Как армировать ростверк свайного фундамента?
Нередко при частном строительстве именно свайно-ростверковый фундамент является оптимальным выбором. Свайное основание позволяет возводить здания на подвижных глинистых и песчаных основаниях, а также на рельефах с перепадами. Благодаря ростверку можно равномерно распределить нагрузку от всего строения, не опасаясь перекоса из-за просадки грунта под одной из свай. Для того чтобы придать данному виду свайного фундамента необходимую прочность, выполняют армирование ростверка.
Роль армирования
Зачем армировать свайную, подземную, часть фундамента понятно – на неё оказывается значительное влияние от пучения почвы. А бетон, как известно, плохо работает на растяжение, из-за чего в сваях могут появиться трещины, снижающие прочность и долговечность конструкции.
Но не менее важно армировать и ростверк. Ведь на него приходится значительная нагрузка от здания, построенного на основании. То есть, наблюдается нагрузка не только на сжатие (которую бетон переносит без вреда для себя), но и на изгиб. При всех своих достоинствах бетон не способен выдерживать значительные нагрузки на изгиб – ростверк может не выдержать. Поэтому очень важно подобрать подходящую арматуру и правильно провести армирование ростверка. Лишь в этом случае владелец дома сможет быть уверен, что здание прослужит многие годы, и не будет нуждаться в скором ремонте.
Выбор подходящей арматуры
Важнейшим подготовительным этапом к устройству фундамента является подбор подходящих материалов. Чтобы обеспечить высокое качество армирования монолитного ростверка, нужно создать два продольных пояса – верхний и нижний. Между собой их следует соединять при помощи вертикальных и горизонтальных перемычек, либо хомутами из гладкой арматуры класса А240 или рифленой класса А3.
Для устройства продольных поясов следует использовать горячекатаный профиль с рифленой поверхностью, улучшающей сцепление с бетоном. Самая популярная для этих целей арматура А500С. Оптимальный диаметр – от 12 до 16 миллиметров, все зависит от того, какие нагрузки примет на себя фундамент.
Соединяющие по вертикали и горизонтали перемычки могут быть разными – в зависимости от используемого варианта установки. К примеру, если планируется приваривать отдельные прутки к уже подготовленным продольным поясам, то желательно использовать прочный материал, схожий с тем, который использовался при изготовлении продольных поясов. Это легче и проще, но в тоже время дороже.
Поэтому некоторые специалисты рекомендуют сгибать более тонкую арматуру, придавая перемычкам прямоугольную форму. Тогда один прута арматуры будет связывать нижний и верхний пояса в двух местах, обеспечивая повышенную прочность. В этом случае допустимо использование более тонкой арматуры – достаточно диаметра в 8-10 мм. Благодаря такой форме сокращается количество сварных швов, что повышает долговечность и надежность всей конструкции.
Подсчет необходимого количества арматуры
Прежде чем приступать непосредственно к армированию свайно ростверкового фундамента, важно рассчитать требуемое количество арматуры. Сделать это не на глаз, а максимально точно, чтобы после работы не осталось слишком много невостребованного материала или же чтобы в процессе не оказалось, что арматуры не хватает.
Для формирования продольного пояса потребуется от четырех до шести стержней – в зависимости от нагрузки и размеров ростверка. При этом расстояние между прутьями не должно превышать 10 см.
Вертикальные стержни должны располагаться таким образом, чтобы расстояние между ними составляло около 15-40 см.
Нельзя забывать о том, что арматура не должна находиться с краю фундамента – толщина защитного слоя бетона составляет не менее 5 сантиметров.
Желательно заранее составить соответствующий чертеж с нанесением всех размеров, указанием выбранной арматуры. Это значительно облегчает дальнейший процесс расчетов и снижает вероятность допущения ошибки.
Пример расчета
Для наглядности проведем расчет условного фундамента для дома габаритами 8х6 метров с габаритами обвязки 40х40 см.
В первую очередь рассчитываем количество основной арматуры. Чтобы армировать ростверк шириной в 40 см, потребуется три прута: отступаем по 5 см с каждой стороны и оставшееся пространство армируем с шагом в 10 см. Между собой арматура соединяется в пояс, для чего потребуются хомуты. Подойдет арматура класса А1 диаметром в 8-10 мм. Располагать их следует на расстоянии 20 см друг от друга.
Производим нехитрые расчеты:
- Высчитываем периметр фундамента: 6+6+8+8 = 30 метров.
- Так как пояс требует использовать три стержня в ряд, увеличиваем 30 на 3 и получаем 90 метров.
- Применение двух поясов дополнительно умножает длину на два – итого 180 метров рифленых стержней сечением 16 мм. Вес арматуры: 180*1,58=284,4 кг.
Дальше подсчитываем, сколько нужно арматуры для хомутов. Располагать их предстоит на дистанции 0,2 метра друг от друга. Поэтому сразу делим периметр дома на шаг расположения хомутов: 30/0.2 – получаем 150 штук. Длина арматуры для изготовления 1 хомута равна 1.4 метра, следовательно: 150*1,4= 210 метров гладкой арматуры диаметром 8-10 мм.
Многие начинающие строители забывают об установке фиксаторов защитного слоя под арматуру, изготовленных из пластика. Если не использовать их, то арматуру придется укладывать прямо на сваи фундамента. В этом случае не удастся обеспечить достаточный уровень защищенности бетоном – толщина должна составлять не меньше 5 см. Некоторые мастера используют кирпичи, но в этом случае защита не будет достаточно надежной – лучше всего взять специализированные инструменты, благодаря которым стальные прутья будут защищены бетоном со всех сторон. Стоимость строительства это повысит незначительно, а рисковать долговечностью и прочностью конструкции не придется.
Подготовительные работы
Когда все необходимые расчеты проведены и материалы закуплены, можно приступать непосредственно к подготовке.
Монтаж опалубки лучше всего проводить после сборки армирующего каркаса. В качестве основного материала можно использовать горбыль, фанеру, ДСП и другие имеющиеся под рукой материалы. Главное, чтобы они могли выдержать нагрузку от бетона, не ломаясь и не деформируясь. Обычно проблем на этом этапе не возникает.
Следующий шаг – установка гидроизоляции, она не всегда необходима, все зависит от вида грунта. Материалы можно использовать разные – от плотного строительного полиэтилена до рубероида. При этом желательно брать рубероид нижнего слоя – без посыпки каменной крошкой. Он весит легче и стоит заметно дешевле, а со своей задачей справляется отлично.
Перед армированием ростверка выравнивается грунт, если он насыпной то следует его уплотнить трамбовкой. После заливает подготовка из бетона марки 100, толщиной 8-10 см. Это требуется для соблюдения геометрии будущего фундамента, а также упрощает процесс монтажа опалубки.
Если сваи перелиты или недобиты их выравнивают в проектную отметку согласно чертежа. Обрисовывается линия, и по ней с помощью “болгарки” делается прорез, а затем дорабатываем перфоратором.
Пример выполнения армирования свайного ростверка
После завершения подготовительных работ начинается монтаж каркаса.
Нарезаем арматуру на прутья нужной длины – для этого потребуется болгарка и не стоит забывать о защитном снаряжении. Справиться с задачей, имея перед глазами чертеж, не сложно. Да, это займет какое-то время. Зато впоследствии не придется постоянно отвлекаться от сборки каркаса, чтобы отрезать ещё кусок арматуры.
С помощью станка для гибки арматуры (арматурогиба), сгибаем хомуты необходимого размера согласно чертежа. При этом следует соблюдать радиусы загиба арматуры, для того чтобы сталь не теряла свои первоначальные прочностные характеристики. Также следует согнуть элементы для армирования углов ростверка, размером 1 на 1 м.
Работа выполняется следующим образом:
- Удобнее всего собрать части каркаса по отдельности, а после, смонтировать их на сваи.
- На поставки укладываются 4 продольных стержня, они будут находиться по углам каркаса. По чертежу армирования свайного ростверка, размечаем на них расположение хомутов, затем 2 прута снимаем. К двум оставшимся докладывает остальные стержни согласно схеме, и одеваем на них хомуты.
- Далее по меткам привязываем хомуты к арматуре, затем заводим 2 других размеченных прута в хомуты и так же по меткам производим вязку арматуры, простым узлом крест-накрест, либо «мертвым» (так его называют арматурщики).
- Сборку желательно производить при помощи вязальной проволоки, оптимальный диаметр 1,2 мм.
- После того как все части каркаса свайного ростверка собраны, монтируем их на сваи, а углы связывает прямоугольными элементами из арматуры таким же диаметром как и основные пруты.
- Устанавливаем фиксаторы защитного слоя, производим монтаж опалубки. Вот и все наш фундамент готов к бетонированию.
Правильно собранный каркас обеспечит ему многие десятилетия комфортной эксплуатации без лишних проблем. Устройство фундамента – важнейший этап строительства любого здания. Поэтому проводить его следует особенно ответственно, не стараясь сэкономить где-то лишнюю тысячу рублей.
Как правильно армировать железобетонный ростверк
В отличие от ленточного фундамента рассчитать армирование ростверка проще. Все без исключения возникающие напряжения абсолютно прогнозируемые, так как силы пучения отсутствуют полностью. Над сваями усиливается верхний пояс, между ними в нижнем поясе закладывается более мощная арматура.
Отличие ростверка от ленточного фундамента
Достоинством свайного фундамента является опирание на пласты с гарантированно высокой несущей способностью. Например, если для ленточного фундамента на насыпных, подрабатываемых, болотистых почвах потребуется огромный бюджет, чтобы пройти их насквозь, сваи обойдутся в 10 – 15 раз дешевле. Однако на них сложно опереть мелкоформатные стеновые материалы, поэтому оголовки связываются монолитными балками, на которых кладка или венцы сруба возводятся без проблем.
Общим у ленточного фундамента и ростверка является только чертеж, эксплуатационные характеристики разные:
- вертикальный изгибающий момент в лентах, опирающихся на грунт всей подошвой – явление крайне редкое, у ростверка – это норма;
- грунты при вспучивании стараются порвать, вытолкнуть ленту МЗЛФ на поверхность, балки на сваях отделены от земли 15 – 20 см воздушной прослойкой или пенополистиролом, воспринимающим указанные нагрузки на себя;
- поэтому лента армируется в обоих поясах одинаково, в ростверке усиливается нижний слой арматуры, верхний – над ними (только в зонах растяжения, с которым бетон справиться без растрескивания не может).
Арматурный каркас в любом ж/б изделии как раз и предназначен для компенсации растяжений. Популярные у индивидуальных застройщиков композитные арматуры имеют слабую адгезию с бетоном, сильно растягиваются, что приводит к раскрытию трещин.
Поэтому специалисты рекомендуют создавать арматурный каркас исключительно из стальных стержней 8 – 14 мм периодического сечения (в продольном направлении), прутков 6 – 8 мм гладкого сечения (хомуты, поперечные, вертикальные скобы).
Оптимальным вариантом является класс А400 (старая маркировка А3). Что полностью соответствует указаниям СП 24.13330 (фундаменты свайные), СП 63.13330 (ж/б, бетонные конструкции).
Технология арматурного каркаса ленточного ростверка
Несмотря на название ленточного ростверка свайного фундамента, монолитные балки имеют конструкцию решетки. Поэтому каркас имеет несколько узлов сопряжений стен (наружная/внутренняя), углов, в которых не допускается стыковка перехлестом. Прутки в этих местах изгибаются, запускаются на соседнюю сторону, связываются с каркасом внахлест.
Продольное армирование аналогично ленточному фундаменту, для придания каркасам пространственной геометрии так же применяются прямоугольные хомуты. Однако в зонах растяжения, прочих ответственных местах добавляются поперечные вертикальные стержни. Стыки свайно-ростверкового каркаса обвязываются проволокой или стыкуются сваркой (только для арматуры с буквой С в маркировке).
Продольное армирование
Без профессионального образования и знания специальных программ индивидуальному застройщику сложно правильно рассчитать сечение и количество продольных стержней. Простейшим вариантом будет воспользоваться инструментом «АРБАТ» вычислительного комплекса Scad Office с максимально простым интерфейсом:
- в отличие от свай ростверк рассчитывается по изгибающим моментам, на продавливание, прорезающие усилия;
- арматурный каркас изготавливается из продольных прутков 8 – 16 мм;
- в отличие от ленточного фундамента, кроме хомутов добавляются вертикальные прутки возле каждого продольного стержня.
Технология укладки стандартная, продольные прутки обвязываются хомутами или привариваются к ним. Затем арматурный каркас укладывается в опалубку на нижние прокладки из бетона, пластика (обеспечение защитного слоя), по месту в него добавляются элементы усиления (вертикальные стержни).
В проектах коттеджей с бетонными или кирпичными стенами может использоваться двурядное расположение свай. Поэтому для ленточной части свайного фундамента может добавляться расчет в поперечном направлении, поскольку крутящие моменты возникают и там, иногда превышают величину продольных. Арматурный каркас в некоторых случаях усиливается стержнями 14 – 16 мм с шагом 20 см.
Поперечное армирование
Без хомутов невозможно придать каркасам необходимую пространственную геометрию. Одновременно эти элементы усиливают армопояс. Все стыки обвариваются либо перевязываются проволочными закрутками. Дополнительные вертикальные прутки монтируются с расчетным шагом (обычно 20 – 40 см). На приведенном фото присутствуют практически все возможные ошибки:
Неправлильное армирование ростверка.
- не соблюдаются защитные слои со всех сторон ленты, арматура соприкасается с опалубкой сваи;
- армирование углов должно выполняться по специальным схемам, а не просто изогнутыми прутками;
- отсутствуют бетонные, пластиковые прокладки;
- армопояс смещен относительно центра сваи;
- вместо среднего пояса, никаких нагрузок не воспринимающего, следовало бы усилить верхний/нижний уровни более толстой арматурой свайного фундамента или добавлением дополнительных прутков (этот вариант предпочтительнее);
- неправильная связь арматурных каркасов сваи и ростверка.
Чтобы узнать подробнее об армировании углов, рекомендуем прочитать статью: Армирование углов ленточного фундамента. Схемы армирования углов для ленточного фундамента и ростверка будут аналогичными.
На нижнем рисунке все элементы армопояса расположены правильно – два вертикальных прутка сваи связаны с нижним поясом, остальные с верхними стержнями.
Схема правильного армирования узла сопряжения ростверк/свая.
Правила армирования углов и примыканий со схемами
В большинстве советской литературы (например, пособие В. С. Сажина) приведены неверные схемы укладки арматуры в местах сопряжения. Согласно СП 63.13330 правильно армировать подобные Г-образные, Т-образные стыки нужно следующим образом:
- запуск П-образного элемента на примыкающую стену, встречный изгиб прутка с боковой ленты под прямым углом;
- два П-образных элемента поверх перекрестья продольных стержней из угла конструкции наружу;
Чертеж правильного армирования углов и примыканий ростверка.
Согласно требованиям СП 63.13330 основными требованиями при укладке арматуры являются:
- при ширине балки от 15 см в каждом поясе должно быть 2 продольных прутка минимум;
- минимальное расстояние между прутками одного ряда 3 см;
- арматурный каркас может иметь расстояние между соседними продольными прутками 40 см максимум либо 2 толщины стены над ним;
- одним хомутом можно связывать продольные стержни для конструкций 40 х 40 см максимум при условии, что число продольных стержней в каждом ряду не превышает 4 штуки;
- не допускаются отверстия, закладные в ростверках диаметр (размер) которых больше 1/3 ширины балки.
Кроме прочностного существует конструктивное армирование. Например, при высоте монолитной балки от 70 см потребуются дополнительные прутки в середине высоты ростверка возле его боковых граней. Среднюю часть при этом армировать не нужно. Если в высоком ростверке заложено перекрытие нижнего этажа по балкам, в балках придется смонтировать закладные (трубы) для вентиляционных продухов подполья.
Вязка арматуры или сварка стыков
Абсолютно неразрывное кольцо в свайно-ленточном каркасе создается с помощью стыковочных муфт. Сварка так же обеспечивает неразрывные стыки без степеней свободы. На практике индивидуальные застройщики чаще применяют проволочные скрутки, единственным назначением которых является обеспечение стабильной геометрии каркаса до завершения процесса гидратации внутри бетона.
Нахлест при продольном наращивании арматуры составляет 20 – 40 диаметров прутка (сварка, проволока, соответственно). Муфты стоят дорого, частными застройщиками практически не востребованы. Перекрестный шов прутков можно варить, начиная с 25 мм диаметра, согласно ведомственным нормативам ВСН 37-96. К тому же сварка ослабляет пруток и является местом усиленной коррозии.
В углах свайно-ленточного фундамента нахлест не увеличивается, стыки соседних рядов должны разноситься на 60 диаметров. В руководстве ACI 318-05 рекомендуются свободные стыки без проволочных скруток. Считается, что при укладке смеси бетон равномерно охватит каждый пруток гораздо прочнее сварки или проволоки. На практике правильным способом являются именно проволочные скрутки. Полимерные хомуты не обеспечивают неподвижность и целостность каркаса в момент перемещения лопатами смеси внутри опалубки.
В зонах растяжения применяется анкеровка:
- лапки на концах стержней (изгиб под прямым углом);
- соединение прутков крючками (изгиб 180 градусов);
Запрещено нагревать арматуру при гибке, необходимо применять трубогибы, оправки, прочие приспособления. Величина защитного слоя допускается от 3 см (низ/верх), 4 см на боковых гранях фундаментной ленты. Методика вязки крючком выглядит следующим образом:
- заготовка – проволока нарезается кусками по 15 – 20 см, сгибается пополам;
- позиционирование – скрутка заводится под стык, в петлю продевается жало вязального крючка;
- вязка – свободный край натягивается, укладывается на крючок, инструменту придается вращение (обычно по часовой стрелке);
- высвобождение инструмента – обычно достаточно трех оборотов для нормального натяжения проволоки без разрыва, после чего, жало выводят из петли, отгибают вниз торчащие края скрутки.
Схема вязки арматуры.
Профессиональный вязально-проволочный пистолет для индивидуальных застройщиков не рассматривается. Обычно используют вставленное в шуруповерт жало стандартного крючка с обрезанной ручкой. Аккумуляторный инструмент имеет высокий ресурс и, что гораздо важнее – регулировку затягивающего усилия. Все стыки арматурного каркаса затягиваются одинаковым крутящим моментом без порыва вязальной проволоки.
Существует механический вариант крючка, в котором поступательное движение преобразуется во вращение винтом Архимеда. Строитель продевает жало в петлю, укладывает второй конец скрутки, затем просто тянет за рукоятку, жало делает три оборота и останавливается.
Таким образом, при армировании ростверка по оголовкам свай необходимо использовать правильную схему в сопряжениях. Обеспечить защитный слой со всех сторон, выбрать сечение стержней путем программного расчета. Применить проволочные скрутки, как бюджетный вариант, отвечающий нормативам СП и ВСН.
Совет! Если вам нужны строители для возведения фундамента, есть очень удобный сервис по подбору спецов от PROFI.RU. Просто заполните детали заказа, мастера сами откликнутся и вы сможете выбрать с кем сотрудничать. У каждого специалиста в системе есть рейтинг, отзывы и примеры работ, что поможет с выбором. Похоже на мини тендер. Размещение заявки БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает. Работает почти во всех городах России.
Если вы являетесь мастером, то перейдите по этой ссылке, зарегистрируйтесь в системе и сможете принимать заказы.
Армирование ростверка на одиночной свае
На эту статью меня вдохновил вопрос Владимира Б., присланный на почту. В исходных данных был вот такой фундамент, требовалось правильно заармировать ростверк.
Скажу сразу, что при наличии изгибающего момента, ростверк нужно проектировать на двух сваях – тогда момент раскладывается на пару сил, и сваи испытывают только сжимающую и выдергивающую нагрузку, их просто посчитать и законструировать. Работа же сваи под действием момента вызывает сомнения, лучше такого варианта избегать. Но вопрос меня все равно заинтересовал, и я решила написать статью для развития конструкторского мышления (с допущением, что наша свая уже рассчитана, законструирована, и выдерживает все нагрузки с запасом). Буду рада обсуждению в комментариях.
Итак, в исходных данных у нас монолитный ростверк 800х600 мм, высотой 500 мм, опирающийся на одиночную железобетонную сваю сечением 300х300 мм. Сверху на ростверк опирается металлическая колонна. Вертикальная нагрузка от колонны N = 18 т, момент вдоль оси 2 Mx = 4.5 тм, поперечная сила вдоль оси 2 Qy = 1 т. База колонны и расстояние между болтами показаны на рисунке ниже.
Давайте рассмотрим, какую расчетную схему следует принять для ростверка. У нас имеется жесткое опирание на сваю. Нагрузка от колонны передается точно по оси сваи, без сбивок. Но у нас имеется изгибающий момент, который передается через фундаментные болты, положение которых выходит за пределы сваи. По сути, если изобразить расчетную схему для ростверка, мы увидим следующее.
Вертикальная сила N = 18 т распределяется по длине пластины базы колонны 0,62 м и превращается в равномерно распределенную нагрузку q = 18/0,62 = 29 т/м.
Изгибающий момент Мх = 4,5 т∙м раскладывается на пару сил Р, находящихся на расстоянии 0,5 м, и действующих одна – вверх, другая – вниз. Каждая сила Р = 4,5/0,5 = 9 т.
Учитывая то, что расчетная длина консоли равна свесу консоли, мы получим для каждой консоли следующую расчетную схему с защемлением посередине:
У нас будет три нагрузки:
1) равномерно-распределенная qс.в. = 0,5∙0,6∙2,5 = 0,75 т/м – нагрузка от собственного веса ростверка сечением 0,5х0,6 м (2,5 т/м 3 – собственный вес бетона);
2) равномерно распределенная q – нагрузка от колонны (от вертикальной силы N);
3) вертикальная сила Р (вниз и вверх) – нагрузка от колонны (от изгибающего момента Мх).
Длина каждой консоли равна длине свеса ростверка. Привязка вертикальной силы Р и распределенной нагрузки q – согласно реальным привязкам пластины и болтов.
Теперь нам нужно найти максимальный изгибающий момент М и максимальную поперечную силу Q в консоли.
Для расчета армирования нам понадобятся нормативное и расчетное значение М и Q, причем с выделением постоянных и временных нагрузок. Нагрузка от собственного веса – постоянная. Нагрузки N и Мх включают в себя постоянную и временную части, для уточнения задания следует обратиться к расчетчику металлоконструкций, но мы для примера просто придумаем, что кратковременная часть нагрузки составляет 30%.
В результате расчета мы получим следующие эпюры М и Q:
Что означают эти эпюры? Как их прочитать?
По эпюре моментов мы видим, что при такой нагрузке, как у нас в примере (когда момент пытается повернуть колонну против часовой стрелки, и она давит через болты на левую часть ростверка, а правую при этом пытается поднять вверх), максимальный момент в левой части ростверка, причем он на эпюре поднимается вверх над нулевой линией – а значит требует установить верхнюю рабочую арматуру вдоль ростверка, чтобы она восприняла растяжение от изгиба. Момент на эпюре сверху – значит, растянута верхняя часть сечения. Точно так же в правой части ростверка мы видим, что эпюра момента сначала уходит вниз (требуется нижняя рабочая арматура), а потом в месте установки болта выныривает вверх – там появляется растяжение, требующее уже верхнюю арматуру. Таким образом, нам нужно установить в ростверке и верхнюю, и нижнюю рабочую арматуру. Верхнюю мы рассчитаем, исходя из величины М1 (он больше, чем М3), а нижнюю – исходя из величины М2.
Из эпюры поперечной силы мы можем увидеть потребность в поперечной арматуре. Очень напряженные участки у нас Q1-Q3 и Q2-Q5, на них будет максимальная поперечная арматура. Это и логично, т.к. в точках Q3 и Q5 у нас расположены сосредоточенные силы от болтов, и по правилам конструирования мы должны поставить надежную поперечную арматуру от опоры до места приложения сосредоточенной нагрузки – это и подтвердилось расчетом.
Рассмотрим же, какие усилия получились в нашем ростверке.
Как мы видим, максимальный момент М1, максимальная поперечная сила Q1.
Имея на руках результаты расчета, мы можем посчитать арматуру и заняться конструированием ростверка. Процент армирования по результатам расчета получился маленьким – всего лишь 0,05%, но минимальный процент армирования ростверков не нормируется.
У нас получилась по расчету верхняя рабочая арматура площадью 1,5 см², нижняя рабочая арматура площадью 0,6 см² (и это логично, момент М1 больше момента М2), поперечная арматура площадью 0,28 см² при шаге 200 мм. Теперь нам нужно законструировать ростверк.
Рекомендуемый шаг арматуры в ростверке – 200 мм. Еще ростверк рекомендуется армировать сварными сетками (сварка обязательно должна быть контактной, и ни в коем случае – ручной дуговой!), если же сетки вязанные, то по периметру ростверка два ряда пересечений стержней должны быть соединены сваркой. Помимо этого для анкеровки рабочих стержней на расстоянии 25 мм от их края должен быть приварен перпендикулярный стержень половинного (по сравнению с рабочими стержнями) диаметра. Все эти требования взяты из пособия «Армирование элементов монолитных железобетонных зданий», Тихонов И.Н.
Обратите внимание, т.к. ростверк – не плитный, а балочный, мы не должны пренебрегать конструктивными требованиями к армированию балок (их можно изучить в том же пособии).
Итак, верхнюю и нижнюю сетки ростверка мы принимаем сварными, рабочая арматура – продольная (вдоль ростверка), диаметром 12 мм с шагом 200 мм, класс арматуры А400С – всего получится 4 стержня арматуры, площадь армирования 4,52 см² (это значительно больше, чем 1,5 см² и 0,6 см², но арматуру меньших диаметров в балочном ростверке лучше все-таки не устанавливать). Перпендикулярно этой арматуре установим стержни диаметром 6 мм (как раз выдерживается требование по половинному диаметру – 12/2 = 6 мм) с шагом 200 мм, класс арматуры А400С или А240С.
Теперь разберемся с поперечной арматурой, ростверк мы будем армировать сварными каркасами, в которых установим поперечную арматуру с нужным нам шагом. При шаге 200 мм площадь сечения всех стержней должна быть не менее 0,28 см² – выходит, нам достаточно одного стержня диаметром 6 мм в сечении. Но теперь заглянем в рисунок 3.1 пособия. При ширине балки более 350 мм мы должны установить даже не два, а три каркаса с поперечной арматурой. Далее, уточним шаг арматуры. Согласно рисунку 3.10 пособия и пояснениям под ним, на длине Lsup мы должны установить поперечную арматуру с шагом Sw1, который не должен превышать 500 мм или треть высоты сечения балки (500/3 = 160 мм). В нашем случае Lsup равна расстоянию от опоры до места приложения сосредоточенной нагрузки (т.е. до фундаментного болта). На остатке консоли мы можем установить арматуру с шагом 3h/4 = 3∙500/4 = 375 мм, но при нашей длине консоли такой шаг будет слишком велик, от фундаментного болта до края ростверка у нас остается всего 150 мм, поэтому мы принимаем для всей балки шаг поперечных стержней 150 мм (что меньше 160 мм, т.е. допустимо). Такие величины, как 160 мм лучше не применять, а придерживаться размеров, кратных 50 мм.
Продольную арматуру каркасов примем такую же, как и поперечная – диаметром 6 мм, это будет два стержня – вверху и внизу каркаса.
Итак, мы определились с армированием ростверка. У нас есть две сетки с рабочей арматурой и три каркаса – с поперечной. Между собой в объемный каркас строители соединят их вязальной арматурой.
Как правильно армировать ростверк свайного фундамента?
Для обеспечения устойчивости возводимых строений применяются различные типы фундаментов, в том числе свайный. Такое основание положительно зарекомендовало себя при выполнении работ на мерзлых грунтах, в условиях наклонной стройплощадки, а также на слабых почвах с близко расположенными грунтовыми водами. Усиление стальной арматурой ростверковой конструкции позволяет сформировать прочную основу для будущего строения. Армирование ростверка свайного фундамента осуществляется на основании чертежа и результатов предварительно выполненных расчетов.
Что представляет собой ростверк
Далеко не все частные застройщики знакомы со специальными строительными терминами. Среди профессионалов часто можно услышать слово «ростверк». Рассмотрим, что он собой представляет.
Это нагруженный элемент свайной основы, который выполняет ряд ответственных задач:
- объединяет оголовки опор общим силовым контуром, усиленным арматурой;
- предотвращает возможность смещения опорных элементов от вертикальной оси.
На основании предварительно разработанной документации и специальных расчетов определяются размеры и конструктивные особенности ростверка.
Ростверк – это монолитный элемент основания здания, соединяющий отдельно стоящие столбы или сваи в единую систему
Для оснований с опорными колоннами применяются следующие конструкции:
- ленточная. Она объединяет расположенные под несущими стенами опоры в силовой контур с помощью цельной бетонной ленты;
- плитная. Конфигурация плитного ростверка повторяет форму здания и объединяет оголовки опор с помощью монолитной плиты.
Существуют различные варианты ростверкового фундамента, каждый из которых имеет свои особенности:
- монолитный. Цельная конструкция формируется в результате твердения бетонного раствора, залитого в сборную щитовую опалубку;
- сборный. Состоит из изготовленных промышленным методом железобетонных элементов, которые опираются на колонны.
Несмотря на отличия в конструкции, все виды ростверка образуют прочную основу, обеспечивающую устойчивость капитальных стен здания. Обвязка оголовков свайных опор, расположенных в грунте, обеспечивает повышенный запас прочности. Это делает пространственную систему более жесткой и менее восприимчивой к влиянию нагрузок. Усиление стальными стержнями свайного и ленточного фундамента повышает ресурс эксплуатации строения, формируя монолитную основу.
Конструкция ростверкового фундамента
Ростверк основания свайного типа, представляющий цельную железобетонную ленту, может располагаться на различном уровне относительно грунта.
Для возведения стен зданий сооружаются различные виды ростверков, отличающиеся расположением относительно нулевой отметки:
- возвышающийся. Нижняя плоскость силового контура располагается выше уровня почвы не менее чем на 15 см. Высокая конструкция сооружается для облегченных зданий, строительство которых осуществляется на всех типах грунтов. Она является незаменимой для проблемных грунтов и требует надежного усиления стальной арматурой. Это обусловлено наличием свободного пространства между поверхностью почвы и бетонной окантовкой;
- расположенный на уровне почвы или наземный ростверк. Он формируется на песчано-щебеночной подушке без погружения в грунт. Главная особенность наземной конструкции – это касание бетонного монолита поверхности почвы с нулевым зазором. Такая конструкция применяется на стабильных почвах, которые не подвержены деформации в результате морозного пучения. При замерзании почвы велика вероятность нарушения целостности бетонного контура;
- не глубоко заглубленный. Опорная плоскость бетонного усиления опирается на щебеночно-песчаную подсыпку, расположенную ниже нулевой отметки в глубине приямка. Конструктивно такое основание похоже на фундамент ленточного типа, который выполняется на свайных опорах. Процесс сооружения довольно трудоемкий и связан со значительными расходами. Эта конструкция используется на грунтах с пониженной несущей способностью для строительства крупных строений.
Свайные фундаменты сооружают для возведения облегченных построек. Конструкция ростверка фундамента, представляющего бетонную окантовку, обеспечивает устойчивость таких строений. Ширина ленты соответствует толщине стен, а высота контура составляет не более 0,4 м.
Также ростверк выступает в качестве опорной поверхности, на которой возводятся стены здания
С какой целью выполняется армирование ростверка свайного фундамента
Необходимость укрепить фундамент строения с помощью арматурной решетки связана со свойствами бетонного состава. Бетон восприимчив к влиянию деформации, вызывающей растяжение и изгиб. В результате таких деформационных процессов возможно разрушение основания, хотя материал способен воспринимать значительные сжимающие нагрузки.
Усиление стальной арматурой ростверка свайного основания укрепляет конструкцию, повышает ее устойчивость, а также положительно влияет на долговечность возводимого строения. Мощный каркас, забетонированный в бетонной ленте, повышает прочность основания, компенсирует различные виды нагрузок и крутящих моментов.
С целью повышения прочностных характеристик свайной основы необходимо также укрепить опорные колонны. Находящиеся внутри опор арматурные прутки объединяются с ростверковой лентой в общий силовой контур.
Укрепление ростверка свайной основы с помощью арматуры обеспечивает:
- устойчивость бетонного массива, воспринимающего реакцию сил морозного пучения;
- повышение прочностных характеристик основы, на которую действует вес здания;
- защиту основания, которое сооружено из бетона пониженной прочности.
Используя стальную арматуру для укрепления ростверковой основы можно предотвратить влияние негативных факторов.
Потребность в укреплении монолитного ростверка арматурой обуславливается тем, что бетон как материал имеет высокую устойчивость к сжимающим нагрузкам, но при этом ему свойственно слабое сопротивление к нагрузкам на изгиб и растяжения
Укрепление свайного и ленточного фундамента – рекомендации специалистов
Профессиональные строители советуют для выполнения армирования применять пространственный каркас, состоящий из следующих элементов:
- прочных горизонтальных стержней с винтообразным рифлением поверхности. Используются арматурные прутки с маркировкой А3, изготовленные методом горячего проката. При диаметре 1,2–1,6 см они способны компенсировать расширенный диапазон нагрузок;
- перпендикулярно расположенных перемычек, уменьшенного диаметра. Они могут изготавливаться из рифленой проволоки диаметром 0,6–0,8 см. Стальные перемычки, опоясывающие продольные прутки, обеспечивают жесткость решетки и придают ей квадратную или треугольную форму.
Для формирования пространственного каркаса, наряду со стандартной арматурой, могут также применяться:
- прямолинейные отрезки стальной проволоки соответствующего диаметра;
- готовые перемычки без рифления, имеющие после загиба необходимое сечение.
При выполнении мероприятий по укреплению ленточной основы, опирающейся на опорные колонны, соблюдайте следующие требования:
- используйте как минимум четыре стержня, попарно расположенных в верхней и нижней плоскости пространственного каркаса;
Схема свайно-ростверкового фундамента
- при сборке располагайте горизонтальные прутки арматуры на расстоянии, равном 100–200 мм;
- соблюдайте интервал 250–350 мм между вертикально расположенными соединительными элементами;
- обеспечьте гарантированный зазор от прутков металлоконструкции усиления до поверхности бетона более 50 мм;
- надежно зафиксируйте собранный каркас, обеспечив невозможность его смещения при заливке бетона.
Зазор между прутками и бетоном позволяет:
- защитить элементы каркаса от попадания влаги, вызывающей процесс коррозии;
- правильно расположить каркас в бетоне и равномерно распределить нагрузки.
Для обеспечения стабильного зазора применяются специальные подкладки, произведенные из пластмассы.
Для чего необходим чертеж
Для правильного выполнения мероприятий по армированию необходимо выполнить разработку документации. Чертеж можно разработать самостоятельно или воспользоваться услугами профессиональных разработчиков.
Чертеж позволяет:
- определить потребность в стальных прутках для сборки;
- изготовить силовую конструкцию в соответствии с документацией.
Армирование Ленточного Фундамента
В профессионально выполненном чертеже содержатся следующие сведения:
- габариты каркаса;
- диаметр стержней;
- профиль прутков;
- шаг между проволочными перемычками;
- интервал между силовой арматурой;
- конструктивные особенности пояса.
На основании чертежа можно самостоятельно рассчитать длину стержней в поясах и общее количество перемычек. После разбивки применяемой арматуры по сортаментам, несложно рассчитать общую длину путем суммирования. Для заказа прутков необходимо знать их общий вес. Для этого суммарный метраж по каждому типоразмеру следует умножить на вес погонного метра для конкретного стержня.
Для обеспечения необходимой прочности следует вместо электросварки использовать вязальную проволоку для соединения элементов. Сварка создает зоны напряжений, а вязальная проволока прочно соединяет прутки, не нарушая структуры металла. Зная, что для обеспечения фиксации двух прутков требуется 25–30 см, несложно рассчитать общую потребность в вязальной проволоке. Для этого следует перемножить количество стыков на указанную длину.
Армирование ленточного ростверка выполняется посредством пространственного армокаркаса, состоящего из двух продольных поясов арматуры
Какие потребуются материалы и инструменты
Для выполнения работ по армированию необходимо подготовить следующие материалы, а также инструменты:
- арматуру, диаметр которой соответствует требованиям чертежа;
- специальное приспособление, облегчающее загиб стержней;
- проволоку для вязания элементов пространственного каркаса;
- крючок для вязания, ускоряющий производство работ;
- болгарку, позволяющую нарезать арматуру на заготовки.
Собранный арматурный каркас размещается внутри предварительно собранной опалубки на специальные подставки и заливается бетонным раствором.
Армирование свайно-ростверковой основы – этапы работ
После завершения установки опорных колонн, укрепленных арматурой, и монтажа опалубки можно начинать сборку пространственного каркаса. Он крепится к частям арматурных прутков, выступающим из свай. Фиксация производится с помощью проволоки для вязания.
Последовательность операций:
- Нарежьте болгаркой заготовки, руководствуясь требованиями чертежа.
- Установите на пластиковые опоры нижний ярус горизонтальных стержней.
- Соедините элементы нижнего пояса с помощью поперечных прутков.
- Закрепите специальные хомуты квадратного сечения к горизонтальной арматуре.
- Привяжите продольно расположенные арматурные прутки верхнего яруса.
- Произведите усиление угловых зон ростверка с помощью изогнутых прутков.
Важно надежно зафиксировать угловые участки, в которых действуют значительные нагрузки. Для создания прочной основы будущего здания важно правильно усилить арматурой ростверк, объединяющий сваи. Чертеж позволит рассчитать потребность в материале и облегчит самостоятельное выполнение работ.
Как правильно армировать ростверк свайного фундамента?
В качестве надежного основания для возведения зданий используется фундамент свайного типа. Основание на опорных элементах необходимо при осуществлении строительства объектов на проблемных почвах. Свайная основа — оптимальное решение во многих ситуациях, в том числе, если строение возводится на вечной мерзлоте или слабой почве с близко находящимися водоносными слоями, а также при наличии значительных перепадов высот на строительной площадке. Армирование ростверка свайного фундамента позволяет обеспечить прочность основания, сформировать надежную базу для возводимого здания.
Ростверк — ответственная, горизонтально расположенная часть силового каркаса, соединяющая в единый контур опорные колонны. Он обеспечивает вертикальность столбов, предотвращает их перемещение. Обеспечение прочностных характеристик опорной конструкции достигается путем укрепления стальной арматурой. Для усиления опорного контура необходим чертеж, требуется выполнение расчётов предполагаемых усилий, воздействующих на основание при эксплуатации строения.
Свайный фундамент — универсальное основание для строительства кирпичных , деревянных, газобетонных и пенобетонных малоэтажных домов
Рассмотрим, как производится укрепление ростверкового фундамента. Остановимся на особенностях главных этапов работ, профессиональное выполнение которых обеспечит надежность возводимой основы.
Что такое ростверк?
Для тех, кто не владеет строительной терминологией, сообщаем, что ростверк — это ответственная часть свайного фундамента, соединяющая оголовки свай в единый силовой контур.
Существуют различные виды ростверков, применяемых в свайных основаниях:
- ленточного типа, представляющего монолитную бетонную ленту. Она располагается по периметру опор, последовательно расположенных под несущими нагрузку капитальными стенами;
- плитной конструкции, в виде монолитной плиты, размеры которой соответствуют контуру основания строения и охватывают все опоры.
Ростверк представляет собой ленточную конструкцию , соединяющую отдельно стоящие сваи между собой
В зависимости от особенностей ростверкового фундамента, он может изготавливаться в следующих исполнениях:
- Цельном варианте. Изготовление осуществляется путем заливки в предварительно подготовленную опалубку бетонного раствора. Формирование монолитной базы происходит после твердения бетонной смеси.
- Составном виде. Основа представляет сборную поверхность из произведенных промышленным путём железобетонных изделий, соединённых при установке с опорными колоннами, а также между собой.
Независимо от особенностей конструкции, ростверк формирует опорную поверхность, предназначенную для возведения стен постройки. Обвязка находящихся в земле колон обеспечивает высокую жесткость пространственной системы и стойкость к воздействию действующих усилий.
Армирование свайно ростверкового основания, позволяет укрепить монолитную основу стальными прутками, способствующими целостности конструкции и повышающими долговечность.
Конструктивные особенности
Для формирования расположенного на сваях ленточного фундамента изготавливают ростверки на различной высоте по отношению к нулевой отметке. В зависимости от расположения контура относительно уровня грунта различают следующие виды:
- высокий, нижняя отметка которого превышает уровень грунта на 10 см и более. Сооружается для легких построек, расположенных на любых видах почвы. На проблемных почвах его устройство особенно актуально. Конструкция нуждается в серьезном укреплении арматурой, что связано с наличием полостей, имеющихся под бетонным монолитом, находящимся над поверхностью грунта;
Именно в случае монтажа монолитного свайного ростверка, который используется при обустройстве домов из тяжелых материалов, необходимо выполнить армирование обвязки
- наземный вариант, выполненный на гравийно-песчаной подсыпке без заглубления в почву. Его особенность — отсутствие свободного пространства между бетонным монолитом и грунтом. Установка осуществляется на не проблемных грунтах. При подверженности почвы морозному пучению возможно образование трещин и отрыв затвердевшего бетонного массива от опорных колонн;
- мелкозаглубленный тип, сформированный путем заглубления нижней части в почву на предварительно подготовленную песчано-гравийную подсыпку. Конструкция такой основы напоминает устройство ленточного фундамента, основание которого опирается на сваи. Формирование заглубленной основы связано со значительными затратами и применяется для возведения массивных построек, расположенных на почвах, характеризующихся низкой несущей способностью.
Основания свайного типа формируют, главным образом, для легких строений. Именно поэтому достаточно распространено устройство ростверкового фундамента, основа которого представляют висячую ленту из бетона, усиленного стальной арматурой. При высоте основы до 40 см, ее ширина зависит от вида, размеров материала, применяемого для возведения стен, и составляет 30-40 см.
О целесообразности армирования
Потребность усилить основание здания стальной арматурой связана с особенностями бетона. Материал обладает повышенной стойкостью к воздействию сжимающих усилий, однако восприимчив к воздействию изгибающих моментов и растяжения, вызывающих нарушение целостности и деформацию основания.
Отметим, что армированию подлежат фундаменты, в которых используются сваи двух видов — забивные и буронабивные
Армирование свайно ростверковой конструкции позволяет предотвратить вероятность разрушения, повысить устойчивость, ресурс эксплуатации возводимого здания. Расположенный внутри бетонного массива арматурный каркас воспринимает растягивающие нагрузки и изгибающие усилия, обеспечивая устойчивость возводимой основы.
Независимо от конструкции применяемых свай, расположенных внутри грунта, опорные колонны, также, усиливают арматурой. Расположенные в сваях стальные стержни связываются в общую конструкцию с арматурным каркасом опорной поверхности.
Армирование ростверка свайного фундамента позволяет:
- Предотвратить разрушение монолитного массива в результате реакции почвы.
- Значительно увеличить прочность базы, воспринимающей нагрузку от массы строения.
- Не допустить усадку строения, вызванную низкими прочностными характеристиками основы.
Усиление ростверкового фундамента позволяет избежать негативных явлений.
Специфика армирования
Армирование ростверка свайного фундамента осуществляется предварительно изготовленным объемным каркасом, состоящим из двух ярусов стержней, объединенных в единую конструкцию с помощью стальных перемычек.
Армирование ленточного ростверка выполняется посредством пространственного армокаркаса, состоящего из двух продольных поясов арматуры
Для продольных поясов каркаса используются рифленые прутки, произведенные горячекатаным методом, что соответствует классу арматуры А3. В зависимости от воспринимаемой основанием нагрузки, диаметр стержней составляет 12-16 мм.
Объединение в общий силовой контур соединительных элементов, расположенных в вертикальной и горизонтальной плоскости, может осуществляться:
- отдельными стальными рифлеными стержнями прямолинейной формы, диаметр которых соответствует сортаменту продольной арматуры;
- стальными хомутами прямоугольной конфигурации, изготовленными из гладких прутков класса А2 сечением до 10 мм. Несмотря на повышенную трудоемкость изготовления и установки, прямоугольные перемычки обеспечивают надежность и долговечность конструкции усиления.
Производя усиление размещенного на сваях ленточного фундамента, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Применяйте не менее 4 прутков, расположенных в верхнем и нижнем ярусе каркаса ленточного контура, обеспечив интервал между элементами 10-15 см.
- Соблюдайте расстояние, устанавливая перемычки в продольном поясе, равное 15-25 см.
- Обеспечьте шаг вертикально расположенных перемычек каркаса — 30-40 см.
Амирование ростверка начинается после выполнения всех предыдущих этапов обустройства свайного фундамента — монтажа свай, их обрезки и обустройства опалубки
Потребность в защитном слое между металлической конструкцией каркаса и бетонной поверхностью ростверка обусловлена следующими факторами:
- необходимостью правильного распределения металлоконструкцией каркаса действующих усилий;
- подверженностью арматурных прутков коррозионным процессам, возникающим от проникающей в бетон влаги.
Соблюдение фиксированного расстояния от арматуры до опалубки при обеспечении защитного слоя достигается путем использования изготовленных из пластика подставок.
Методика расчета
Для определения потребности в арматуре, позволяющей выполнить армирование ростверка свайного фундамента, необходимо предварительно разработать чертеж. Документация содержит следующую информацию:
- Размеры конструкции.
- Количество поясов усиления.
- Профиль арматуры.
- Диаметр применяемых стержней.
- Расстояние между перемычками.
Схема правильного армирования углов и примыканий ростверка
Зная габаритные размеры ростверкового фундамента, несложно рассчитать длину стальных прутков арматуры в верхнем и нижнем поясе, а также размеры перемычек.
Просуммировав полученные значения, получаем суммарную длину каждого типоразмера применяемой арматуры. Зная метраж и массу одного погонного метра определённого стержня, не сложно определить потребность в арматурных стержнях, выраженную в килограммах.
Если соединение элементов не планируется осуществлять с использованием электрической сварки, потребуется проволока для вязания. Имея чертеж, на котором представлена информация о количестве точек соединения, можно посчитать необходимое количество вязальной проволоки. Учитывая, что для надежной фиксации двух перпендикулярно расположенных стержней необходимо порядка 30 сантиметров, общая потребность в проволоке определяется путем умножения количества соединений на длину материала.
Выполнение расчётов не представляет сложности. Главное — предварительно разработать чертеж армирования.
Технология усиления ростверка
Если выполнена установка армированных свай и смонтирована опалубка, то можно приступать к формированию арматурного каркаса. Обратите внимание, что фиксация каркаса производится к арматуре, выступающей из бетонных свай на высоту опалубки. Крепление стальных стержней можно производить с помощью сварки, а также, используя вязальную проволоку.
Алгоритм выполнения работ следующий:
- зафиксируйте на расстоянии 5 см от дна опалубки горизонтально расположенные продольные прутья;
- разместите и закрепите перпендикулярно расположенные прутки нижнего пояса;
- установите хомуты прямоугольного сечения или вертикально расположенные стержни крепления прутков верхнего яруса;
- закрепите продольные стержни верхнего пояса;
- выполните угловое усиление ростверка, установив в углах конструкции изогнутые стержни.
Надёжно укрепите углы арматурой, так как в этих местах каркас воспринимает значительные усилия.
Заключение
Усиление стальной арматурой ростверка свайного основания позволяет сформировать надежную базу, обеспечивающую устойчивость возводимого строения. Работы не сложно выполнить самостоятельно, предварительно разработав чертеж, согласно которому осуществляется армирование ростверка свайного фундамента.
Ростверк и виды его армирования
Ростверк – это устройство, которое выполняет равномерное распределение нагрузки дома на столбы или сваи фундамента.
Схема армирования ленточного ростверка.
Есть 3 наиболее популярных видов ростверка: это ленточный, плитный и свайный. Армирование ростверка необходимо выполнять точно по проекту, который необходимо составить предварительно. В нем следует произвести предварительный расчет и анализ фундамента будущего дома. Потому что, пренебрегая этими данными, можно ошибиться в основании, что приведет к нежелательным и необратимым последствиям.
ПРОЦЕСС АРМИРОВАНИЯ ПЛИТНОГО И МОНОЛИТНОГО РОСТВЕРКА
Схема армирования стаканной части ростверка: 1 – сетки поперечного армирования; 2 – пространственный каркас; 3 – сетки косвенного армирования.
Когда делается армирование монолитного ростверка, надо обязательно произвести укладку 2 слоев горизонтальных сеток, а между ними сделать защитный слой. Арматурные прутья необходимо устанавливать на расстоянии (шаг) 200 мм. Сами соединения нельзя сваривать, потому что их нагрев ведет к потере прочности металла. Поэтому для арматурных соединений надо использовать вязальную проволоку, которую связывают специальными крючками. Арматурный каркас следует делать пространственным, для этого используют «вертикальные дистанции», которые делаются из нарезанных кусков арматуры. Эти отрезки делают не очень длинными, для того чтобы получившееся соединение обладало достаточным запасом прочности и устойчивости.
Вертикальный выпуск из свай фундамента нужно обязательно связать с горизонтальными стержнями. Делается это тоже при помощи вязальной проволоки. Армирование можно считать завершенным только тогда, когда в опалубку будут уложены все стержни, и они нигде не будут проседать при давлении на них. После этого необходимо проверить защитный слой в нижних участках соединений.
Убедившись в надежности конструкции, можно начинать процесс ее бетонирования.
ПРОЦЕСС АРМИРОВАНИЯ ЛЕНТОЧНОГО РОСТВЕРКА
Схема пирога стены.
Армирование ленточного ростверка по технологии практически ничем не отличается и похоже на армирование плитного. Различия будут заключаться в установленной опалубке, потому что она будет существенно ограничивать зону работы. В пределах самой опалубки надо обязательно выдерживать слои защиты со всех сторон. Производитьсоединение самой арматуры нужно тоже при помощи вязальной проволоки. Стержни необходимо укладывать внахлест. Величина нахлестов должна быть равна или быть немного больше, чем 50 диаметров используемых стержней.
Чтобы сделать правильно армирование, надо помнить, что прутья, которые будут укладываться в горизонтальном положении, не должны провисать. В тот момент, когда будет происходить бетонная заливка, прутья должны обязательно занимать то положение, которое оговорено в проекте. В ленточном фундаменте нужно правильно разместить вертикальные стержни, т.к. они обеспечат жесткость стержней. Поэтому их наличие в ленточном фундаменте обязательно.
Основное различие между плитным и ленточным ростверками состоит в том, что при первом варианте соединяются сразу все оголовки. При ленточном варианте ростверком соединяются только соседние конструкции.
Если вы армируете ростверк со свайным фундаментом, то делаться это может из разных материалов. Материал, из которого изготовлены сваи – в основном бетон. Процесс армирования ростверка свайного фундамента – дело довольно несложное. Для свайного фундамента необходимо подготовить арматурные прутья, диаметр которых должен составлять 1,0-1,5 см. Чтобы сваи, высота которых может составлять 2 метра, связать между собой, арматуру следует размещать на расстоянии 45-55 см друг от друга. Каркас из арматуры для свайного фундамента необходимо сделать так, чтобы выступы вертикальных прутов были 15-20 см. К ним и надо будет его привязать.
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
Схема ленточно-свайного фундамента.
Основная проблема, возникающая при строительстве и расчете фундамента, стоит в выборе поперечного сечения самого ростверка. Необходимо обязательно учитывать тот факт, что под ленточным ростверком должен быть сделан воздушный зазор, размер которого должен быть не меньше 15 см. Очень часто при строительстве может возникнуть желание совмещения плитной и ленточной конструкции. Это может в будущем привести к печальным последствиям, а именно: когда зимой произойдет промерзание грунта, лента фундамента будет подниматься, а плиты будут препятствовать этому. Что приведет к разрыву опор, а это вызовет в дальнейшем разрушение всего фундамента, а потом и разрушение дома.
Чтобы определиться с размером поперечного сечения ростверка, сначала нужно сделать проект дома: определиться с толщиной возводимых стен, с видом самого строения (этажность). Нужно узнать уклон строительной площадки и вид грунта. Если будет использоваться ленточный фундамент, он должен совпадать с толщиной самой стены дома. При этом надо учитывать утепление стены и ее отделку. Если на строительной площадке имеется уклон, то нужно сразу принять во внимание, что ленточный фундамент будет иметь разную высоту по всей своей длине.
Если уклон строительной площадки очень большой, то ростверк можно сделать ступенчатой конструкции. При этом опорные стержни нужно заглубить не меньше чем на 20-25 см. Опору нужно в него ввести на 5-7 см. При выборе высоты ступеней надо обязательно определиться с толщиной кладки стены. Ступени не должны зависеть от расположения самих опор, их расположение должно быть свободно. Когда будет производиться строительство стены в самом месте ступени, нужно обязательно проложить стержни, чтобы исключить появление трещин. Расположение этой арматуры должно быть в одной плоскости со строением и только в месте ступеней.
РАСЧЕТ АРМИРОВАНИЯ ПЛИТНОГО ФУНДАМЕНТА
Схема фундаментной сваи.
Чтобы рассчитать количество арматуры, нужно руководствоваться типом и формой фундамента. Их можно определить, исходя из нагрузки на фундамент и несущей способности грунта. Как пример, можно сделать расчет арматуры для дома, размер которого составляет 6х10 м и имеет 2 внутренние стены.
Будут использоваться стержни, которые имеют ребристую поверхность. Таким требованиям отвечает арматура класса А3. Толщину арматуры взяли диаметром 10 мм. Нужно помнить тот факт, что чем толще стержни, тем прочнее будет фундамент. Толщину арматурного прута необходимо подбирать с учетом массы дома и типа грунта, на котором он расположен. Если грунт, на котором будет располагаться будущее строение, довольно плотный и его несущая способность высокая, то деформация фундамента будет меньше. При постройке щитового, каркасного или легкого деревянного дома, где будет иметься грунт, у которого будет несущая способность хорошей, можно будет применить стержни диаметром 10 мм. Если же будут использоваться плитный фундамент и грунт со слабой несущей способностью, то в этом случае нужно использовать арматуру, диаметр которой составляет 14-16 мм. Шаг сетки каркаса из арматуры делают 20 см (0,2 м). Расчет количества будет выглядеть следующим образом:
((10/0,2)+1) = 51 шт. прутков по 10 м.
((6/0,2)+1) = 31 шт. прутков по 6 м.
51 + 31 = 82 шт. прутков.
Схема опалубки для сваи.
Так как фундамент плитный, то в нем используется 2 армированных пояса: нижний и верхний. В нем нужно удвоить количество прутов. Получается 164 прута, из них 102 шт. длиной по 10 м и 62 шт. длиной по 6 м. В итоге получается:
102 * 10 = 1020 м.
1020 + 372 = 1392 м.
Нижнюю сетку стержней нужно соединить между собой. Соединения делаются в месте пересечения поперечных и продольных прутов. Рассчитывается количество соединений:
51 * 31 = 1581 соединение.
Если используется плита, толщиной 200 мм. И расстояние поверхности плиты до каркаса 50 мм, то 200 – 50 – 50 = 100 мм или 0,1 м.
1581 * 0,1 = 158, м.
158,1 + 1392 = 1550,1 м. – необходимое количество стержней для плитного фундамента.
Рассчитывается вязальная проволока:
51 * 31 * 2 = 3162 соединения.
Соединять нужно вдвое сложенной вязальной проволокой. Длина куска проволоки -15 см. Умножается на 2, получается 30 см. Количество вязок в местах соединений умножается на количество соединений и получается 6324 шт.
6324 * 0,3 = 1897,2 м проволоки.
РАСЧЕТ ДЛЯ ЛЕНТОЧНОГО И СТОЛБЧАТОГО ФУНДАМЕНТОВ
Схема армирования углов ростверка
Продольные пруты нужно использовать А3 класса, а поперечные – класса А1. Ширина фундамента 600 мм, или 60 см. Рассчитывается длина фундамента. Дом имеет 2 внутренних стороны:
При использовании 6 прутов, получается:
Шаг делают равным 50 см. А высота фундамента составляет 0,19 м. Отступ прутов от фундамента при использовании 6 мм арматуры получится:
(190 – 10)*3 + (60 – 10)*2 = 640 см.
Количество соединений равно: (48/0,5) + 1 = 97
Вязка стержней будет в 12 местах:
12 * 0,3 * 97 = 349,2 м.
Для столбчатого фундамента используется 6 мм арматура А3 класса для горизонтальных прутков. Для столбов используется 12-тимиллиметровые стержни, 4 шт. Связываются вертикальные стержни на расстоянии 20 см. по высоте столба – 2 м и диаметром 40 см в 4 местах.
4 * 2 = 8 м ребристых стержней,
4 * 4 * 0,2 = 3,2 м гладких стержней.
На 48 столбов надо:
Проволокой вяжется 4 вертикальных к 4 горизонтальным:
Чертежи по армированию ростверка
Чтобы постройка служила долго, нужно выполнить армирование ростверка свайного фундамента согласно нормативным требованиям. Домостроение передает силу тяжести на бетонную ленту, служащую для равномерного распределения нагрузки на сваи, а через них на устойчивые пласты грунта. Необходимость усиления бетонного монолитного ростверка арматурой возникает из-за того, что бетон хорошо реагирует на силу сжатия, но слабо сопротивляется нагрузкам на растяжение и изгиб. При отсутствии армировочного каркаса конструкция может деформироваться.
Для чего нужен ростверк
Дом дает неравномерную нагрузку, одни его части весят намного больше, чем другие. Это зависит от расположения мебели и других предметов.
Ростверк представляет собой конструкцию, соединяющую опоры в единую систему. Служит для равномерного распределения нагрузки здания и передачи ее через сваи (столбы) на грунт. Предохраняет постройку от неравномерной усадки.
Изготавливается он в виде монолитной бетонной ленты, которую необходимо усиливать арматурный каркасом, и может быть выполнен из деревянных, железобетонных, стальных изделий, которые укладываются на столбы и соединяются между собой в единое целое.
Арматура делает бетонную ленту более прочной.
Ростверк может располагаться на расстоянии над уровнем земли, лежать по верхнему краю грунта или быть заглубленным в почву. Для основы висячей конструкции могут применять горизонтальные балки или бетонную ленту. Для заглубленного варианта чаще всего используют монтаж монолитной бетонной конструкции.
Рекомендуется оставлять между верхнем краем грунта и ростверком расстояние в 150-200 мм. Это защитит конструкцию от деформации во время морозного пучения почвы.
Технология армирования
Армирование ленточной бетонной ленты выполняют двумя рядами металлических прутьев, уложенных вдоль конструкции. Для получения достаточной прочности верхний и нижний ряды арматуры скрепляют между собой вертикальными и горизонтальными перемычками.
Прутья, укладываемые вдоль ростверка, должны иметь повышенную прочность. Они изготавливаются из горячекатанного рифленого профиля класса А3, диаметром 13-16 мм. Иногда применяют арматуру из стеклопластика, она хороша тем, что не подвержена коррозии.
В качестве перемычек между продольными рядами используется:
- Арматура прямоугольной формы, выгнутая в виде хомутов, изготовленная из гладких прутов класса А, сечением 8-10 мм. Такие перемычки являются более надежными и имеют длительный срок эксплуатации за счет меньшего количества сварных соединений. По трудоемкости такой вид армирования более сложный и длительный.
- Отдельные стальные пруты приваривают к верхнему и нижнему рядам. Стержни должны быть изготовлены из того же материала, что и продольная обвязка. Сварные швы не обладают достаточной прочностью, подвержены коррозии. Выполнять такую работу легче и быстрее, чем в первом случае.
Проволочные соединения более прочные по сравнению со сварными.
В продольных рядах прутья укладывают на расстоянии 100 мм друг от друга, должно быть минимум 3-4 ряда стержней в каждом поясе. Поперечные перемычки продольного армирования, устанавливают с шагом 200-300 мм. Вертикальные прутья закрепляют на расстоянии, не менее 400 мм друг от друга.
Внизу ростверка оставляют место для того, чтобы залить бетонный раствор. Для этого приподнимают стальные пруты арматуры над опалубкой, подставляя под них пластиковые подставки в форме гриба.
Обязательно между крайними контурами металлического каркаса должен располагаться слой бетона, толщиной не менее 50 мм. Если его толщина будет меньше, прутья будут подвергаться коррозии, а сама конструкция будет неспособна равномерно перераспределять несущую нагрузку.
Расчет основания с ростверком
Чтобы правильно выполнить все расчеты нужно учитывать особенности грунта, близость нахождения подземных вод и нагрузку от меблированного домостроения с учетом максимальной силы тяжести. Все расчеты, схемы лучше показать специалистам, чтобы они проверили их правильность.
На основе полученных данных рассчитывают необходимое количество свай и глубину их заглубления. Опора должна заглубляться ниже точки промерзания грунта на 20 см. Располагают сваи или столбы на каждом углу, в местах пересечения несущих стен с перемычками, под наиболее тяжелыми конструкциями дома (под колоннами, камином). Остальные опоры устанавливают на определенном расстоянии друг от друга.
После монтажа свай монтируют ростверк, если он устраивается в виде монолитной бетонной ленты, обязательно нужно усиливать его арматурой.
Расчет количества арматуры
В качестве примера представлен монолитный бетонный ростверк длиной 8 м, шириной 6 м, толщиной 400 х 400 мм. Для армирования понадобится два продольных пояса по 3 стержня в каждом. Понадобятся металлические пруты сечением 14 мм класса А3. Расстояние между ними должно быть 100 мм, с учетом того, что по 50 мм с каждой стороны занимает слой бетона.
Для монтажа перемычек понадобятся пруты сечением 11 мм, класса А1. Устанавливают их на расстоянии 200 мм друг от друга.
- Вычисляют длину стержней в верхнем продольном ряду. Определяют длину всего ростверка. Для этого складывают длину всех четырех его сторон: (8*2) + (6*2)= 16 +12 = 28 м. Так как используют по три стержня в ряду, полученное число умножают на три: 28 м * на 3 шт. = 84 м. Так как нужно заложить два ряда, полученное значение умножают на два: 84 * 2 = 168 м арматуры понадобится для монтажа двух продольных рядов.
- Выполняют расчет перемычек на оба контура ростверка. Их располагают на расстоянии 200 мм друг от друга. Длина перемычек будет составлять 300 мм. Рассчитывают количество по формуле: (30/0.2) *2 = 300 шт. Вычисляют длину металлических прутьев: 300 *0,3 = 90 м.
В ростверке, в котором толщина со всех сторон одинаковая, вертикальных перемычек понадобится столько же, как и поперечных.
Понадобится 168 м металлических стержней класса А3 и 180 м прутьев класса А2.
Более прочные соединения получаться, если скреплять арматуру между собой проволокой, а не сваркой. На каждое соединение расходуется около 40 см проволоки. Определяют ее количество по формуле: (30/0,2) * 4 = 600 шт. по 0,4 м = 240 м.
Монтаж монолитного ростверка
После установки свай приступают к монтажу ростверка. Его устройство включает в себя:
- монтаж опалубки;
- укладку арматуры согласно расчетным показателям;
- заполнение формы бетонным раствором;
- демонтаж опалубки;
- работы по гидроизоляции.
Конструкция опалубки зависит от того, как располагается ростверк над уровнем земли.
Монтаж опалубки
От правильного монтажа опалубки будет зависеть прочность и внешний вид ростверка. Съемную форму чаще всего собирают из досок, иногда используют фанеру.
Нижняя часть опалубки под висячий ростверк.
Обязательно нужно контролировать вертикальный уровень установки боковых стенок. Углы должны быть выставлены под 90 градусов, если в проекте не установлены другие параметры. Стенки укрепляют подпорками, чтобы бетонный раствор не разрушил опалубку.
Если ростверк располагается над уровнем земли, нужно рассчитать нагрузку от арматуры и бетонного раствора на нижнюю стенку формы. Если дно вывалится, работу нужно будет начинать сначала.
После монтажа опалубки, насыпают в нее слой песка, толщиной 150 мм. Смачивают его, хорошо утрамбовывают. Укладывают гидроизоляционный материал.
Армирование
Армирование висячих ростверков выполняют металлическими прутьями. Стеклопластиковая арматура, как показывает опыт, хороша в тех случаях, когда она опирается на почву. Тип армирования и вид балок для устройства ростверка определяют на этапе проектирования дома.
После обрезки опор до нужного размера, из них будет выступать арматура. Она будет использоваться как соединительный элемент между ростверком и опорой.
Перед выполнением армирования рисуют чертеж расположения металлических стержней. Все работы выполняют, ориентируясь на эту схему. Если неправильно заложить арматуру, конструкция может не выдержать нагрузки и деформироваться.
Металлический каркас устанавливают строго по уровню.
Металлические прутья, связанные между собой по 3-4 штуки проволокой, опускают в опалубку. Арматура не должна касаться краев деревянной формы под бетон, чтобы впоследствии не оказалось, что ее края выступают из бетонного основания.
Чтобы была вентиляция пространства под полом дома, оставляют в конструкции продухи, вставляя в опалубку трубы диаметром 100 мм.
После установки металлического каркаса, убирают из опалубки весь строительный мусор при помощи промышленного пылесоса с большой мощностью.
Перед тем как залить фундамент, нужно очистить будущий ростверк от воды и грязи. Когда погодные условия не позволяют откачать воду возле фундамента, ниже его уровня роют небольшую яму со скосом от основания дома, в которую будет стекать вода.
Заливка бетоном
Проверяют геометрию и надежность крепления опалубки и армированного каркаса, чтобы во время наполнением бетоном конструкция не развалилась.
Подготавливают цементный раствор. Он должен быть однородным, без комков. Перемешивают раствор на строительной площадке при помощи миксера или заказывают с завода в бетономешалке.
Заливку осуществляют в один заход. Не рекомендовано делать перерыв более нескольких часов. Заливают послойно, каждый слой уплотняют миксером или штыком лопаты, чтобы вышли все пузырьки воздуха, и не осталось пустот.
После застывания бетона демонтируют опалубку, убирают из-под ростверка песок. Разбирать форму можно не ранее, чем бетонное основание полностью высохнет.
Гидроизоляция
Висячий ростверк можно изолировать от воздействия влаги, обмазывая конструкцию битумными мастиками.
При монтаже заглубленной бетонной ленты и перед заливкой бетона укладывают на дно опалубки рубероид, а после демонтажа опалубки накрывают рулонной изоляцией весь ростверк.
Правила армирования ростверка
Придерживаясь перечисленных правил, можно избежать многих ошибок при строительстве ростверка:
- арматурный каркас и опалубку устанавливают строго по уровню;
- у свай срезают верхнюю часть, чтобы все оголовки находились в горизонтальной плоскости;
- при монтаже металлического каркаса перемычки устанавливают на расстоянии друг от друга 200-400 мм;
- угловые элементы соединяют гнутыми Г- и П-образными элементами;
- сечение опоры должно быть не менее 300 мм, количество прутов в продольном поясе 3 и более, припуск арматуры под ростверк должен быть 50 см и более;
- сварные соединения менее прочные, чем проволочные.
Нельзя экономить на качестве и количестве металлических прутов.
Более подробно узнать, как армировать свайно-ростверковый фундамент можно из профильных книг или видео:
Армирование монолитно-бетонного ростверка является обязательным технологическим процессом. При соблюдении всех норм и технологии армирования постройка прослужит более половины века.