Виды и типы опор воздушных линий электропередачи

В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий (ВЛ) делятся на две основные группы:

а) опоры промежуточные , на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах,

б) опоры анкерного типа , служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.

Расстояние между опорами воздушных линий электропередачи (ЛЭП) называется пролетом , а расстояние между опорами анкерного типа — анкерованным участком (рис. 1).

В соответствии с требованиями ПУЭ пересечения некоторых инженерных сооружений, например железных дорог общего пользования, необходимо выполнять на опорах анкерного типа. На углах поворота линии устанавливаются угловые опоры, на которых провода могут быть подвешены в поддерживающих или натяжных зажимах. Таким образом, две основные группы опор – промежуточные и анкерные – разбиваются на типы, имеющие специальное назначение.

Рис. 1. Схема анкерованного участка воздушной линии

Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках линии. На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провода закрепляются в поддерживающих гирляндах, висящих вертикально, на промежуточных опорах со штыревыми изоляторами закрепление проводов производится проволочной вязкой. В обоих случаях промежуточные опоры воспринимают горизонтальные нагрузки от давления ветра на провода и на опору и вертикальные — от веса проводов, изоляторов и собственного веса опоры.

При необорванных проводах и тросах промежуточные опоры, как правило, не воспринимают горизонтальной нагрузки от тяжения проводов и тросов в направлении линии и поэтому могут быть выполнены более легкой конструкции, чем опоры других типов, например концевые, воспринимающие тяжение проводов и тросов. Однако для обеспечения надежной работы линии промежуточные опоры должны выдерживать некоторые нагрузки в направлении линии.

Линия электопередачи высокого напряжения (рисунок из книги 1950 года)

Промежуточные угловые опоры устанавливаются на углах поворота линии с подвеской проводов в поддерживающих гирляндах. Помимо нагрузок, действующих на промежуточные прямые опоры, промежуточные и анкерные угловые опоры воспринимают также нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.

При углах поворота линии электропередачи более 20° вес промежуточных угловых опор значительно возрастает. Поэтому промежуточные угловые опоры применяются для углов до 10 – 20°. При больших углах поворота устанавливаются анкерные угловые опоры .

Рис. 2. Промежуточные опоры ВЛ

Анкерные опоры . На линиях с подвесными изоляторами провода закрепляются в зажимах натяжных гирлянд. Эти гирлянды являются как бы продолжением провода и передают его тяжение на опору. На линиях со штыревыми изоляторами провода закрепляются на анкерных опорах усиленной вязкой или специальными зажимами, обеспечивающими передачу полного тяжения провода на опору через штыревые изоляторы.

При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводов с обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями горизонтальные продольные нагрузки от проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как и промежуточная, т. е. воспринимает только горизонтальные поперечные и вертикальные нагрузки.

Рис. 3. Опоры ВЛ анкерного типа

В случае необходимости провода с одной и с другой стороны от анкерной опоры можно натягивать с различным тяжением, тогда анкерная опора будет воспринимать разность тяжения проводов. В этом случае, кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на опору будет также воздействовать горизонтальная продольная нагрузка. При установке анкерных опор на углах (в точках поворота линии) анкерные угловые опоры воспринимают нагрузку также от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.

Концевые опоры устанавливаются на концах линии. От этих опор отходят провода, подвешиваемые на порталах подстанций. При подвеске проводов на линии до окончания сооружения подстанции концевые опоры воспринимают полное одностороннее тяжение проводов и тросов ВЛ.

Помимо перечисленных типов опор, на линиях применяются также специальные опоры: транспозиционные , служащие для изменения порядка расположения проводов на опорах, ответвительные – для выполнения ответвлений от основной линии, опоры больших переходов через реки и водные пространства и др.

Основным типом опор на воздушных линиях являются промежуточные, число которых обычно составляет 85 -90% общего числа опор.

По конструктивному выполнению опоры можно разделить на свободностоящие и опоры на оттяжках . Оттяжки обычно выполняются из стальных тросов. На воздушных линиях применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры. Разработаны также конструкции опор из алюминиевых сплавов.
Конструкции опор ВЛ

  1. Деревянная опора ЛОП 6 кВ (рис. 4) – одностоечная, промежуточная. Выполняется из сосны, иногда лиственницы. Пасынок выполняется из пропитанной сосны. Для линий 35—110 кВ применяются деревянные П-образные двухстоечные опоры. Дополнительные элементы конструкции опоры: подвесная гирлянда с подвесным зажимом, траверса, раскосы.
  2. Железобетонные опоры выполняются одностоечными свободностоящими, без оттяжек или с оттяжками на землю. Опора состоит из стойки (ствола), выполненной из центрифугированного железобетона, траверсы, грозозащитного троса с заземллителем на каждой опоре (для молниезащиты линии). С помощью заземляющего штыря трос связан с заземлителем (проводник в виде трубы, забитой в землю рядом с опорой). Трос служит для защиты линий от прямых ударов молнии. Другие элементы: стойка (ствол), тяга, траверса, тросостойка.
  3. Металлические (стальные) опоры (рис. 5) применяются при напряжении 220 кВ и более.

Рис. 4. Деревянная одностоечная промежуточная опора ЛЭП 6 кВ: 1 – опоры, 2 – пасынок, 3 – бандажа, 4 – крюка, 5 – штыревых изоляторов, 6 – провода

Рис. 5. Металлическая опора ЛЭП 220-330 кВ: 1 – стойка (ствол) опоры, 2 – фундамент сборный железобетонный иди монолитный, 3 – раскосы, 4 – пояс опоры, 5 – траверса (тяга и пояс траверсы), 6 – гирлянда изоляторов натяжная или подвесная в зависимости от назначения опоры, 7 – провод, S – тросостойка, 9 – трос грозозащитный, 10 – заземлитель, 11 – заземляющий стержень

На первых ВЛ 110 – 500 кВ широкое распространение имели металлические сварные конструкции опор, устанавливавмые на монолитных, набивных или металлических подножниках. В настоящее время на таких ВЛ широко применяются металлические опоры с антикоррозионной защитой металла методами горячего оцинкования, устанавливаемые на фундаментах из сборного железобетона.

Классификация и область применения опор

Глава 8. Опоры контактной сети и закрепление их в грунте

Классификация и область применения опор

Опоры контактной сети в зависимости от назначения и харак­тера нагрузок, воспринимаемых от проводов контактной подвес­ки, классифицируются по назначению, направлению приложения нагрузки, конструктивному выполнению поддерживающих конст­рукций, материалу, из которого они изготовлены, и по способу закрепления в грунте.

В зависимости от назначения различают опоры контактной сети (рис. 8.1): промежуточные, переходные, анкерные и фиксирующие.

По направлению приложения нагрузки: направленные, ненап­равленные.

В зависимости от конструктивного выполнения поддерживаю­щих конструкций: консольные однопутные, двухпутные, фидерные, жестких и гибких поперечин.

По материалу, из которого изготовлены: металлические и же­лезобетонные.

Рис. 8.1. Опоры контактной сети: а — промежуточные; б — переходные;

в — анкерные; г — фиксирующие; д — двухпутные; е — фидерные;

эк — гибких поперечин

В зависимости от способа закрепления в грунте: раздельные (с фун­даментами ) и нераздельные (бесфундментные). Раздельные опоры могут устанавливаться на фундаменты мелкого (стаканные, клиновид­ные) и глубокого заложения (свайные). Соединение опор с фундамен-том выполняется с помощью стакана или анкерных болтов.

Промежуточные опоры воспринимают нагрузки от массы прово­дов контактных подвесок и дополнительных нагрузок на них (голо­лед, изморозь) и горизонтальные нагрузки от давления ветра на про­вода и от изменения направления проводов на кривых участках пути.

Переходные опоры устанавливают в местах устройства сопря­жений анкерных участков контактных подвесок и воздушных стре­лок и воспринимают нагрузки, аналогичные промежуточным опо­рам, но от двух контактных подвесок. На переходные опоры также воздействуют усилия от изменения направления проводов при от­воде их на анкеровку и на стрелочной кривой.

Анкерные опоры могут воспринимать нагрузки от натяжения закрепленных на них проводов и, кроме того, нести такие же на­грузки, как и промежуточные консольные.

Фиксирующие опоры воспринимают только горизонтальные на­грузки от изменения направления проводов на кривых участках пути, на воздушных стрелках, при отходах на анкеровку и от дав­ления ветра на провода.

Различают также опоры питающих и отсасывающих линий (фи­дерные) и специальные опоры. Опоры питающих и отсасывающих линий в соответствии с классификацией опор, принятой в линиях электропередачи, разделяют на промежуточные, угловые, анкер­ные (провода заанкерованы с обеих сторон) и концевые (провода заанкерованы с одной стороны опоры). Специальные опоры пред­назначены для установки секционных разъединителей или како­го-либо иного оборудования.

Консольные опоры служат для крепления на консоли контакт­ной подвески одного, двух или нескольких путей.

Опоры жесткой поперечины, или, как их называют, ригельные или портальные, служат для крепления контактных подвесок элек­трифицируемых путей на ригеле жесткой поперечины.

Опоры гибкой поперечины служат для крепления контактных под­весок на перекрываемых поперечиной электрифицируемых путях.

Наибольшее распространение получили железобетонные опо­ры; их используют в качестве промежуточных, переходных и ан­керных консольных опор, а также в качестве фиксирующих, фи­дерных, специальных опор и стоек жестких поперечин. Применение железобетонных предварительно напряженных опор из центрифу­гированного бетона дает сокращение расхода металла на изготов­ление опор. Однако установка железобетонных опор сложнее, чем металлических, так как они значительно тяжелее и требуют более бережного обращения при транспортировке и установке из-за хруп­кости бетона.

Железобетонные консольные опоры и стойки жестких попере­чин могут быть как нераздельными (цельными), так и раздельными.

Металлические опоры используют для гибких поперечин, для двухпутных консолей и анкерных самонесущих (без оттяжек) опор, а также в качестве консольных промежуточных, переходных, ан­керных, фиксирующих, фидерных опор и опор других назначе­ний. Устанавливают их на фундаменты.

Деревянные опоры допускается применять только в качестве временных опорных конструкций контактной сети при проведе­нии восстановительных работ.

Для контактной сети используются только типовые опоры, раз­личающиеся между собой по назначению и конструкции.

Высоту (длину) опор, т.е. расстояние от верхнего (ВОФ) или условного (УОФ) обреза фундамента до вершины опоры, выбира­ют в зависимости от высоты подвешивания контактного провода и несущего троса цепных подвесок, а также конструкции поддер­живающих устройств, расположения на опорах контактной сети проводов ВЛ СЦБ, продольного электроснабжения ВЛ ПЭ и ДПР.

Форма и размеры поперечного сечения опор определяются из условия восприятия ими действующих нормативных нагрузок (нор­мативного изгибающего момента в уровне условного обреза фун­дамента) и минимального расхода материалов (бетона, стали). Для консольных опор размеры поперечного сечения должны обеспечи­вать восприятие нагрузки на уровне пяты консоли не менее 1/2 нор­мативного момента в уровне условного обреза фундамента.

Наименьшая высота консольных опор, определяемая от верха опор до уровня условного обреза фундамента должна составлять 9,6 м.

Рис 8 2. Унифицированные железобетонные консольные опоры кон­тактной сети: а — нераздельная длиной 13,6 м с фундаментной частью; б — раздельная длиной 10,8 м на трехлучевом стаканном фундаменте; ОФ — обрез фундамента; УОФ — условный обрез фундамента; УГР — уровень головки рельса

Такая же высота устанавливается и для стоек жестких поперечин. При этом длина нераздельных железобетонных опор с учетом фундамент­ной части в этом случае составляет 13,6 м (рис. 8.2, а), а длина раз­дельных опор с учетом установки их в стаканный фундамент — 10,4 или 10,8 м (рис. 8.2, б). Для других длин ( 10,0; 12,0; 15,6 м ) высота опор от уровня УОФ устанавливается проектом.

Металлические опоры для гибких поперечин изготавливались длиной 15 и 20 м. Для двухпутных консолей применялись также металлические опоры высотой 13 м или сдвоенные железобетон­ные опоры длиной 13,6—15,6 м, устанавливаемые в стаканные Фундаменты.

Читайте также:  Серии домов: новостройки

Железобетонные (ЖБ) опоры ЛЭП и столбы: основные разновидности, установка, монтаж

Опоры, выполненные из железобетона, применяются в строительстве воздушных линий (ВЛИ и ВЛ) для электричества. Они изготовлены так, чтобы обеспечить необходимые расстояния, соответствующие технологии монтажа ЛЭП.

Из армированного бетона изготовлено более 70% подобных конструкций в стране.

Классификация по назначению

Электрические опорные ЖБИ рассчитываются так, чтобы с запасом принимать на себя главную часть нагрузки от натянутых прямых проводов и при их отводах, изгибах и поворотах.

Нормами ПУЭ и ГОСТ для реализации требуемых параметров по натяжению и удержанию проводов воздушных линий выделено несколько видов опорных конструкций по назначению:

Специальные

Их делают следующих типов:

  1. С целью прохода естественных или искусственных препятствий — переходные.
  2. Противоветровые — используются в зонах с сильными ветрами.
  3. Для реализации пересечений воздушных линий с разных сторон — перекрестные.
  4. Транспозиционные — применяются для изменения положения проводов.
  5. Чтобы подключать новых абонентов, ставят ответвительные сооружения.

Концевые

Они могут быть отнесены к разновидности анкерных систем, но в специальном исполнении для одностороннего тяжения. Их обозначает литера «К».

Угловые

Используют в местах поворота ВЛ. Условное обозначение — «У». На больших углах ставят изделия анкерного типа, на малых — промежуточные. Суммарная нагрузка с двух соседних пролетов наибольшая в середине поворотного угла.

Анкерные

При монтаже ВЛ с помощью анкерных систем осуществляют тяжение проводов на прямых участках.

Кроме того, опоры размещают, когда меняется сечение линии, при переходах через преграды, реки, дороги, железнодорожные ветки.

Промежуточные

Назначение данных конструкций — поддерживать провода, а не натягивать. Но их все равно на случай аварий делают с запасом прочности.

Промежуточные сооружения устанавливают между анкерными без изгибов и поворотов. 85% опор в воздушной линии являются промежуточными.

Маркировка опор из бетона

Маркировка ЖБ изделий состоит из ряда букв и цифр.

На назначение опоры указывают первые буквы:

  1. Ответвление анкерное — ОА.
  2. Угловые ответвительные анкерные — УОА.
  3. Анкерные концевые — АК.
  4. Переходная угловая анкерная — ПУА.
  5. ПОА — переходная анкерная ответвительная.
  6. ПП — переходная промежуточная.
  7. О — ответвительная.
  8. Угловые промежуточные — УП.
  9. Промежуточные — П.

Первая цифра характеризует линию, для которой предназначена конструкция. Например, это 35 — линия электропередач 35 кВ.

Следующая цифра — размер. «1» предполагает, что опора сделана на основе столба СВ-105 и имеет высоту 10,5 м. Если использован столб 110, то будет стоять «2».

В обозначении столбов могут быть еще буквы (а, в, с, ав, аг — различия по методу изготовления) и римские цифры (III, IV — класс армирования), например СВ 95-3с-IV.

Конструкции

В основе опоры ЛЭП лежит армирующий металлический каркас, залитый бетоном.

Состав раствора меняется в зависимости от предназначения конструкции. Центрифугированные смеси бетона используются для производства изделий линий электропередачи 35-110 кВ.

Железобетонные опоры имеют конструктивные недостатки:

Опорные сооружения должны предусматривать возможность размещения:

  1. Коммуникационных и секционных устройств.
  2. Муфт кабельных концевых.
  3. Аппаратов защиты.
  4. Щитков и шкафов для электроприемников.
  5. Всех типов светильников наружного освещения.

Изделия для ЛЭП отличаются, кроме материала (стеклопластик, дерево, металл, железобетон):

Элементы опорной системы

Основными элементами большинства бетонных осветительных, переходных, транспозиционных и т.д. опорных сооружений является железобетонный столб (стойка). Она обеспечивает нужные габариты проводов. В одной опоре их может быть 3 и более штук.

Кроме того, в состав опорных конструкций могут входить:

  1. Подкос (забирает часть нагрузки тяжения провода с одной стороны).
  2. Приставка — нижняя часть, которую вкапывают глубоко в грунт.
  3. Раскос — соединяющая между собой ряд элементов деталь, усиливающая жесткость и жесткость всей системы.
  4. Траверса для закрепления проводов.
  5. Фундамент — служит, чтобы передавать в грунт нагрузки от внешних воздействий (ветер, гололед), проводов, изоляторов, стоек. Одностоечный железобетонный столб не нуждается в монолитных, свайных или сборных фундаментах. У таких элементов в грунт просто заделываются нижние концы.
  6. Ригель — усиливает возможности фундамента держать нагрузки в горизонтальной плоскости. Повышает устойчивость опорного сооружения, препятствует опрокидыванию на слабом грунте от действия сил притяжения линии.
  7. Дополнительные элементы: тросостойки, оттяжки, надставки, подножники.

Бетонные опоры по количеству удерживаемых цепей

В зависимости от числа цепей опоры делятся:

  1. На одноцепные — данный вид используется для всех номинальных напряжений ВЛ. В том числе применяются и как световые опоры железобетонные. Их ригель устроен так, что он дает возможность зацепить только одну линию электропередачи.
  2. На двухцепные — для линий 35-330 кВ. Ригель на таких изделиях чаще всего размещен с двух сторон.
  3. На многоцепные — используются в районах с большой плотностью населения и высокой ценой земельных участков. Примером такой системы может служить 6-цепная опора, где на нижней траверсе расположены 2 цепи 110 кВ, над ними 2 цепи 220 кВ и на 2 верхних ярусах 2 цепи 380 кВ.

Установка

Правила установки железобетонных опор определяются ГОСТами и СНиП и одинаковые как для Москвы, так и для других регионов России.

На очищенной от посторонних предметов ровной площадке собирают опору. Для тяжелых конструкций 35 кВ и больше привлекают такелажников.

Порядок сборки изготовленных из вибрированных стоек одностоечных опор для линий электропередач до 10 кВ:

  1. Для того чтобы закрепить траверсу и заземляющий спуск, поднимают вершину изделия. Раскосы и траверсы надевают на болты, устанавливают гайки и затягивают.
  2. Перед установкой изоляторов набивают колпачки из полиэтилена. Монтируют изоляторы, гайки кернят.
  3. В завершении устанавливается плакат-трафарет, где указан год установки, порядковый номер.

Опоры поднимают с помощью крана, вертолета или методом наращивания. Перед установкой проверяется правильность подготовки фундамента и котлованов.

Для различных линий используют опоры разного типа и размера.

ВЛ до 1 кВ

На воздушных линиях менее 1 кВ ставят опоры:

Возможна сборка и установка железобетонных опор из вибрированных стоек, которые делаются на подвеску 2-4 проводов радио и от 2 до 9 проводов воздушной линии.

ВЛ до 10 кВ

Для воздушных линий от 6 до 10 кВ осуществляют монтаж изделий одностоечных с подкосами и промежуточных, анкерных, концевых и угловых — А-образных.

Конструкции из вибрированных столбов СНВ имеют траверсу, которая сделана для подвески 3 проводов до 120 мм² из алюминия.

На анкерных и угловых с подкосами одностоечных опорах стальные траверсы ставят для проводов каждой фазы.

На промежуточных одностоечных опорах из центрифугированных стоек ставят верхушечные штыри и траверсы из дерева 80*100 мм.

ВЛ 35-500 кВ

На линиях 35 кВ и выше используют портальные и одностоечные свободностоящие унифицированные с оттяжками опоры.

Их конструктивными частями служат тросостойки, траверсы и столбы, которые имеют асфальтобитумную гидроизоляцию.

Для исключения доступа влаги в стойку ставят крышки-заглушки, нижняя из которых является дополнительным способом увеличить площадь опирания и прочность закрепления конструкции в грунте.

В верхней части столба для крепления траверс имеются отверстия. Заземляющий спуск проложен внутри бетона.

Опоры с металлическими траверсами портальные одностоечные ставят на линии электропередачи 330-500 кВ в качестве промежуточных.

Для линии 35-220 кВ применяют промежуточные конструкции с цилиндрическими и коническими стойками, 2- или 1-цепные, свободностоящие одностоечные.

Анкерные угловые сооружения делают в виде железобетонных изделий с оттяжками для ВЛ 35-110 кВ.

Заземление

Конструктивно заземление во всех столбах освещения и стойках ВЛ выполняется на заводской производственной площадке. Сверху и снизу изделия выводится наружу арматура, имеющая в диаметре 10 мм, стальной прут которой проходит по всей длине столба.

После заземления арматуры заземляют нулевой провод (повторное заземление). Проводник обязан иметь диаметр более 6 мм.

Заземляющее устройство должно иметь сопротивление менее 30 Ом. В населенной местности, если сопротивление грунта менее 100 Ом/м, — до 10 Ом.

Заземлитель устанавливается в железобетонные столбы в соответствии с проектом:

  1. Стандартная глубина траншеи 1 м при ширине 0,5 м.
  2. Формируются контуры и осуществляется обварка элементов.
  3. Выполняется защита стыков от коррозии.
  4. Монтируется заземляющий спуск.

Для опор освещения с питающим кабелем заземление делают через его оболочку.

Таблицы всех видов бетонных опор

Характеристики основных опор представлены в таблицах.

Опоры железобетонные одноцепные вибрированные для I и II районов по гололеду высотой 11 м со стойками СВ-110-3,5 для ВЛ 10 кВ.

ШифрМарка проводаВысота крепления нижнего провода, ммПролет между опорами, м
УОА10-2760080-75
УА10-2810080-75
А10-2810080-75
ОА10-2915080-75
Уп10-2АС95/16860080-75
П10-4АС70/11810065
П10-3АС50/8760095-85

Опоры железобетонные двухцепные вибрированные высотой 16 м со стойками СВ-164-12 для ВЛ 10 кВ.

Таблица размеров электрических столбов
МаркировкаL (мм)B (мм)H (мм)
СВ 9.5-2.09500220165
СВ 10.5-3.610500220165
СВ 10.5-5.010500220180
СВ 164-1216400220180
СК 105-310500220370
СК 105-510500220370
СК 105-810500220370
СК 105-1010500220370
СК 105-1210500220370
СК 105-1410500220370
СК 120-412000220391
СК 120-612000220391
СК 120-1012000220391
СК 120-1212000220391
СК 120-1512000220391
СК 120-1712000220391
СК 135-4.613500220412
СК 135-1013500220412
СК 135-1213500220412
СК 135-1513500220412

Руководствуясь таблицей размера железобетонных столбов, можно провести электричество на загородный участок от дома соседа или другого источника питания.

Разновидности железобетонных опор и способы применения

Железобетонные опоры — это основной несущий элемент в системе электропередач. На них приходятся повышенные нагрузки от окружающей среды, потому одновременное применение металла и бетона вполне целесообразно. Есть различные виды опор, каждый из них имеет определенное предназначение. Технология установки осложняется тем, что даже в обычном исполнении конструкция имеет значительный вес и для монтажа нуждается в использовании спецтехники.

Общее описание

В основе опоры находится бетон, который армирован железным каркасом. С учетом предназначения могут использоваться различные цементные составы. К примеру, обслуживание ЛЭП бетонной опоры 40−100 кВ выполняется при помощи конструкций из центрифугированных цементных растворов.

К основным достоинствам, которые имеют ЖБ опоры, относится стойкость к коррозии, а также к действию химических элементов и веществ, содержащиеся в воздухе.

Однако у этих конструкций существуют и определенные недостатки. Для начала это значительный вес, из-за которого осложняются и рабочие манипуляции по их доставке и монтажу. При этом железобетонные опоры СВ имеют значительную чувствительность к механическим повреждениям. К примеру, во время транспортировки эти конструкции нередко деформируются — на поверхности можно увидеть сколы и трещины.

Принцип устройства

Опоры могут оборудоваться стальным каркасом, который формируется с помощью металлической арматуры. За счет этого конструкция получает высокую прочность, а также защиту от агрессивных факторов внешней среды.

При этом арматура используется для крепления проводов на траверсах либо крюках. Во втором варианте применяются опоры, где еще на заводе выполняются необходимые отверстия для установки крюков.

Необходимо заметить, что оснащение функциональными элементами может производиться еще до того, как был выполнен монтаж этих конструкций на требуемом участке. Такая особенность отличает железобетонные опоры от деревянных, оснащение которых может производиться лишь после установки.

Классификация по способу монтажа

Есть различные варианты монтажа ж б опор. В этом случае речь идет о способах установки в грунте — с монтажом на фундаментной основе и с погружением в землю. При этом опоры, крепящиеся на фундаменте, тоже могут быть двух видов: традиционные и узкобазовые. Последний тип — это конструкция, устанавливающаяся на железобетонные или металлические сваи:

  1. Первый вид подразумевает погружение в грунт с дальнейшей заливкой цементным раствором. Эта опора еще называется каркасной или рамной. Ее применяют в роли элемента для обустройства фундаментов.
  2. Конструкции, напрямую фиксирующиеся в земле, как правило, используют в роли несущих элементов линий электропередач, осветительных систем и т. п.

Сферы использования

По большому счету, надежная и простая железобетонная опора обусловила огромную сферу использования этой конструкции. Сегодня можно выделить следующие разновидности железобетонных опор с учетом их предназначения:

  • Промежуточные. Устанавливаются на прямых участках трасс высоковольтных проводов. Эти конструкции рассчитаны на поддержание кабелей и тросов, но их нельзя устанавливать, если подразумеваются значительные нагрузки.
  • Угловые. Применяются на углах в поворотах воздушных линий передач. С учетом величины угла для этой задачи могут применяться и иные виды опор.
  • Концевые. С помощью этой конструкции начинаются и завершаются ВЛ.
  • Анкерные. Устанавливаются на прямых участках ВЛ, при этом конструкция имеет определенную особенность. При помощи анкерных опор создаются переходные участки через естественные препятствия, инженерные сооружения и иные конструкции.
  • Специальная ж/б опора, служащая для определения показателей в проводах, при этом она может обеспечить поддержку троса на сложных участках с перекрестками, перепадами грунта и ответвлениями.
  • Особенности ЛЭП конструкций

    Ж/Б опоры считаются наилучшим решением для организации поддержки высоковольтных линий электропередач. Деревянные и железные аналоги тоже используются в этих целях, однако у них есть ряд значительных ограничений. Но и железобетонные конструкции имеют ограничения по нагрузкам на электросетях, с которыми у них есть возможность работать.

    При этом могут производиться опоры для электролиний с показателем 15−1200 кВ. В таком большом диапазоне существуют конструкции с различными характеристиками. Чем больше подаваемое напряжение, тем больший размер и вес траверсов у железобетонной опоры.

    Если линии электропередач расположены приблизительно на одном удалении от поверхности земли и нагрузка на опоры одинаковая, то чем обусловлена необходимость изменения показателей конструкции? Это вполне логично с учетом технологических требований, которые регламентируются различными нормативными актами по расстояниям от электропередачи до опоры и поверхности грунта в зависимости от подаваемого тока.

    Технология установки

    К процессу установки приступают лишь после окончания подготовки строительной площадки и доставки всех комплектующих для монтажа. Затем производится анализ грунта, разрабатывается схема и проводится заземление. Лишь после этого производят сборку конструкции и основных частей:

    1. Для монтажа ж/б опор требуется спецтехника: стреловые и установочные краны. Подтягивание стоек производится трактором. Также необходимо подготовить котлован, его размер может быть больше этого же показателя опоры не более чем на 20%.
    2. Если планируется монтаж двухстоечных или портальных стоек, то установка производится последовательно: вначале одна, а затем вторая опора. После этого требуется монтаж траверс, крестовых связок и крепление их нижних окончаний. Когда установка произведена, конструкцию временно крепят оттяжками, затем ставятся ригеля.

    Начинать завершающий этап засыпки грунта можно лишь после того, как произведена проверка уровня конструкции.

    Проведение ремонтных работ

    Выполнение ремонтных работ на ж/б опорах по исправлению сколов и расщелин выполняют полимерцементными составами и лакокрасочными материалами. Небольшие поверхностные расщелины обрабатывают слоем лакокрасочного состава, а сколы покрывают полимерцементными веществами. В определенных ситуациях опоры могут усилить стальными либо железобетонными бандажами.

    Ремонт провода включает: установку новых зажимов, замену определенных частей гирлянд, разрядников, штырей, крючков, изоляторов, сварку троса и т. д. Чаще всего процесс монтажа во время ремонта производится такими же способами, как и при установке тросов. Потому далее описана лишь технология работ, которая определяется особенностью ремонта высоковольтных линий и установкой их на токоведущих частях, расположенных в труднодоступных местах под напряжением.

    Замену тросов проводят, как правило, полностью на анкерном участке. Из-за большой сложности этих работ при нехватке времени линию могут подключить к напряжению, оставляя вытянутый трос на промежуточных столбах на гирляндах, при этом его соединяют временно на петли анкерных опор специальными зажимами. При последующем отключении выполняют перекладку троса, монтаж зажимов и установку вибрационных гасителей. Во время значительного объема работ производят пофазную замену кабеля. Перекладку троса в зажимы зачастую выполняют без отключения напряжения.

    Ремонт отдельных участков

    Ремонт отдельных участков выполняют разными способами, они определяются масштабностью деформации. Во время обрыва нескольких проводов может устанавливаться специальная муфта либо бандаж. Если необходимо, то поврежденный участок обрезают и меняют на новый.

    Ремонт троса в пролете производят чаще всего без его опускания. Размер вставки обязан четко подходить по длине обрезанной части — иначе может случиться разрегулировка провесной стрелы. Провод вставки обязан быть такой же марки и иметь такое же направление витков, как и заменяемый.

    Перед обрезкой провода с двух сторон от участка повреждения вставляются монтажные зажимные клинья (на тросе сечением больше 350 мм2 — по три) и провод затягивается с помощью лебедок, затяжных гаек или полиспастов. После затяжки обрезают поврежденное место и подготавливают вставку такого же размера с допуском на крепление соединителей. После соединяют вставку с заменяемым участком соединителями и попускают затяжное устройство, передавая этим самым натяжку троса на вставку.

    Работы по ремонту проводов проводят чаще всего на отключенных электролиниях. Если ремонт обусловлен обрезанием троса, то его с двух сторон необходимо заземлить. При наличии напряжения участок намечаемого разрезания предварительно нужно шунтировать куском троса, подсоединяя его с двух сторон разреза ремонтируемой части провода.

    Замену арматуры и изоляторов производят, как правило, с отключением электролинии. На отключенных от пинания опорах в 30−120 кВ замену цельных гирлянд производят с телескопической вышки или с траверса. Во время работы с траверса трос подтягивают лебедкой таким образом, чтобы была возможность свободно рассоединить гирлянду. На место поврежденного изолятора ставится новый.

    Во время использовании вышки ее размещают под гирляндой, после выдвигают телескоп так, чтобы масса троса была принята корзиной и можно было ее рассоединить. Передача массы провода на телескоп вышки допустима с учетом грузоподъемности последней более 450 кг. Во время превышения максимального веса вышку применяют лишь для удобства монтажа.

    Замена изоляторов

    Замену изоляторов выполняют с предварительной разгрузкой от тяжения троса. Для удобства работ применяют телескопическую вышку. На тросе крепится монтажный зажим со шнуром, который подтягивают с помощью лебедки через установленный блок. После снижения тяжения в гирлянде в последней меняют сломанные изоляторы. Замену значительных подвесных конструкций выполняют, как правило, с опусканием проводов.

    Замена изоляторов без отключения напряжения является трудоемкой задачей, которая требует особых правил безопасности. Для выполнения работ используют разные приспособления: изолирующие прижимы и тяги, а также средства безопасности — вышки и площадки, изготовленные из изоляционного материала, а также поворотные краны, которые крепятся на траверсах.

    Системы распределения и передачи электроэнергии охватывают города, деревни и иные объекты, расположенные на отдельных участках. Помимо транспортировки электроэнергии на значительные расстояния, железобетонные опоры эффективно используются во время передачи электричества с подстанций к потребителям, а также для обустройства освещения дорожных покрытий и улиц.

    Железобетонные столбы ЛЭП, их виды и способы установки

    Какие бывают виды железобетонных конструкций и их предназначение

    Железобетонные опоры являются главным несущим элементом в системе электропередач. В данном случае конструкции из бетона и металла принимают на себя большие нагрузки от внешней среды. На сегодняшний день имеются разные виды опор. Они отличаются по назначению. Монтаж конструкции представляет особую сложность, так как опоры имеют значительный вес, следствие чего установка невозможно без спецтехники.

    Если вас заинтересовала возможность приобрести железобетонные столбы ЛЭП, то на сайте нашего партнера можно найти широкий выбор указанных изделий, подробнее.

    Общие отличия

    Опоры состоят из армированного железным каркасом бетон. Использование того или иного цементного раствора зависит от предназначения будущей конструкции. Например, для обслуживания ЛЭП в 40-100 кВ используются опоры из центрифугированных цементных смесей.

    Обратите внимание! Железобетонные опоры отличаются особой надежностью. Конструкции имеют отличные противокоррозийные свойства и превосходно противостоят воздействию среды.

    ЖБ опоры также имеют и некоторые минусы. Во-первых, большой вес, из-за которого значительно усложняются рабочие моменты, в том числе перевозка конструкций и их установка. Во-вторых, несмотря на стойкость к воздействиям внешней среды, опоры плохо переносят механические повреждения. Во время перевозки конструкции могут подвергаться деформации. Поэтому транспортировке всегда необходимо уделять особое внимание.

    Устройство опор

    Чаще всего опоры оборудованы стальным каркасом, формируемым металлической арматурой. Благодаря этому конструкция приобретает высокую прочность. Кроме того, данный принцип устройства позволяет опоре противостоять агрессивным факторам природной среды.

    Кроме того, арматура применяется для крепления проводов на крюках и траверсах. В первом варианте используются конструкции с отверстиями, которые делают еще на производстве.

    Обратите внимание! Оснащение всеми необходимыми элементами может производиться до установки опор на территории, в отличие от оборудования деревянных конструкций, которые оснащают уже после непосредственного монтажа.

    Классификация по методу установки

    Существуют разные виды установки железобетонных опор. В данном случае подразумевается способ монтажа в грунте. Обычно конструкции устанавливают на фундаменте или в почве. Первый вариант используется при монтаже традиционных и узкобазовых опор. При втором варианте установки применяются железобетонные или металлические сваи.

    Сегодня это единственно возможные методы установки:

    1. Погружение опор в грунт и последующая заливка цементной смесью.

    2. Прямая фиксация опоры в земле.

    Области применения

    Железобетонные опоры используются во множестве сфер. Сегодня выделают следующие виды конструкций, которые отличаются по предназначению:

    1. Промежуточные. Чаще всего можно встретить на прямых участках трасс высоковольтных проводов. Необходимы для поддержания торосов и кабелей. Однако при больших нагрузках промежуточные опоры не используются

    2. Угловые. Используются на углах в поворотах воздушных ЛЭП. Если учитывать величину угла, то могут использоваться и другие виды опор.

    3. Концевые. Данные опоры начинают и завершают ВЛ.

    4. Анкерные. Используются на прямых участках ВЛ. Кроме того, опоры имеют некоторые особенности. С их помощью оборудуют переходные территории, которые проходят через природные препятствия, инженерные сооружения и т. д.

    5. Специальные железобетонные опоры, которые необходимы для определения показателей в проводах. Могут поддерживать тросы на тяжелых участках с перекрестками, ответвлениями и грунтовыми перепадами.

    Особенности ЛЭП

    Железобетонные опоры являются лучшим вариантом для организации поддержки ВЛ электропередач. Данные конструкции превосходят по своим характеристикам деревянные и железные опоры, использующиеся для выполнения тех же задач. Однако стоит учитывать, что железобетонные конструкции имеют ограничения по нагрузкам на электросетях.

    В сегодняшнее время производители изготавливают опоры с показателями от 15 до 1200 кВ. В этом диапазоне сегодня производятся конструкции с самыми разными характеристиками. От размера подаваемого напряжения зависит вес и размер ЖБ опор.

    Монтаж

    Процесс установки железобетонных опор начинается после завершения подготовки площади и транспортировки на место всех необходимых элементов. Далее грунт берется на анализ и проводится заземление. Только после этих действий производится окончательный монтаж.

    Установка требует наличие спецтехники. Это установочные и стреловые краны. Подтягивание опор производится с помощью трактора. Кроме того, следует подготовить котлован.

    Обратите внимание! Окончательный этап засыпки грунта осуществляется лишь после произведения проверки уровня конструкции.

    Ремонтные работы

    Ремонт на железобетонных опорах может проводиться для исправления расщелин и сколов. Работы выполняются с помощью полимерцементных смесей и лакокрасочных материалов. Маленькие расщелины обрабатываются лакокрасочным раствором, а сколы необходимо покрывать полимерцементными смесями.

    Если необходим ремонт провода, то устанавливаются новые зажимы, заменяются части разрядников, гирлянд, крючков и изоляторов. Процесс ремонта производится теми же методами, что и при монтаже тросов.

    Основная особенность замены тросов заключается в том, что работы проводятся на анкерном участке. Из-за серьезности ремонта линию часто подключают к напряжению, оставляя трос на промежуточных столбах. Если необходимо отключить напряжение, производится перекладка троса, установка вибрационных гасителей и зажимов. Когда предстоит большой объем работ, заменяют и кабель.

    Ремонт отдельных участков

    Ремонтные работы отдельных участков выполняются различными методами, которые зависят от масштаба деформации. Если произошел обрыв нескольких проводов, то требуется установка муфты или бандажа. В отдельных случаях поврежденный участок обрезают и меняют на новый.

    Ремонт троса в пролете осуществляется без его спуска. Размер вставки должен полностью подходить по длине обрезанной части. В противном случае может появиться угроза разрегулировки провесной стрелы.

    Ремонт проводов проводится на отключенных электролиниях. Если появляется необходимость обрезать трос, то сначала его заземляют с обеих сторон.

    Замена арматура и изоляторов также производится на отключенных линиях электропередач. Замена цельных гирлянд проводится с помощью телескопической вышки или траверса.

    Сегодня железобетонные опоры являются оптимальным вариантом для осуществления транспортировки электроэнергии на огромные расстояния. Кроме того, конструкции остаются незаменимым средством для эффективной передачи электричества с подстанций к потребителям.

    Железобетонные опоры линий электропередач — виды и применение

    Линии воздушных электропередач выполняют с применением различных видов опор. Железобетонные столбы ЛЭП рассчитаны для возведения высоковольтных линий. Они отличаются универсальностью в использовании, устойчивы к резко меняющимся условиям погоды и микроклимату, выдерживают экстремально высокие и довольно низкие температуры (до -55 °C).

    1. Виды ЖБ столбов
    2. Маркировка бетонных электростолбов для ЛЭП
    3. Где используются столбы из железобетона в строительстве?
    4. Монтаж ЖБ опор
    5. Заключительное слово

    Виды ЖБ столбов

    Изделия из железобетона, разработанные для передачи или распределения электрической энергии, бывают напряжением от 0,38 до 35 кВ. На опоры ЛЭП приходится нагрузка на скручивание, большое количество осветительных элементов, масса проводов, а также боковая нагрузка. Изгиб опор освещения СВ 9,5 составляет 19,6 кН*м, а СВ 110 равняется 35 кН*м. По проектным расчетам и нормативным таблицам, объемом которых в несколько томов, выводят соответствие нужных электроопор и их применение.

    Главные составные элементы железобетонных столбов — стойки, траверсы, ригели.

    По назначению железобетонные опоры линий передач электроэнергии представлены следующей классификацией:

    Известно несколько видов таких изделий, которые различаются по назначению.

    Одним из видов таких изделий является портальный.

    Бетонные опоры по виду бывают:

    Маркировка бетонных электростолбов для ЛЭП

    Шифров, которые применяют в электросетевом строительстве, довольно много. Электроопоры могут быть скомплектованы на предприятии в соответствии с проектом строительства, дополнительно изготавливая элементы подвески с изоляцией. Маркируются ЖБ изделия следующим образом:

    Каждое изготовленное изделие маркируется определенным образом.

    Где используются столбы из железобетона в строительстве?

    Железобетонные опоры воздушных линий изготавливают на заводах ЖБ изделий согласно ГОСТам и техусловиям. Столбы выполняют роль несущей конструкции, используемой для линии с различными электрическими напряжениями. Согласно СНиП 2.01.07—85 столб может быть использован в средах с агрессивным воздействием, с минусовыми показателями температур и сейсмичностью до 9 баллов, с ветровой и гололедной нагрузкой, равной 7 и 5 по району, который определен по карте местности.

    Монтаж ЖБ опор

    Этапы установки столбов из железобетона:

    1. Доставку выполняет длинномерный специальный автотранспорт.
    2. Подают к месту монтажа бурильно-крановую машину.
    3. После разметки участка начинают бурение.
    4. В подготовленный котлован краном осуществляют установку ЖБ электроопоры.
    5. Фиксация конструкции. Контрольная проверка ее положения выполняется по окончании процесса.

    Чтобы определить, какое количество столбов необходимо для правильного монтажа, производится расчет по СНиП 2.02.01—83 и на основании документа «Руководство по проектированию ЛЭП и фундаментов ЛЭП». Его выполняют по возможной деформации и несущей способности столба. Проектирование и выбор опоры необходимо производить с учетом назначения стоек, разновидности грунта, особенностей рельефа местности и остальных немаловажных факторов. Важно знать вес электроопоры, глубину и диаметр отверстия, в которое будет устанавливаться опора ЛЭП.

    Изделие может быть погружено в подготовленный котлован краном.

    Большие размеры конструкции не позволяют поднимать их буромашинами, поэтому используют краны (СМК-10 и К-162 и другие подъемные механизмы соответствующей грузоподъемности). После сборки столб краном поднимают и опускают в котлован. Ригели верхнего и нижнего расположения закрепляют, прокапывая яму и укладывая его краном. К столбу его крепят хомутами. Обязательно нужно выверить по вертикали и горизонтали электроопору, а после засыпать котлован. После монтажа опор освещения наносят порядковый номер конструкции и год установки.

    Заключительное слово

    На данный момент процентная доля высоковольтных линий с использованием железобетонных опор составляет 80% протяженности построенных линий электропередач. Такой вид столбов характеризуется прочностью, долговечностью и они не нуждаются в больших затратах на изготовление. Недостатком является лишь одно — большая масса, за счет которой необходимо привлечение дополнительного грузоподъемного транспорта.

    Что такое железобетонные опоры?

    Линии электропередач нуждаются в надежных опорах. На них закрепляется тяжелое оборудование, множество коммуникаций. На протяжении нескольких десятилетий для этих целей применяются железобетонные опоры. Это специальный материал, обладающий крайне высокой прочностью. Дополнительно его армируют стальными элементами. Понятие «железобетонная опора» — общий термин, объединяющий сразу несколько элементов. Центральной его частью является стойка из железобетона, которая может быть вибрированной или центрифугированной. Также она содержит подпятник, приставки, ригели и подкосы. Во время установки очень важно продумать надежный и прочный фундамент.

    Особенности применения

    Использовать железобетонные опоры можно в климатических зонах, где температура не может опускаться ниже -55 градусов по Цельсию и ветровая нагрузка не превышает 9 баллов. Такие конструкции должны соответствовать нормам ГОСТ.

    Конструктивные особенности

    Железобетонные конструкции состоят из железобетонных и стальных деталей. В зависимости от того, где именно они применяются и какие проектные решения выполняют, железобетонные опоры должны иметь собственную маркировку. Сама железобетонная опора состоит из следующих компонентов:

    Рисунок 2. Характеристика железобетонных опор

    Особенности установки

    Установка железобетонных опор начинается с выкладки деталей для дальнейшей их сборки. Когда конструкцию опоры собирают на земле, ее при помощи крана поднимают в проектной положение и устанавливают в заранее выкопанный котлован. Пустоты заполняются песчано-гравийной смесью. Если грунт обладает малой несущей способностью, то дополнительно устанавливают опорные плиты. На них ставятся стойки ригелей, к которым прикрепляют опоры. Анкерные плиты устанавливаются для крепления в земле оттяжек или в других случаях, когда того требует проект.

    Классификация железобетонных опор

    Существует несколько разновидностей железобетонных опор. Подбирать их лучше всего вместе со специалистом, который понимает особенность каждой конструкции. По назначению железобетонные опоры бывают:

    Рисунок 3. Разновидности железобетонных опор

    Кроме того, железобетонные опоры могут быть различными по конструкции. Среди них:

    Железобетонные опоры также различают по методу закреплению:

    Учитывайте, что подбирать конкретный тип железобетонной опоры должен специалист. По количеству цепей опоры существуют 1-, 2- и многоцепные варианты.

    Маркировка и примеры

    Для более удобного выбора железобетонных опор существует специальная маркировка. Понять ее очень просто:

    Учитывайте, что использование железобетонных опор обязательно должно соответствовать проектным расчетам. Для этого используют нормативные таблицы, которые вы без труда сможете найти.

    Установка бетонных опор

    При расчете опор необходимо руководствоваться нормами СНиП 2.02.01-83, а также «Руководством по проектированию ЛЭП и фундаментов ЛЭП». При расчете необходимо учить деформацию и несущую способность линий. Для закрепления промежуточной опоры, например, типа П10-3, необходимо просверлить цилиндрический котлован на 2-2.5 метра. В таком случае устанавливать ригель на опору не нужно.

    Анкерные железобетонные опоры монтируются вместе с установочными ригелями. Они могут ставиться на нижний край опоры и подкосы, которые предварительно закапываются в землю или на верхний край опоры. Благодаря ригелям удается добиться дополнительной устойчивости. Не забывайте, что глубина закапывания зависит от того, насколько промерзает грунт.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *