоматически его регулировать. Для этого можно использовать по отдельности или в сочетании друг с другом различные элементы системы контроля освещения. Сюда входят датчики движения, реагирующие на присутствие, датчики, регулирующие степень освещения или частичное его отключающие, в зависимости от яркости дневного света, предварительно запрограммированные сцены освещения и многое другое.

Вот несколько вариантов, как может использоваться управление светом в музеях:

Управление освещением позволяет не устанавливать каждый раз новую светотехнику для новой выставки, а использовать уже установленные светильники, назначая им новые задачи. Также система может проверять работу осветительных приборов, сообщая о поломках и функциональном статусе. Используя контроль освещения, можно значительно сократить потребление энергии.

Освещение в музеях

Срок действия
с 2020-08-01 до 2023-08-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью “Всесоюзный научно-исследовательский светотехнический институт имени С.И.Вавилова” (ООО “ВНИСИ”)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 “Светотехнические изделия, освещение искусственное”

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 февраля 2020 г. N 3-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: info@vnisi.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты” и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы освещения музейных предметов и помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских светодиодными источниками света, которые обеспечивают безопасные и комфортные условия нахождения людей в помещениях музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских и возможность адекватного восприятия экспонируемых музейных предметов при минимизации вреда, наносимого музейным предметам оптическим излучением.

Настоящий стандарт применяют при проектировании, вводе в действие, реконструкции и эксплуатации осветительных установок со светодиодными источниками света, предназначенных для экспозиционного освещения музейных предметов и для общего освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских.

Настоящий стандарт не распространяется на естественное освещение музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских и на искусственное освещение музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских источниками света, отличными от светодиодов, такими как лампы накаливания, люминесцентные и металлогалогенные лампы и др.

Методы измерений параметров, нормируемых в настоящем стандарте, установлены ПНСТ 393.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 8.332 Государственная система обеспечения единства измерений. Световые измерения. Значения относительной спектральной световой эффективности монохроматического излучения для дневного зрения. Общие положения

ГОСТ 9733.0 Материалы текстильные. Общие требования к методам испытаний устойчивости окрасок к физико-химическим воздействиям

ГОСТ 9733.3 Материалы текстильные. Метод испытания устойчивости окраски к свету в условиях искусственного освещения (ксеноновая лампа)

ГОСТ Р 55710 Освещение рабочих мест внутри зданий. Нормы и методы измерений

ГОСТ Р 55842 (ИСО 30061:2007) Освещение аварийное. Классификация и нормы

ГОСТ Р 58814 Музейное освещение. Термины и определения

ПНСТ 393 Музейное освещение. Освещение светодиодами. Методы измерений нормируемых параметров

СП 52.13330.2016 “СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение”

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 58814.

4 Классификация

Классификация музейных предметов по светостойкости материалов, из которых они изготовлены и которые подразделяются на четыре группы, приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация музейных материалов/предметов по светостойкости

Освещение в музеях

К освещению для музеев и галерей предъявляются особенно высокие требования. Это связано с его функциональным назначением. Свет в таких учреждениях должен обеспечивать не только достаточную освещенность, но и комфортные условия для посетителей, а также акцент на экспонатах и картинах.

По этой причине особую важность приобретает именно сам свет, в частности его качественные характеристики. Очень тщательно должна быть продумана цветопередача, поскольку в музее и галерее основная цель – привлечь внимание к выставочным стендам. По такому же принципу устраивается архитектурная подсветка, которая также играет важную эстетическую роль.

Особенности освещения в музеях и галереях

Освещение для музеев достаточно сложное в плане организации, и тому есть несколько причин, связанных с особенностями музейных помещений:

Не менее важно организовать правильное охранное освещение. Это важный момент, поскольку в музеях хранятся ценные экспонаты, требующие соответствующего уровня защиты. Сложности организации общего освещения еще связаны с обширным перечнем задач, которые оно должно выполнять:

Последнее условие касается всех слабостойких к свету экспонатов, для которых губительно слишком яркое инфракрасное или ультрафиолетовое излучение. В связи с особенностями работы музеев и галерей их освещение достаточно сложно продумать. Но задача вполне выполнима – для начала необходимо изучить нормы уровня освещенности.

Нормы освещенности для музеев и галерей по СП

Каковы нормы освещения в музеях галереях:

Важные требования к освещению в музеях и галереях:

Лучшей цветопередачей на сегодня обладают светодиодные светильники. Еще одно их преимущество в том, что они практически не нагреваются, а значит, их негативное влияние на экспонаты стремится к нулю.

Особенности организации освещения в музеях и галереях

Для каждого вида выставленных экспонатов есть свои особенности освещения. К примеру, изящество скульптурных элементов можно подчеркнуть с помощью целой системы света: контрольного, контражура (располагается позади объекта) и бокового, который удаляет блики и исключает появление тени от проходящих мимо посетителей.

В целом для каждой музейной ценности оптимальной считается пропорция освещенности фона и самого экспоната 2:1. Специалисты считают, что при таком освещении на объекте будет сделан акцент, но при этом он не станет выглядеть излишне драматично.

Что еще важно учесть при организации освещения галереи или музея:

После 3 лет демонстрации экспонатам необходимо давать отдых, избавляя их от воздействия источников света. Это продлевает жизнь выставочных ценностей. Более подробно об организации освещения можно найти в М4153 «Рекомендации по проектированию искусственного освещения музеев, картинных галерей и выставочных залов». В документе представлена информация:

Освещение для музеев

Освещение для музеев создано не для искусства, а для человека.

Человек любого возраста постоянно пытается развиваться. Кто-то читает книги, кто-то занимается искусством, а кто-то впитывает в себя культуру через различные мероприятия, будь то театральные постановки, цирковые выступления либо музыкальные концерты. Если предыдущие события можно застать в определенное время, так как они проходят сезонно, музейные выставки открыты круглый год и доступны каждому.

Именно в музее большой интерес уделяют освещению, благодаря которому можно акцентировать внимание на определенных моментах в картине, создать необходимую атмосферу, навеять различные чувства. Правильным световым сопровождением можно даже запугать человека. Освещение — проводник зрителя к богатствам изобразительного искусства. Из-за несоответствующей цветовой палитры и насыщенности экспонат воспринимается совсем не так, как это задумывал автор. Например, мрачность, ужас, заложенные в картину, легко испортит яркий световой поток. Наоборот, можно помочь в восприятии полотна или другого произведения искусства, приглушив подсветку или подчеркнув определенные места.

Освещение для музеев и его задачи

Выделяются 2 основные задачи: придание особенности каждому экспонату и облегчение ориентирования в пространстве. Честно говоря, эти 2 пункта можно расширить до бесконечности, так как только свет позволяет усилить восприятие того или иного полотна либо архитектурного сооружения. Теоретические задачи плавно переливаются в практические: нужно выбрать подходящее освещение, правильно расставить источники света и предотвратить разрушение музейных экспонатов. Цветовой баланс работы нарушится из-за тусклого или интенсивного свечения. Важным является то, что искаженный свет не всеми посетителями воспринимается одинаково. К примеру, оранжево-желтый цветовой спектр хуже различают люди преклонного возраста, которые составляют большую часть всех гостей музея. Нужно чувствовать каждого посетителя, предугадывать целевую аудиторию, их желания, и подстраивать все условия под зрителей. Для правильной подсветки художественных или скульптурных работ учитывается множество факторов, иногда даже противоречащих друг другу — экспонаты одновременно нужно и освещать, и защищать от света.

Чтобы визуально увеличить объем трехмерных фигур, совмещают рассеянный и прямой свет в определенном соотношении. На практике это деление скорее относительно, чем абсолютно, потому что оба потока света переменяются и поддерживают друг друга. Разработчики считают, что пропорция освещенности музейной ценности и фона должна составлять 2:1. С одной стороны, объект не становится излишне драматичным, а с другой, внимание акцентируется на экспонате.

Изящество скульптурных элементов, например, зависит от заднего плана: контрольный свет – контражур – приятнее выглядит в условиях скульптурной подсветки. Боковой свет также важен, он удаляет блики и препятствует появлению тени от проходящего человека.

Живопись освещается по-другому, часто не требуя обильного и естественного свечения. В музее некоторые произведения, освещаемые только рамочными светильниками, выставляются в полной темноте. Классические картины таким методом нельзя подсвечивать, так как в них предполагается восприятие всего пространства.

Освещение для музеев в помещении

Для ориентации сотрудников музея и посетителей обязательно нужно общее освещение. Для чувствительных предметов ограничивают интенсивность яркости светового потока, общее свечение корректируется соответственно. Во время архитектурного и светового проектирования рекомендовано осуществить зонирование светлых и темных помещений.

Интересно, что произведения искусства лучше воспринимаются при том освещении, при котором его создавал сам автор. В таких условиях можно получить такое же впечатление от картины, которое вкладывал в свою работу мастер. Несмотря на этот очевидный факт, работники музеев не могут показывать экспонаты при дневном освещении, при котором писало большинство старых художников, так как солнечный ультрафиолет разрушит строение работы и исказит все краски.

Читайте также:  Смесь для выравнивания пола: бетонные ровнители, марки и различия, преимущества сухих смесей, инструкция и расход

Функции, которые должен выполнять свет каждого музея:

Факторы, ограничивающие возможность создания качественной подсветки в музейных помещениях:

Следует учесть, что для элегантной демонстрации светильники нужно установить освещение для музеев так, чтобы выставочный объект освещался со всех сторон, на нем не оставалось бликов и теней.

Перемены в освещении

Осветительное искусство не стоит на месте, и на смену старым галогенным лампам пришли светодиодные аналоги. Приверженцы LED-подсветки выделяют много преимуществ диодов над галогенными светильниками. Рассматривать все не обязательно, поэтому поговорим о главных доводах.

У сторонников галогенов есть множество опровержений, которые мы тоже рассмотрим кратко. Суть заключается в высокой стоимости диодных светильников и отсутствии долгосрочного тестирования. Их доводы становятся абсурдными после детального изучения многих источников, где говорится лишь о тех преимуществах, которые мы назвали.

Что необходимо учитывать при установке света

Людям, занимающимся освещением музейных помещений, нужно обращать внимание на следующие факторы:

Видимость

Видимость — степень освещенности, удаляющая лишние блики, создающая бестеневой контраст и качественную цветопередачу. Тип экспозиции определяет требования к подсветке, поэтому они могут меняться, в зависимости от определенного экспоната. К примеру, пространственные объекты – бюсты, памятники – нуждаются в видимости по всем направлениям, а объемная поверхность и живопись на плоском холсте предполагают другие световые условия.

Объекты должны быть защищены от светового воздействия, а для больших предметов – археологических достояний или памятных сооружений – максимально используется натуральное освещение без искусственных источников света.

Воздействие на экспонаты

Освещение для музеев часто противоречит сохранению музейных ценностей, в особенности картин. Задача подсветки заключается в хорошей видимости, которая улучшается с увеличением интенсивности свечения. Излишнее освещение несет разрушающий эффект: стены и колонны, конечно, не рухнут, но предметы искусства пострадают и потеряют свою ценность. Экспонаты начинают стареть: краски выцветают, материал обесцвечивается и трескается. Чем короче световые волны, тем излучение интенсивнее, поэтому голубой спектр или ультрафиолет критичнее для музея, чем красный и инфракрасный. Как говорилось ранее, музейные помещения постепенно переходят на светодиодные светильники, так как те менее опасны для экспонатов.

Направление светового потока и тень

Появление предмета перед посетителями определяет направление света. Используя прямое освещение для музеев, не забывайте о том, что зрители способны отбрасывать тень на выставочные предметы. Это становится проблемой при освещении пространственных объектов, решить которую можно комбинированием прямого и рассеянного светового потока. Пластичность экспонатам придает их собственная тень. Отсутствие ошибок в построении теневых зон говорит о профессионализме светового декоратора.

Если ошибки все же допущены, могут образоваться глубокие тени, к примеру, в том случае, когда солнечные лучи падают на поверхность объекта экспозиции. Рамы окон при неправильном проектировании покрывают изделия полосатым узором, отвлекающим от наслаждения прекрасным. Погружение углов зала в тень или появление затемнение по краям картинных рам также говорит о плохом размещении света.

Освещение музеев нормы

Освещение для музеев при том условии, что оно правильно выстроено, направлено на сохранение демонстрируемых предметов искусства, а также на эффектность показа зрителям. Если посетителя поразит представление, задача светотехника выполнена. Все это гарантирует соблюдение норм освещенности, указанных в специальных документах — СанПин и СНиП.

В этих документах для производственных, жилых и общественных помещений нормы приведены в качестве минимума, а в случае музейного освещения нормы представлены в максимальном значении. «Максимум» значит, что эти числа превышать нельзя.

Для каждого типа изделия существует определенная степень освещенности:

Важным условием является уменьшение инфракрасного и ультрафиолетового свечения. Ультрафиолет опаснее воздействует на предметы, так как имеет накопительное свойство — кумулятивный эффект.

Сейчас пересматриваются ГОСТ и нормы, так как они были установлены еще до того, как ученые изучили негативное воздействие света на объекты творчества. Современные требования сводятся к тому, что каждые 3 года демонстрации экспонатов им нужно давать передышку. Это продлит жизнь выставочным предметам в том же виде и снизит накопленные негативные элементы от постоянного освещения. Также доказано, что картины портит больше облучение, чем степень освещенности, поэтому сейчас для каждого художественного объекта устанавливается не только уровень освещения, но и количество оптимального излучения.

Нормы хранения и демонстрирования экспонатов

Ученые признают помещения, лишенные естественного света, лучшими для хранения и демонстрации произведений искусства. Главной причиной этого является ультрафиолетовое излучение, находящееся в солнечных лучах, которое, как мы помним, разрушает строение художественных объектов.

В роли хранилищ достояний изобразительного творчества выступают не только здания, специально построенные для музеев, но и:

Если в помещении окна все же есть и их не хочется закладывать кирпичами, рекомендовано плотно закрыть либо зашторить дополнительные источники света. Предварительно нужно заклеить их пленками, поглощающими ультрафиолет. Но даже такое сооружение не гарантирует абсолютной защиты.

По этой причине для музейных помещений выделены следующие особенности:

Художественное освещение для музеев

В основном, освещение для музеев, выставки и галереи представляют произведения изобразительного искусства, поэтому большую роль играет художественное освещение. Освещение для музеев и его главная цель изобразительная подсветка находят в организации оптимального светового образа для вызова у посетителей запоминающихся эмоций. Это заставляет метаться работникам музеев между двух противоположных решений:

В результате неправильного освещения – интенсивной яркости, содержания инфракрасного и ультрафиолетового излучений – экспонаты, обладающие низкой светостойкостью, теряют привлекательность и ценность, что ставит крест на этом шедевре.

Во избежание таких негативных последствий нужно соблюдать установленные правила для правильного проектирования художественной подсветки. Правила подразумевают световое размещение по определенным параметрам:

Из-за избыточной мощности полотна подвергнутся выгоранию, а краски — выцветанию.

Объекты художественного искусства становятся ценнее с годами, которые их же и разрушают. Чтобы не испортить полотна с течением лет, нужно обладать высоким уровнем профессионализма и разбираться в искусстве и светотехнике. В таком случае предполагается соблюдение не только норм СНиП, но и особенностей определенного объекта, демонстрируемого в галерее или на выставке. Успех художественных музеев состоит из мастерства светотехника и современного оборудования.

Экспозиционная подсветка

Помимо художественного освещения, в музеях используется и экспозиционное, с помощью которого акцентируют внимание на определенных местах.

Требования к экспозиционной подсветке:

Кроме норм освещенности, нужно учитывать ГОСТ оборудования для освещения и ряд других параметров.

Например, при выставке полотен для создания правильного светового потока нужно обращать внимание на фактуру, окрас стен, архитектурные особенности музея и расположение окон. Идеальным вариантом станет помещение, изолированное от натурального света, то есть без оконных проемов.

Заключение

К музейным помещениям и освещению экспонатов предъявляются особые требования, нормы и ГОСТ, руководствуясь которыми, можно обеспечить правильную и безопасную подсветку для любого культурного достояния: художественного, архитектурного, биологического. Если эти условия будут соблюдать все музеи, большее количество поколений застанет известные картины, скульптуры, поделки и многие другие ценности.

Особенности освещения в музеях: типы подсветки и нормы

Культурное развитие человека предполагает посещение разнообразных мероприятий: театральные выступления, музеи и выставки, цирковые выступления и т.д. Если цирки и театры работают в определенный период, то музеи открыты круглый год. Именно музей наиболее интересен в плане освещения, ведь здесь нужно создать правильную композицию и ее подсветку для того, чтобы посетители приходили снова и снова.

Освещение музеев предполагает учет многих нюансов, без которых невозможно добиться качественной подсветки разнообразных выставок и предметов искусств. Данная статья расскажет вам о том, на что нужно обращать внимание в освещении музейных помещений, а также какие нормы и ГОСТы здесь следует соблюдать.

Особенности музейных помещений

Музеи, какой бы направленности и специфики они не были, всегда имеют одну единственную цель – обучение. В таких помещениях происходят разнообразные выставки, целью которые приобщение людей к культурным ценностям, а также демонстрация достижения в различных сферах человеческой деятельности: начиная с искусства и заканчивая археологией.
Поэтому здесь наиболее важна система освещения, так как благодаря ей можно достичь желаемого результата – акцентирования внимания людей на элементах выставки.

Выставочный зал музея

В музеях свет должен выполнять следующую функцию:

Создать качественную подсветку в музеи довольно проблематично по следующим причинам:

Обратите внимание! Чтобы демонстрация прошла качественно, в помещении музея система света должна быть выстроена по универсальному пути, чтобы давать качественное освещение в не зависимости от размещения экспозиции.

Как видим, здесь очень легко нарушить по незнанию нормы и требования организации подсветки, что в конечном итоге приведет к уменьшению поток посетителей и их жалобам на некачественное освещение экспозиций.
Кроме этого, при создании освещения необходимо опираться не только на требования и нормы, приведенные в СНиП, о которых мы поговорим несколько ниже, но и на предназначение самих выставок.

Художественная подсветка музейных помещений

Превалирующее большинство музеев по всему миру, а также выставок и галерей приурочены изобразительному искусству. Поэтому для них самое большое значение имеет создание художественной подсветки.

Обратите внимание! Главной целью здесь является организация правильного светового образа для оказания мощного эмоционально-психологического влияния на посетителей.

В такой ситуации музейное освещение вынужденно искать компромисс между двумя диаметрально противоположными полюсами:

Неправильное музейное освещение (сильное яркое, содержащее инфракрасное и ультрафиолетовое излучение) оказывает губительное воздействие на экспонаты, обладающие слабой светостойкостью. В результате они очень быстро теряют свой привлекательный внешний вид, а также ценность, что является абсолютно неприемлемым явлением для выставок и музеев.
Чтобы избежать такого негативного развития событий, существуют определенные требования для организации правильного художественного освещения. Такие требования включают в себя правильный подбор светового потока по следующим параметрам:

Беря во внимание тот факт, что предметы художественного искусства приобретают свою ценность с течением времени, которое их же и разрушает, то создание музейного освещения такого рода требует высочайшего профессионализма, а также глубокого понимания в искусствознании и светотехнике. Только в такой ситуации будут соблюдены не только требования и нормы, приведенные с СНиПе, но и индивидуальные особенности каждого демонстрируемого на выставке предмета искусства.
В данной ситуации мастерство светотехника и современное оборудование – главный залог успеха художественных музеев и выставок.

Читайте также:  Погружной насос для скважин: устройство, принцип работы, технические характеристики и цена

Экспозиционное музейное освещение

Кроме художественного освещения в музеях часто используют экспозиционную подсветку для акцентирования внимания посетителей на определенных участках помещений.

Экспозиционное освещение в музее

Перед таким освещением высевочных залов и музеев ставятся следующие требования:

Обратите внимание! Чтобы не переутомлять человеческое зрение, экспозиционная подсветка не должна создавать слепящего эффекта, бликов и резких контрастов.

Стоит помнить, что из-за таких требований, предъявляемых музейному освещению, стандартные методы в данной ситуации не будут приносить желаемый результат, а скорее наоборот, ускорят порчу выставляемых экспонатов. Здесь нужно учитывать не только нормы уровня освещённости, а также ГОСТы применяемого осветительного оборудования, но массу других дополнительных факторов. К примеру, при выставке картин при создании оптимального светового потока важно учитывать фактуру и цвет стен, а также архитектурные особенности самого выставочного помещения и расположение оконных проемов.

Оформление помещения музея

Обратите внимание! Идеальными условиями для экспонирования разнообразных произведений искусства является помещение, которое полностью закрыто от естественного освещения.

Установленные нормы для музейного освещения

Вся система света, установленная в музее направленна на сохранение выставляемых экспонатов, а также на их наиболее эффективную демонстрацию посетителям. Все это гарантируют нормы освещённости, которые указаны в специальной документации (СанПин и СНиП).

Обратите внимание! В данной ситуации, в отличии от производственных, общественных и жилых помещений, где нормы представлены как минимальное значения, для музеев они приведены в своем максимуме. Это означает, что указанные в СНиП нормы нельзя превышать.

При этом каждый тип экспоната имеет свой уровень освещенности:

Помимо этого, имеющиеся требования предписывают сведение к минимуму в световом потоке инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Ультрафиолетовое излучение способно оказывать прямое негативное влияние через разрушение молекулярных связей, а инфракрасное – косвенное, провоцируя старение материалов вследствие увеличения скорости протекания химических реакций при повышенной температуре.

Обратите внимание! Причем наибольшую опасность несет именно ультрафиолетовое излучение, поскольку оно имеет свойство накапливаться (кумулятивным эффектом).

Отечественные нормы и требования, а также ГОСТы разрабатывались тогда, когда еще не было в полной мере изучено пагубное влияние света на некоторые объекты искусства. Поэтому сегодня в мире наблюдается четкая тенденция к пересмотру норм для музейного освещения.
По новым требованиям, музейным экспонатам, после непрерывной экспозиции в течение 2-3 лет нужно дать «отдых». Это позволит продлить срок их сохранности лучше, а также в некоторой степени нивелирует негативное влияние от постоянного освещения в течение нескольких лет.
Также было установлено, что наибольшее влияние на художественные объекты оказывает не столько уровень освещенности, сколько количество получаемого ими облучения. Поэтому сегодня для каждого отдельного объекта необходимо устанавливать его норму облученности.
Как видим, в плане организации освещения музейного типа существуют достаточно много нюансов, норм и требования, учет которых обязателен, если вы хотите добиться сохранности выставляемых объектов.

Нормы экспонирования и хранения художественных экспонатов

Сегодня признано, что наилучшими условиями для демонстрации произведений изобразительного искусства является помещение, лишенное возможности естественного освещения. Это связно с тем, что солнечный свет несет в себе определенную долю ультрафиолетового излучения, которое пагубно влияет на состояние художественных полотен.

Закрытое от солнечного света музейное помещение

Но в тоже время в роли хранилищ таких изделий часто выступают исторически сложившиеся здания:

В ситуации, когда в помещениях все же имеются окна и рекомендуется плотно закрывать или зашторивать. При этом на стекла следует наклеить специальные пленки, способные на поглощение ультрафиолетового света. Но они не могут гарантировать стопроцентного эффекта защиты
Поэтому для музейных помещений и хранилищ предъявляются следующие требования:

Только руководствуясь этими требованиями, можно создать оптимальное и качественное по своим техническим характеристикам музейное освещение.
При этом все осветительное оборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ.

Заключение

Особенности музейных помещений, а также выставляемых в них экспозиционных объектов предъявляются жесткие требования, нормы и ГОСТы. Руководствуясь ими можно создать оптимальную подсветку для любого объекта (художественного, биологического и т.д.), который из-за длительного освещения не понесет заметных разрушений. Эти нормы и требования должны неукоснительно соблюдаться всеми типами музеев.

Музейный свет — интервью с экспертом

Свет — важнейший инструмент в создании музейной эскпозиции, особенно если речь идёт о художественных музеях и галереях. Сегодня мы побеседовали с экспертом в сфере художественного музейного освещения Натальей Никифоровой об аспектах этой стороны экспозиционного дизайна.

— Наталья, расскажите немного о своей работе. В чём она заключается, и почему нужны отдельные специалисты по музейному свету?

— Подсветка предметов искусства — слишком специфическая отрасль, здесь нельзя применять стандарты внутреннего освещения для магазинов или офисов. Обычный электрик, даже при всём профессионализме, не сможет передать посыл произведений живописи или скульптуры, их идею и замысел автора. Именно поэтому специалисты по музейному свету — гораздо больше, чем электрики: это и декораторы, и дизайнеры, и архитекторы, и музейные смотрители, поскольку мы должны разбираться в искусстве и понимать его тонкости. Свет настраивается уже в последнюю очередь, когда каждый предмет или объект занял свое место — мы выставляем освещение так, чтобы подчеркнуть их преимущества и красоту и донести до посетителя их сакральный смысл.

Пример освещения в Музее Орсэ

— Когда бюро или команда делает проект музейного освещения, какими вещами они руководствуются в первую очередь (методиками, нормами, здравым смыслом)?

— В первую очередь мы опираемся на пожелания и условия заказчика (дизайнера, куратора выставки, архитектора), в которых огромную роль играет тип выставки или музея, целевая направленность, аудитория. Мы должны правильно скомпилировать указания клиента с существующими нормами и ГОСТами в сфере музейного освещения. Обязательно учитывается архитектура и эргономика самого места, где организована экспозиция: общее впечатление должно быть гармоничным и естественным. Мы используем наилучшие в каждом конкретном случае (единообразие неприемлемо для музеев) методики расстановки светильников: они подчеркивают красоту объектов искусства и создают гостеприимную и привлекательную для гостей атмосферу.

Обязательно в своей деятельности мы руководствуемся российским законодательством: это ГОСТ 8.586-2001 ГСИ (Средства измерений характеристик искусственного и естественного излучения для обеспечения сохранности музейных экспонатов. Методика поверки) и недавно утвержденные ГОСТы Р 58814-2020 (Музейное освещение. Термины и определения), 58815-2020, 392-2020 (Музейное освещение. Освещение светодиодами. Нормы), 393-2020. Эти нормы очень важны: они определяют типы освещения в зависимости от светостойкости предметов искусства, их возраста и вида.

Конечно же, немалый опыт и профессиональное чутье помогают нам быстро и правильно определить концепцию освещения, сразу понять, как лучше сделать для данной конкретной выставки или зала.

— О чём должен подумать сам музей, прежде чем обратиться за проектом освещения, какие данные собрать?

— В целом, всю основную работу по подбору освещения мы делаем сами. От музея или галереи нам нужен тематико-экспозиционный план, чтобы четко знать, куда и какие светильники следует устанавливать и как это сделать с наибольшей выгодой для экспозиции. Нам необходимы чертежи и конфигурация помещений, а также дизайн- проект.

Пример освещения на выставке работ Эдварда
Мунка в Третьяковской галерее

— Отличается ли работа по проектированию света для постоянной экспозиции и временных выставок? Есть ли какие-то особенности?

— Отличаются и весьма значительно. Постоянная экспозиция — это освещение «всерьез и надолго»: долговечности, износостойкости и безопасности уделяется первостепенное значение. Свет должен подходить под любые мероприятия, проводимые в музее, и быть на 100% комфортным для посетителей. Оборудование после монтажа уже не трогают, только по необходимости можно корректировать отдельные штрихи, но вся концепция остается неизменной. Временные экспозиции предполагают индивидуальный подход — это движение, световые нюансы, игра освещения. Светильники подбираются очень тщательно, чтобы не вышли из строя. Здесь нужна универсальная система, с максимальным набором функций и параметров, чтобы менять настройки по необходимости (расположение, углы, яркость, цветопередачу и пр.). Светильники в такой ситуации устанавливаются диммируемые, прочные и многозадачные.

— Пространства, которые специализируются на временных экспозициях, каждый раз работают с дизайнером по свету? Или можно один раз сделать какую-то универсальную осветительную систему и работать с ней без специалистов?

— Мы один раз разрабатываем проект и монтируем универсальную систему, которую потом сотрудники экспозиции могут сами обслуживать, без нашего вмешательства.

Пример освещения на выставке «Ненавсегда» в Третьяковской галерее на Крымском валу

— Существует разница в подходе к музейному освещению в разных странах?

— Да, подход в Европе, Штатах и России отличается. Мы ориентируемся на европейские нормы и правила — это многовековые традиции выставления произведений искусства, плюс новейшие технические решения. Сейчас у американских дизайнеров по свету появилось много поклонников, однако американская концепция нам не близка — мы за «старушку» Европу, где традиция коллекционирования и экспозиции произведений искусства насчитывает многие сотни лет.

— Есть ли какие-то музеи, у которых можно поучиться или вдохновиться работой со светом, чей подход близок и нравится Вам?

Меня больше всего вдохновляет, как работают со светом в Третьяковской галерее. Собственно, я её считаю образцово-показательной в плане организации музейного освещения.

Пример освещения на выставке «Ненавсегда» в Третьяковской галерее на Крымском валу

— Технологии последнее десятилетие развиваются стремительно. Что произошло за это время в музейном освещении? Появились ли какие-то удивительные технологии и открытия?

— Контроль и настройка светового оборудования упростились до минимума. Появились светильники, которыми можно управлять с телефона по bluetooth — менять свет, цвет, уровень освещенности. Точно также с телефона уже можно менять положение осветительных приборов — это очень удобная и самая свежая инновация, значительно облегчающая для музейных сотрудников работу со светом.

Пример освещения объектов на выставке в Музее Дизайна, Хельсинки

— Кажется, у Вас в Фейсбуке я увидела картинку «Главное в музее — это свет». А что ещё важно в музее Вам, как посетителю?

Свет должен быть гармоничным, не раздражать и не беспокоить посетителей – это и молодежь, и люди старшего поколения, воспринимающие интенсивность света и цветопередачу по-разному. Необходимо учитывать все тонкости по настройке света – чтобы не допустить вульгарности, чрезмерной акцентуации или, наоборот, искажения восприятия произведения. Сотрудники музея должны еще и уметь пользоваться всеми возможностями светового оборудования, благо, оно легки в управлении.

— Не мешает ли профессиональная погруженность в тему находиться в музее в качестве зрителя? Появляется ли момент профессиональной деформации у специалиста по музейному свету?

— К сожалению, и меня не миновала эта проблема. Волей-неволей, но подмечаешь ошибки, недочеты, несовершенства освещения, нехватку утонченности или деликатности. Бывая в музеях, думаю, что бы я сделала иначе, как обыграла бы тот или иной художественный объект. Я хожу в музеи и автоматически изучаю светильники, оборудование, технику их расстановки — отвлекаюсь от искусства.

— На своей личной странице Вы открыто делитесь полезной профессиональной информацией, рассказываете о лампах, осветительных нормах и других вещах. Почему Вам важно делиться этими вещами?

— У нас очень много ценителей живописи и искусства. Хочется, чтобы они понимали, насколько это многогранный и огромный мир, сколько тонкостей и нюансов играют роль в музее. Мне важно, чтобы посетители музеев и галерей знали, что такое правильный и неправильный свет, чтобы выставки выглядели достойно и привлекали гостей. В конце концов, хочется не ударить в грязь лицом перед иностранными почитателями искусства, которые знают толк в хороших музеях и частенько приезжают в Россию именно для того, чтобы их посетить.

Освещение на выставке Франтишека Купки в Галерее Ateneum, Хельсинки

— Какие моменты в Вашей работе самые счастливые, что радует больше всего?

— Конечно, когда заказчик доволен, когда куратор выставки говорит, что ему все нравится. Это непередаваемый момент, когда слышишь слова: «Всё супер!». А ещё мне доставляет особое удовольствие, когда я хожу по освещённой мной галерее или музею и вижу увлечённых посетителей, с интересом рассматривающих объекты искусства.

— Есть ли какой-то совет или наставление человеку, который хочет работать в этой области?

— Да, конечно, есть! Прежде всего, советую совмещать теорию с практикой, впрочем, как в любой области. Обязательно идти в ногу со временем, изучать все последние тенденции и мировые разработки в музейном освещении, новое оборудование. И обязательно практиковать — больше делать выставок, экспозиций, даже самых небольших, чтобы «набивать руку» и набираться опыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *